Молоды — и точка

Елена ФЕДОРЕНКО

01.03.2018

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил сочинения молодых хореографов.

Проект «Точка пересечения» — территория, образованная для пластических опытов. Счастливая идея несколько лет назад озарила светлую голову Андрея Уварова — замечательного экс-принца Большого театра, а ныне — управляющего балетом станиславцев. Трудоголику и танцевальному полиглоту Лорану Илеру, считающему, что без актуального искусства любая труппа заскучает и постепенно утратит энергию, «Точка» пришлась по душе. Условия третьей серии «пересечений» остались прежними: четырем молодым хореографам театр предоставляет своих артистов, репзалы, Малую сцену и, конечно, «одевает» спектакль, снабжает его нехитрым реквизитом, если тот понадобится. Значит, все необходимое для постановки небольшого опуса, минут на 20–25, — в распоряжении соискателей хореографического будущего. В выигрыше все: сочинители получают уникальную возможность поработать с профессионалами высокого класса, исполнители расширяют свой артистический кругозор, а итоги творчества могут видеть зрители. Каждый спектакль начинается с показа ролика, где автор в словесной или пластической форме доносит до публики информацию, важную для него: о постановке и художественных взглядах.

Разные опусы, и все — результат качественного труда, обозначили две тенденции. Дамы — Ксения Вист из Германии и китаянка Диша Жанг — предложили спуститься на грешную землю и выбрали опорой нарратив, чтобы все ситуации действия были понятны. Вист, родившаяся в Москве, но в раннем детстве уехавшая из России, в своих незамысловатых «Песочных часах» представила основные вехи жизни — любой. Но в данном случае речь идет о судьбе персонажа Алексея Любимова, героя нескольких последовательно возникающих новелл, в чьей памяти всплывают яркие воспоминания. Вот детское счастье, когда родители были живыми, и он, повзрослевший, без всяких травестийных неловкостей льнет к исполнителям неоклассического дуэта (Наталья Клейменова и Леонид Блинков). Затем эпизод о юношеской дружбе, парни — Любимов и примкнувшие к нему Георги Смилевски-младший с Иннокентием Юлдашевым — лихо дурачатся и задорно веселятся. Понятно, что следующий этап — любовь, и Анна Окунева в нем — трепетная и грациозная избранница. Финал, конечно, согбенная старость и горькое одиночество. Трактовка «прочитывается» с самого начала, и ее инфантилизм перемешан с освоением опыта и приемов хореографов-предшественников — наиболее ощутимо влияние Начо Дуато.

Китаянка, как и Викст, тоже обратилась к давно понятному — семейным отношениям, точно назвав свой забавный и смешной спектакль «Мы». Здесь три пары с ежедневной рутиной и надеждами на все лучшее. Как бы ни складывалась их жизнь, каждый дуэт — единое целое. Коллизии узнаваемы, чему удивляться не стоит: «Все счастливые семьи похожи друг на друга». Жены — в передниках, с выбившимися волосами — хлопочут по хозяйству, тонут в бытовых заботах. Мужья — в галстуках и пиджаках — заняты бессмысленными делами в офисах. Когда они, главы семей, усталые, безалаберные, подвыпившие, похожие на виртуальных клонов, вернутся домой, их встретят мечтающие о ласке «половинки». Уложат спать, поправят подушку, приголубят, а утром снарядят на службу: повяжут галстук, почистят костюм, поправят прическу. Диша Жанг — хореограф востребованный, секрет ее творчества — в умении видеть в повседневности красоту, а не обреченность. В супружеских дрязгах для нее главное — не сами разборки, а нежный мир, наступающий после ссоры. Она не притворяется первооткрывателем и нарочито уходит от глубокомыслия. Ее зарисовки — шутовская усмешка, забавные скетчи, приправленные бытовой жестикуляцией и жанровой пантомимой. Иронию хореографа подхватили и довели до совершенства талантливые актеры: Анастасия Першенкова и Константин Семенов, Мария Бек и Денис Дмитриев, Елена Соломянко и Андрей Кириченко. С восторженным воодушевлением рассказали историю по-русски и заразили зрителей здоровым оптимизмом.

Хореографов-мужчин потянуло к загадкам и глобальным обобщениям. К счастью, в видео обнаружились подсказки. Отношение к искусству Бленарда Азизая — албанца, учившегося в Греции и работающего в Германии, — сакральное. Он рассуждает о внутренних монстрах и демонах, мешающих творческому раскрепощению, о смертных грехах и добродетелях — о нравственных страданиях. Абстрактен и умозрителен танец, не лишенный, впрочем, выразительных дуэтов и трио. Попытка пересказать опус «В начале» — занятие довольно бессмысленное, да и невозможное. Мучаются герои монотонно и взволнованно, томительно рыдают их тела, люди не в силах преодолеть искушений, пресечь душераздирающие страхи, прервать отчаянные схватки. Ментальный бунт завершается появлением странного создания. Главная пара — очаровательная Эрика Микиртичева и фактурный Леонид Леонтьев — выходит в образе двуглавого и четырехрукого пришельца. Талии солистов соединены поясом пышного кринолина, полностью закрывающего ноги. Руки извиваются змеями, торсы гнутся, как ветви от порыва ветра. Ритуал продолжается.

Своим видеороликом хореограф и художник из Великобритании Соломон Беррио-Аллен решил лукаво запутать публику. Как иллюзионист, он достает из холодильника протертое фруктовое пюре, перекладывает его в блендер, включает аппарат на полную мощь, и в чаше появляются блестящие ягоды спелой клубники. Спектакль «Жонглируй» тоже похож на фокус — не разгадать. Попытки оставляешь сразу: понятно, что это не танец для интеллектуалов, а пластическая изобретательная шутка. Двое парней — Евгений Поклитарь и Юрий Выборнов — заразительно складывают невероятные пластические конструкции, медитируют три таинственные барышни Валерии Мухановой, Натальи Клишиной и Дины Левин. Революционером в поисках пластического языка постановщика назвать трудно, но он не без успеха ищет свой неординарный путь на территории контемпорари-данс, прокладывая его подальше от претенциозных смыслов и надоевших образов. Головоломка так и не разгадана, слова сочинителя о ключевых элементах и якорях показались абракадаброй, но в спектакле скрыта тайная мощь и бьется авантюрный дух. Хореограф заставляет эмоционально откликнуться на азарт и кураж исполнителей — не случайно в финале с колосников рассыпается колода игральных карт.

Смотрины молодых порадовали главным: волшебным образом юное поколение артистов впитало традиции отцов-основателей Музтеатра на Большой Дмитровке — создавать подлинные и полнокровные характеры. Перевоплощаются легко, танцуют отчаянно, верят искренне.


Фото на анонсе: Карина Житкова