Анонс-2018

Елена ФЕДОРЕНКО

29.12.2017

Самый важный юбилей — ​200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. В России он жил долго, называл ее своей любимой родиной, стал полновластным хозяином русского балета, утвердил новое танцевальное мышление, создал гармоничную художественную систему академического балета. Его влияние переоценить невозможно, оно определило все развитие русского и мирового искусства. Сложнейшие и логически выверенные конструкции многолюдных спектаклей-феерий с симфоническими танцами кордебалета, изысканными соло, грациозными дуэтами, разнохарактерными ансамблями обрусевшего француза давно признаны эталонными. Поэтика Петипа стала мифом. Главные торжества, несмотря на то, что праздновать начали заранее, все же впереди. В Большом театре ждет торжественный апофеоз — ​два гала с участием международных звезд и всех собственных премьеров. Правда, планы претерпели изменения в связи с трагическим уходом из жизни знатока старинных стилей Сергея Вихарева. Без него, умевшего передать имперский размах творений патриарха классического танца так, что он не казался вегетарианской подделкой, вечер «Великий Петипа» состояться не может. Но отреставрированная Вихаревым «Коппелия» от Петипа — ​по образцу 1894 года — ​все-таки вернется в репертуар главного театра страны. Здесь же весной пройдет Фестиваль российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», инициированный Московской академией хореографии. В программе — ​мастер-классы, творческие встречи, круглые столы, презентация сборника «Балеты Мариуса Петипа в Москве», составленного Мариной Леоновой и Юрием Бурлакой, научная конференция и концерты. Фрагменты из балетов «француза с русской душой» исполнят воспитанники ведущих балетных школ России: Москвы, Петербурга, Перми, Новосибирска, Красноярска, Уфы, Якутии.

МГАХ примет участие в еще одной прекрасной истории — ​на праздник Петипа в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приедет Школа Парижской оперы вместе со своим руководителем — ​легендарной Элизабет Платель. Вояж задумал и подготовил Лоран Илер — ​второй француз после Петипа, возглавивший балетную труппу в России. С разницей в полтора столетия. Гости станцуют «Времена года» Ноймайера (этот балет Глазунова Петипа ставил в 1900 году), Московская академия представит картину «Оживленный сад» — ​образ сладостного рая из «Корсара», солисты Музтеатра вместе с московскими учениками исполнят Гран па из «Пахиты», по праву почитаемое за гимн женскому танцу.

Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева в честь юбилея покажет «Спящую красавицу» в Китае. В канун же Нового года коллектив отправится в Калугу, где согласно общероссийскому проекту «Большие гастроли» представит несколько спектаклей, в том числе и «Щелкунчика». Один из самых знаменитых и загадочных балетных спектаклей — ​неизменный талисман зимних праздников — ​тоже связан с именем Петипа. Хотя сам он его не поставил — ​помешало нездоровье. Мариус Иванович подготовил подробнейший сценарный план по изящной французской переделке Дюма-отцом сказки Гофмана. Покорно подчиняясь драматургическим требованиям хореографа, писал музыку Чайковский. Получилась не наивная рождественская сказка, а тревожная трагическая исповедь. Вот уже более века разгадывают хореографы партитуру, соединившую темы судьбы-рока и кукольных забав. Разные версии увидят зрители: прижившуюся на отечественной сцене детскую трактовку Василия Вайнонена, таинственную философскую притчу о хрупком счастье — ​от Юрия Григоровича. Наталия Касаткина приступила к репетициям балета «Принц Щелкунчик» на музыку Эдуарда Артемьева, создавшего авторскую транскрипцию партитуры Чайковского, с историей принцессы Пирлипат, которой может вернуть красоту орех Кракатук. Спектакль можно будет увидеть только под занавес наступающего года. Парад «Щелкунчиков» завершит 1 февраля спектакль Пермского театра в Государственном Кремлевском дворце. Хореограф Алексей Мирошниченко говорит, что ставит классический вариант с «собственными музыкальными и сюжетными открытиями». Для балетоманов показ привлекателен долгожданной встречей со своей любимицей — ​Натальей Осиповой, примой «Ковент-Гарден», которую не смог удержать ни Большой, ни Михайловский театр. Ее партнером станет Никита Четвериков — ​лауреат телевизионного конкурса «Большой балет».

На Исторической сцене ГАБТа в феврале — ​опера «Пиковая дама» Чайковского в прочтении режиссера Римаса Туминаса и маэстро Тугана Сохиева. В марте — ​балет «Анна Каренина» Джона Ноймайера на музыку Чайковского и Альфреда Шнитке, где герои Льва Толстого окажутся нашими современниками. Иностранцы поставят с российскими артистами оперы «Бал-маскарад» Верди и «Богему» Пуччини.

В сентябре 2018-го Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко откроет 100-й сезон фестивалем Сергея Прокофьева. В программе: оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Каменный цветок» и «Золушка». Поклонники танца ожидают «Дон Кихота» в редакции Нуреева, и Россия впервые познакомится с трактовками классики от великого Руди. Гордится театр своим новым просветительским проектом «Студия». В него войдут экскурсии по закулисью, рассказы о «тайнах театральных цехов», беседы, открытые репетиции, обсуждения. Одну из первых «Студий» посвятили премьере оперы Леоша Яначека «Енуфа» — ​редкой гостьи в России.

«Геликон-опера» приглашает поклонников творчества Игоря Стравинского на программу, объединившую оперу «Соловей» и балет «Весна священная». Премьера «Алеко» Сергея Рахманинова запланирована на начало лета. Под занавес сезона — ​«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Бертмана и под музыкальным руководством маэстро Владимира Федосеева. В канун Дня Победы театр пригласит ветеранов Великой Отечественной на оперу Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», получившую название «Упавший с неба».

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац покажет премьеру оперы Владимира Кобекина «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» — ​современную игру в фольклор по произведениям Мамина-Сибиряка. О заблудившихся в лесу и чудом спасшихся детях самым маленьким зрителям расскажет опера Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Главной балетной премьерой станет «Путешествие Гулливера» современного композитора Алексея Ларина в хореографии Кирилла Симонова с волшебными превращениями и 3D-анимацией.

Московская консерватория проведет традиционный Международный открытый фестиваль искусств «Дню победы посвящается…», где примут активное участие Госкапелла России под управлением Валерия Полянского, Академический концертный оркестр имени Юрия Силантьева со своим худруком Александром Клевицким. Также в БЗК откроют Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева и прослушивания Международного конкурса пианистов Grand piano Дениса Мацуева.

Московская филармония предлагает немало раритетных программ. В Концертном зале имени Чайковского выступит Ансамбль старинной музыки «Il Giardino Armonico»; «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра исполнит один из самых признанных в мире коллективов Государственный академический хор «Латвия» и Московский камерный оркестр «Musica Viva». Старинная опера неаполитанца Николы Порпоры «Германик в Германии» прозвучит в трактовке «Капеллы Краковенсис» с «ангельским голосом» Юлии Лежневой, «золотым сопрано Башкирии» Диляры Идрисовой и знаменитым контратенором Максом Эмануэлем Ценчичем. И, конечно, в КЗЧ ждут VI  Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» под руководством Владимира Юровского.