Танцы под копирку

Елена ФЕДОРЕНКО

21.11.2013

тистов балета и хореографов.

Правительство РФ и Министерство культуры учредили форум в расчете на четырехлетний цикл: каждый год состязаться будут представители одной из номинаций: «хореографы», «народно-сценический (характерный) танец», «современный танец». А последний смотр четырехлетки — «артисты балета» — станет отборочным накануне престижного Московского международного конкурса. Члены жюри — руководители балетных трупп и балетных школ, люди именитые, известные, облаченные регалиями и удостоенные высоких званий, трудились под руководством хореографа-патриарха Юрия Григоровича.

Выделить хореографов в отдельную номинацию — идея благотворная. Обычно смотры новых танцев входят составной частью в артистические номинации и, увы, являются их самым слабым звеном. Несколько лет назад Музыкальный театр имени Наталии Сац (нынешний смотр проходил на его же сцене) провел конкурс хореографов «Перспектива», объявив его ежегодным, но инициатива тут же угасла, причем без художественных последствий.

Нынешняя встреча прошла скромно, хотя организаторы открыли перед зрителями все двери — просмотры были бесплатными. За редким исключением публику составляли те, кто так или иначе связан с выступавшими, — их родственники и коллеги. Канули в Лету времена, когда каждый балетоман спешил на просмотры туров Всесоюзного балетного конкурса (он жил полтора десятилетия, с 1965-го). Критики и журналисты конкурс-2013 и вовсе не заметили — то ли пиар-кампания подкачала, то ли всем миром потеряли надежду на то, что хореографическая мысль в родном Отечестве забьется после долгого летаргического сна.

За медали боролись 27 человек из девяти российских городов (с преобладанием Москвы и Петербурга). До третьего тура, по результатам которого определяли победителей, дошли 15. Соло и дуэты первых двух туров в финальном уступили место сюжетным композициям, достаточно протяженным (до 20 минут) и с несколькими героями на сцене (до пяти артистов). Победили те, чьи истории в танцах оказались самыми внятными, ибо нынешний уровень хореографической мысли относит оригинальность пластического языка к недоступной роскоши.

Почти все номера выглядели студенческими работами по изучению, а иногда и копированию лучших образцов хореографии XX столетия. Для тех, кого коробит, скажу иначе: молодые дарования решили вести диалог с мэтрами, определившими сегодняшний день балетного искусства. Во всяком случае, каждый номер напоминал что-либо из хорошо известного. «Однажды вечером» золотого лауреата Елены Князьковой — отзвук «Золотого века» Юрия Григоровича. В ресторане встречаются люди, у каждого — своя судьба (а значит, и свой монолог), среди них, конечно, дама — пленительная балерина Елена Князькова. Она сочинила «под себя», свои роскошные ноги и быструю пуантовую технику чистую и грамотную пластику. Культура танцевальных комбинаций и отсутствие амбиций принесли ей победу. 

Серебро досталось тоже москвичке Нине Мадан — она продолжает поиски своей лексики, складывая танец из полутонов и оттенков. Ее поэтический номер «Милый друг» в иных — «земных» — обстоятельствах развивает тему баланчинского «Аполлона Мусагета». Бронзовый призер, Дмитрий Антипов из Воронежа утонул в капризной беспечности и грациозных интригах XVIII века, поданных в духе Иржи Килиана. Очарованный кумиром юный хореограф из цитат сплел веселый номер «Салат, шляпка и скандал, или Забавы в стиле Ро-ко-ко». Первоисточника не скрывает. Его медаль — награда за честность. Звание дипломанта получили Вера Арбузова (Санкт-Петербург), Александр Могилев (Москва) и Евгения Пичкалева (Краснодар).

Отличия нашли своих героев, а главный итог так и остался неутешительным: хореографов, то есть художников, мыслящих танцем, а не привычным набором стандартных движений, по-прежнему не видать. Обидно, что тривиальна хореография, вдвойне — что ее ставят равнодушные к музыке люди, не обремененные высшим по рвению образованием. Чувства выхолощены, структура — рыхлая, финалов — несколько, а бровки домиком и бесчисленные шарфики заменяют образность. К концу просмотров от танго закружилась голова — столько полуэстрадных и однокрасочных трактовок предложили соискатели.

Следующий конкурс — через четыре года. Будем надеяться, что времени хватит на постановку номеров, не напоминающих по вкусу и приготовлению фаст-фуд. А равно далеких от взгляда на мир через замочную скважину или танцев на детсадовском утреннике.