Последнее танго в Москве

Елена ФЕДОРЕНКО

03.12.2015

Лондонский театр Sadler’s Wells устроил танго-вечеринку на Новой сцене ГАБТа. Так завершился Международный фестиваль современного танца DanceInversion. 

Уже известный в России бельгийский хореограф Сиди Ларби Шеркауи влюблен в танго. Танец заворожил сочинителя лет пятнадцать назад: «Я не смог ему сопротивляться, танго загипнотизировало меня. Два тела становятся единым целым и в то же время ведут какой-то колдовской диалог. Умом этого не понять». В спектакле «Милонга» — так называется действо, разворачивающееся в аргентинском баре, — хореограф доверился танго. Не отвлекаясь на придумывание какой-либо фабулы и салонно-эстрадных штучек, Шеркауи соединил лучших аргентинских тангерос и виртуозов современного танца. Подарил им воздушные головокружительные поддержки-трюки, когда дама раскручивается над головой кавалера, а потом нежно опускается к его ногам. 

Весь полуторачасовой спектакль выстроен как признание в любви к танго — вечно молодому, всегда яростному и неизменно сексуальному. Сопровождение — ювелирно собранный видеоряд: улицы Буэнос-Айреса «проплывают» по заднику сцены со скоростью спешащего человека. Танцовщики здесь оказываются неслучайными прохожими — теплым вечером после знойного дня они торопятся на вечеринку. Оказавшись на танцполе небольшого кафе, где ликует и рыдает ансамбль из пяти музыкантов, тут же включаются в танец. Поначалу сдержанный, потом — все более неистовый и откровенный. Пары сходятся и разлетаются, опьяняя друг друга. Сумасшедшая и без того скорость все нарастает, пока не образует лавину, шквал, цунами. Шеркауи словно перелистывает недолгую историю танго длиною чуть более века. 

Исполнители двигаются с такой чувственностью, какую не передать словами. Об этой медитации и скрытой страсти говорил известный аргентинский танцовщик Хулио Бокка: «В танго есть та таинственность, что возникает между мужчиной и женщиной только тогда, когда они остаются вдвоем в постели. Танго — преступление без убийства, смерть без гибели». Мужские дуэты отсылают ко временам, когда в портовых тавернах лихие нищие эмигранты, чтобы отстоять себя, состязались в ловкости и даже не подозревали, что придумывают движения нового танца. Танго-трио — дьявольская схватка за партнера: двое мужчин и дама, две женщины и кавалер — возникло чуть позже. Двое победителей образуют пару, а оставшаяся женщина переборами ног и поворотом плеча пронзительно, захлебываясь отчаянием, передает свое одиночество. В каждой зарисовке — точный психологизм и верность интонации. Чувства складываются в рассказ о жизни, где люди любят, дружат, спорят, смиряются, терпят, тоскуют, бунтуют и... успокаиваются. Но только на мгновение, чтобы вновь набрать скорость, силу, страсть, что питают фантазию хореографа, пригласившего нас на милонгу.