Валерий Халилов: «Военных дирижеров готовят только в России»

Наталья МАКАРОВА

03.03.2016

2 марта Военно-оркестровой службе Вооруженных сил России исполнилось 305 лет. Вот уже несколько веков горнисты и барабанщики подбадривают своих однополчан на передовой, а в мирное время раскрашивают будни яркими оттенками мазурки, польки, джаза. О том, какую роль играет музыка в сегодняшней армии, «Культуре» рассказал главный военный дирижер, генерал-лейтенант Валерий Халилов.

культура: Что такое военный оркестр в современной армии? 
Халилов: В частях существует ежедневный утренний ритуал: подъем государственного флага под звуки гимна. Выглядит это очень державно. Оркестр в данном случае не только сопровождение, но еще и символ страны, символ армии — сильной, сплоченной. Безусловно, без участия музыкантов не обходятся и другие ритуалы — парады, построения с выносом боевого знамени. Еще важны, особенно в отдаленных гарнизонах, выступления перед военнослужащими и их семьями.

Я недавно проверял военные оркестры в Псковской, Калининградской, Ленинградской областях — там замечательные коллективы, у них своя обширная аудитория. Лет 10–15 назад наши оркестры намного реже выходили на сцену, на концерты собирались в основном люди пожилого возраста, а сейчас много молодежи. Так что наш жанр активизировался. Проводятся военно-музыкальные фестивали: например, «Спасская башня» в Москве, «Амурские волны» в Хабаровске. В прошлом году в Тамбове открыли памятник двум великим военным композиторам — Василию Агапкину, автору марша «Прощание славянки», и Илье Шатрову, написавшему вальс «На сопках Манчжурии». В Кемерово недавно появился духовой оркестр, правда, не военный. В любом случае радует, что подобные коллективы рождаются в самых разных уголках России. 

культура: Какая атмосфера царит в военно-музыкальных подразделениях? С одной стороны, армия, а с другой — все-таки люди искусства. Как командиры относятся к музыкантам?
Халилов: Мне нравится уважение армейского руководства к нашему жанру. Они понимают, что военная музыка — очень сильное эстетическое средство воспитания, и стараются сделать для оркестра все, что в их силах. Я давно в армии и помню, что раньше командирам часто было не до оркестра. Приезжаю, говорю: вы же большой начальник, у вас целый военный оркестр, такая уникальная структура. А он отвечает: некогда музыкантами заниматься, да и дирижер ко мне не подходит. Так дирижер, возражаю, молодой лейтенант. Вы сами должны внимание на них обратить, помочь… Сейчас все более цивилизованно, руководители стали сознавать, что оркестр не простое украшение, а необходим для сплочения военнослужащих, поднятия морального духа. 

культура: Чем отличается обучение военных музыкантов в России и за рубежом?
Халилов: Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

культура: А призывники попадают в военные оркестры? 
Халилов: Ребят с музыкальным образованием отбирают в военкоматах. Некоторые, зная, что им скоро в армию, заранее приезжают к дирижеру с просьбой взять в коллектив. Если в оркестре есть место, можно остаться и дальше служить по контракту. Многие так и делают, несмотря на то, что быть музыкантом — колоссальный труд. Скажем, духовик, как спортсмен, должен заниматься каждый день. Все его мастерство держится на мышцах губного аппарата, если что-то случится с зубами или губами — все, конец карьере. Армейские оркестры — хранители традиций духовой музыки. К тому же военно-музыкальный ансамбль во многом отличается от обычного. К примеру, только военные оркестранты играют на ходу, к тому же способны работать при температуре до 15 градусов мороза.

культура: Раньше главным хитом военного оркестра было уже упоминавшееся «Прощание славянки». А сейчас какой репертуар?
Халилов: Зависит от численности и состава инструментов. Всего в стране около 200 военных оркестров. Самый маленький — 21 человек вместе с дирижером. Они исполняют в основном песни, марши, польки, увертюры. Потом идут команды, состоящие из 44 человек, затем из 63. У таких, конечно, набор инструментов побогаче, а потому и репертуар более разнообразен. Наиболее крупные — наши статусные коллективы: Центральный военный оркестр Минобороны, Центральный концертный образцовый оркестр имени Римского-Корсакова ВМФ России и Военный Образцовый оркестр Почетного караула.  Иногда с подбором репертуара возникают недопонимания. Два года назад, объезжая войска, я заметил, что много легкой фоновой музыки из американских боевиков или вестернов. У них это фон, а у нас подается как художественное произведение концертного плана. Но такая композиция не несет никакого духовного начала, даже зацепиться не за что — ну, играют и играют, будто радио включили. Я тогда сказал, чтобы больше внимания уделяли нашей военно-патриотической теме.

культура: Старинным русским маршам, например?
Халилов: Вполне, у нас к ним очень серьезное отношение. Стараемся возрождать историю, ведь раньше у каждого полка был свой марш, который утверждался государем. Существовала определенная музыкальная символика. Мы часто играем марши Печорского и Преображенского полков. А недавно я побывал в Морском корпусе Петра Великого, которому в этом году исполнилось 315 лет. Заинтересовался, а была ли музыка, предназначавшаяся для этого учебного заведения. Поискали в архивах и нашли. Музыканты сыграли — замечательный встречный марш. Договорились с местным дирижером, что находка войдет в жизнь корпуса. 

культура: Как можно приобрести записи военных оркестров? 
Халилов: Мы выпускаем диски, но только как подарочную продукцию, они не продаются. Многие наши выступления можно найти в интернете, хотя лучше, конечно, слушать вживую. Мы с Центральным военным оркестром выступаем в Колонном зале Дома Союзов, Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Кремлевском дворце. Часто гастролируем по стране, посещаем самые дальние уголки. Везде нас очень горячо принимают. Бываем и за границей.

культура: Отразились ли политические события на международных гастролях? 
Халилов: Не хочу переносить нюансы политики на музыку. Скажу лишь, что никаких запретов нет. Летом прошлого года ездили на один из крупнейших в мире военных фестивалей под открытым небом в швейцарском Базеле. Встретили нас прекрасно.

культура: Что самое главное в работе военного дирижера? 
Халилов: От его компетентности, настроя, самодисциплины зависит состояние всего коллектива. Дирижер должен уметь подчинить всех своей воле, но не так: «Равняйсь! Смирно! Играйте». Нужно заразить идеей, жаждой творчества, тогда весь оркестр будет стремиться к единой цели — воплотить замысел композитора. А главное, чему учат военные дирижеры своих воспитанников, — стремление к духовному, а не к потребительскому. Ведь сейчас в армию приходят всего на один год. И за это время солдату нужно, к примеру, не только выучить слова и музыку гимна, но и знать историю его создания, какие еще были гимны на Руси, как они трансформировались. Люди сейчас тянутся к наследию своего Отечества, вспомните очереди на выставку Серова! Часть нашего прошлого оказалась утеряна, а на его портретах оно вновь оживает. Народу интересно посмотреть на эти лица — живые, настоящие. Вот так же многим надоело электронное звучание, и они стали больше любить духовую музыку, в которую исполнитель через дыхание вкладывает сердечную теплоту. Звук получается более натуральным и красивым. А солдаты, в особенности из глубинки, часто признаются: мол, знать не знали, что военный оркестр может играть так душевно. Ради подобных моментов и работает дирижер.


Кому война — по барабану

Военная музыка существовала на Руси еще в глубокой древности. Сражения IX века сопровождались звучанием труб, бубнов, деревянных дудок. Официально же Военно-оркестровая служба в России возникла 2 марта (19 февраля по старому стилю) 1711 года. Именно тогда Петр I подписал указ о создании «Штатов кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». На поле боя военные музыканты подавали сигналы для маневра — сбор, в атаку, назад. 

Первые оркестры появились в Семеновском и Преображенском полках — они играли на параде в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка со временем стал неофициальным гимном империи. С приходом царствования Елизаветы Петровны в российской армии родилась традиция отличившиеся в боях полки награждать не только знаменами и орденами, но и серебряными георгиевскими трубами.

Большую роль сыграли военные музыканты в период русско-турецких войн. Великий Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». В Отечественную войну 1812 года звуки маршей, исполняемых в огне битв, вдохновляли наши войска и обезоруживали противника. «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка», — признавался Наполеон. 

Большой вклад в развитие военно-оркестровой службы внес Николай Римский-Корсаков. На посту инспектора военно-морских хоров он усовершенствовал составы оркестров и процессы подбора и обучения музыкантов. В настоящее время Центральный оркестр Военно-морского флота носит его имя. В 1882 году в Санкт-Петербурге был образован первый в России военно-музыкальный коллектив, который должен был участвовать не только в воинских ритуалах, но и протокольных государственных церемониях, например, во время приемов иностранных послов.

Русско-японская и Первая мировая войны больно ударили по военным музыкантам — многие из них полегли на полях сражений. А с приходом Советской власти стали возникать новые коллективы. Для управления ими в 1919 году было создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. В годы Великой Отечественной военные оркестры поднимали моральный дух солдат выступлениями по радио или прямо на передовой.

Во второй половине прошлого века в нашей стране появляются конкурсы и фестивали военной музыки, а с 60-х годов армейские и флотские оркестры начинают выезжать за рубеж. В настоящее время Военно-оркестровая служба охватывает около 200 коллективов. Музыканты не только исполняют торжественные марши во время парадов на Красной пощади, но и ездят с концертами по стране, аккомпанируют таким звездам эстрады, как Иосиф Кобзон, Лариса Долина. А еще поддерживают наших бойцов в горячих точках — Центральный военный оркестр выступал перед российскими военнослужащими в Сирии.