День хорька

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

02.10.2013

В Америке вышла автобиография «жертвы» Романа Полански, в которой воссоздаются события 36-летней давности.

Свой труд Саманта Геймер назвала «Девочка: Жизнь в тени Романа Полански». Саманту и вправду величали просто «девочкой» — американская пресса не сильно заморачивалась именем пострадавшей.

«Я не наивная дурочка, — заявляет Саманта. — Если пишешь книгу, глупо просить оставить тебя в покое. Ты приглашаешь людей в свою жизнь. И мне об этом известно. Добро пожаловать!» После чего начинается 265-страничная исповедь — скрупулезное воссоздание событий 1977-го и последующего общественного «террора».

Геймер описывает учтивость европейца Полански и его галантные манеры, плохо вяжущиеся с образом насильника. Вспоминает и свое первое впечатление о нем: «Да этот парень с меня ростом и выглядит как хорек. Но он супермогущественный и хочет сфотографировать меня. Меня!» Под предлогом съемок для французского «Vogue» Полански и выманил 13-летнюю Саманту.

Вскружить голову родителям девочки режиссеру ничего не стоило — гремевшее на всю Америку имя Полански затмевало все. Мать Саманты — амбициозная, но не очень удачливая актриса, и ее муж, издававший журнал для любителей легких наркотиков, свободно отпускали дочь с великим Романом. Геймер утверждает, что они были слишком «наивны» и никак не могли заподозрить режиссера в любви к малолеткам. Для них Полански являлся просто «несчастным человеком» — все помнили убийство его беременной жены членами секты Чарльза Мэнсона.

Сначала Роман Полански провел с Самантой «пробные съемки», для которых модель позировала топлес. Через несколько дней пришло время настоящей фотосессии. В поисках подходящей съемочной площадки режиссер повез Геймер к Жаклин Биссе, которая предложила гостье вина. Позже французская звезда признавалась, что приняла спутницу Полански за совершеннолетнюю. Чем несказанно удивила Саманту: «Как бы по-взрослому себя ни вела, я выглядела как ребенок».

Неудовлетворенный «площадкой», Роман отвез модель к Джеку Николсону, а по дороге стал выяснять про сексуальный опыт подопечной. Та, желая произвести впечатление на мэтра, соврала, что занималась сексом дважды. Впечатлился ли автор «Отвращения», неизвестно. Как бы то ни было, Николсона дома не оказалось, но гостеприимная экономка впустила посетителей. На этой вилле и произошло событие, о котором начинающая писательница теперь отзывается так: «То было изнасилование во всех смыслах этого слова. Я говорила «Нет!». По версии Саманты, ее сначала напоили шампанским, а затем дали снотворное. При этом Геймер все время оговаривается, настаивая, что режиссер был очень «внимательным к ее чувствам» и «искренне желал», чтобы она тоже получила удовольствие.

Затем Полански отвез Саманту домой и зачем-то решил показать результаты фотосъемки ее родителям. Благородный кинематографист даже угостил их марихуаной. Так — «за травкой» — мать с отчимом и лицезрели съемку с полуобнаженной моделью-дочкой. После чего режиссер — вместе со своей «дурью» и фотошедеврами — был спущен с лестницы.

Что было потом, известно всему миру — Полански арестовали по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней. Для смягчения приговора режиссер признался в сексуальной связи с Геймер и даже согласился на психиатрическое обследование. Но это не помогло — судья проигнорировал предварительный договор с адвокатами. Накануне вынесения приговора Полански бежал из Америки, чтобы никогда не вернуться.

«Жизнь после» превратилась в кошмар не только для оскароносца. По признанию Геймер, события, произошедшие позже, были пострашнее секса с режиссером — бесконечные показания в полиции, преследования папарацци. Несколько лет назад в биографическом фильме Полански попросил прощения у Саманты, назвав ее двойной жертвой — его и прессы. Геймер говорит, что поддерживает отношения с режиссером до сих пор — посредством электронной почты.

Теперь Саманта называет и самого Полански жертвой — СМИ и прокуратуры. «Как гражданка Америки я оскорблена, что наша судебная система такая гнилая», — гордо заявила Геймер. Чем очень обидела Стива Кули, окружного прокурора Лос-Анджелеса, требовавшего в 2009 году экстрадиции режиссера — из Швейцарии в Америку. «Пусть лучше расскажет о деталях соглашения с Полански», — настаивает тот, имея в виду иск, который Геймер выиграла против кинолегенды в 1993 году в гражданском суде. Говорят, речь тогда шла о шестизначной сумме. Получив ее, Саманта превратилась в неистовую защитницу насильника. Правда, и работник судебной системы Кули не все договаривает — например, что шумиху с экстрадицией Полански он поднял, когда баллотировался на место прокурора штата...