«Немец» в Кремле — 12 лет спустя

Александр РАР

06.10.2012

В свое время жизнь и работа в ГДР привлекли Владимира Путина к немецкой истории, культуре, быту и экономике. С тех пор прошло много лет, но президент России и сегодня является сторонником идеи экономического сближения с Германией.

12 лет назад в неформальной беседе для моей книги «Владимир Путин. «Немец» в Кремле» российский президент дал понять, какими он видит российско-германские отношения. Тогда Путин предложил создать рабочий форум, на котором бы обсуждались глобальные вопросы европейской внешней политики и безопасности. Это способствовало бы окончательному историческому примирению между Германией и Россией. Именно так у президента России родилась идея «Петербургского диалога» — площадки, где немецкие и российские элиты могли бы обсуждать и выстраивать абсолютно новые отношения. Владимир Путин дал понять: как российский политик, он понимает, что именно через сотрудничество с Германией и сближение наших экономических процессов Россия сможет укрепиться в Европе. 

И сегодня Германия это прекрасно осознает, принимая активное участие в разработке проектов «Северного» и «Южного потока» и других важных совместных с Россией начинаниях в энергетической области. При Путине наши страны, наконец, смогли создать тот энергетический альянс, который российский президент начал строить для всей Европы. И хотя в Европейском союзе есть страны, которые пока дистанцируются от России, диалог с Германией, на мой взгляд, будет только укрепляться.

Конечно, нельзя сказать, что в самой Германии нет двоякого отношения к «немцу» в Кремле». До сих пор определенные силы рассматривают Путина глазами «холодной войны», отталкиваясь от старых стереотипов. Его видят бывшим разведчиком, от которого можно ожидать только авторитарного режима. Но несмотря на все это, я предполагаю, что в течение третьего президентского срока Путину удастся сделать следующий бросок в Европу через Германию. Мудрым немецким политикам постепенно становится ясно, что спасать Европу от экономического кризиса можно только сообща с Россией, которая за время правления Путина во многом укрепилась. Поэтому символ «немца» в Кремле», как человека отстаивающего российские интересы и при этом смотрящего в сторону Германии, остается актуальным.

В связи с этим, важным остается вопрос о месте России в европейском пространстве, а также и мировом. Существуют две концепции относительно будущего Европы. Первая — это проект Трансатлантического сообщества, то есть США и Европа без России, Европа под защитой Америки, под ее атомным зонтиком и в активных торговых отношениях с ней. В таком случае у России только один путь: сотрудничество с Азией. Когда в своей Мюнхенской речи Путин выступил против создания системы ПРО в Европе, он показал свое неприятие подобного проекта, подразумевающего появление новой военной и оборонной инфраструктуры для Трансатлантического сообщества, а не для континентальной Европы.

Другая концепция — это объединение Европы в «общеевропейский дом», о котором мечтали де Голль и Горбачев. Эта Европа строится на сильных «китах» — Германия, Франция и Россия — по общеевропейским принципам. США для такой Европы, хотя и не являются соперником, но и не составляют часть «дома». С исторической точки зрения, это наиболее правильная модель. Однако сегодня реализовать ее достаточно сложно: «холодная война» была долгой, и ее последствием стало глубокое недоверие между Россией и Западной Европой, а еще более — между Россией и новыми членами НАТО и Евросоюза — бывшими странами Варшавского договора.

Сегодня Россия предлагает миру свои эффективные инициативы. Она участвует в создании очень важного проекта — Евразийского союза. На форуме в Берлине в 2010 году Путин предложил после вхождения России в ВТО создать зону свободной торговли с Европой. Если все будет развиваться мирно и конструктивно, Евразийский союз станет тем мостиком, который поможет странам постсоветского пространства сказать свое общее слово Европе, а затем и объединиться с Европейским союзом в некое общее экономическое пространство и свободную торговую зону. И все идет именно к этому — после России Казахстан также намерен войти в ВТО.

В области культуры, в вопросах мировоззрения сегодня мы видим временное противостояние между Западом и Россией. Это можно назвать конфликтом цивилизаций. Существует либеральная модель экономики и ценностей, которая на Западе возводится чуть ли не в ранг религии и навязывается другим народам. Если бы в 90-е годы Россия полностью окунулась в либеральную модель Запада, ее идентичность попросту растворилась бы и потерялась. Но она не могла идти по этому пути. Сегодня Россия должна найти корни своей идентичности в дореволюционном прошлом. Это довольно сложно: уже не осталось людей того времени. Но поиск идет — в том числе и благодаря Владимиру Путину. Уверен, только найдя свою традиционную идентичность, Россия сможет выстоять как сильное европейское государство.

Читайте также: