14.01.2015
«Все, что я знаю, вижу или слышу, превращается в платья, — говорил Диор. — Я всегда хотел, чтобы они были геометрически выстроены, облегали линии женского тела, стилистически оформляли силуэт. Я подчеркнул талию, объем бедер, бюст... Мода должна любить женщину».
Кристиан появился на свет в нормандском городке Гранвиль, в семье крупного промышленника. Родители видели сына на дипломатическом поприще, но он сделал иной выбор. В 23 года Диор открыл в Париже галерею, где выставлялись работы Пикассо, Дали, Матисса, Брака, Клее, Джакометти и даже русского художника Павла Челищева. Тогда же Кристиан начал делать эскизы женских нарядов, которые продавал модельерам и глянцевым журналам.
В начале Второй мировой войны Диора призвали в армию, но прослужил он недолго и после капитуляции Франции вернулся в Париж. Кристиана пригласил в свое ателье известный дизайнер Люсьен Лелонг.
Судьбоносной для Диора оказалась встреча с текстильным магнатом Марселем Буссаком. Тот сразу поверил в талант Кристиана и предложил ему 60 миллионов франков. «Случай всегда приходит на помощь тем, кто стремится к своей цели», — напишет впоследствии кутюрье в своей автобиографии «Диор и я» (в России книга вышла под названием «Диор о Dior»). В декабре 1946 года Диор открыл собственный модный дом на фешенебельной парижской авеню Монтень. Здесь он располагается и поныне.
В феврале 1947-го кутюрье показал свою первую коллекцию, имевшую феерический успех. Американская пресса объявила, что в моде благодаря Диору появился «новый взгляд», так называемый «new look». Принято считать, что в Советском Союзе его первой продемонстрировала Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь».
Вся эстетика Диора — ведь он был искусным садовником — связана с цветами. Прежде всего с розами, а также маками, нарциссами, незабудками, азалиями... Своим талисманом Диор считал ландыш. Кутюрье не только носил его в петлице на каждом показе, но и вшивал веточки ландышей в подолы новых нарядов — на удачу. Диор вообще был человеком на редкость суеверным: своим магическим числом он называл восьмерку. Изогнутыми линиями она напоминала ему чувственные женские формы. Прежде чем принять то или иное решение, Кристиан ходил к гадалкам. Говорят, когда Диору было 14, ясновидящая предсказала ему: «Ты всего добьешься в жизни благодаря женщинам». Верилось в это с трудом, так как будущий гений высокой моды был геем. В его близкий круг входили известные нетрадиционной сексуальной ориентацией литераторы Жан Кокто и Макс Жакоб, композитор Франсис Пуленк, художник Бернар Бюффе.
На волне успеха в 1947 году Кристиан создал свои первые духи Miss Dior. В парфюме дизайнер видел «последний штрих», придающий женщине особую пикантность. Позже появились губная помада, линия декоративной косметики и обувь. Особое значение Диор придавал туфлям, но при этом советовал: «Если у вас кривые ноги, носите глубокое декольте».
Помимо художественного гения Диор обладал железной хваткой оборотистого бизнесмена. Кутюрье первым упорядочил лицензированное производство своих моделей сначала на территории Франции, а затем и по всему миру. Несмотря на природную скрытность и застенчивость, он, как никто в ту эпоху, понимал роль маркетинга, поэтому первым среди известных модельеров открыл пиар-конторы в разных странах. Он одевал кинозвезд — Мэрилин Монро, Аву Гарднер, Лиз Тейлор. Марлен Дитрих требовала, чтобы режиссеры снимали ее только в диоровских туалетах: «No Dior, no Dietrich». Позже в платьях от Диора блистали Брижит Бардо, Софи Лорен, Дженнифер Лоуренс, Натали Портман, Шарлиз Терон...
Диор охотно окружал себя молодыми дарованиями. Простым портным в его ателье начал карьеру Пьер Карден. В 1955-м ассистентом к Диору пришел 19-летний Ив Сен-Лоран. Именно он два года спустя возглавил Дом после скоропостижной смерти мэтра от сердечного приступа.
С момента возникновения «Дом Диора» заметно расширил свою палитру — перешел к мужской моде, создал бутик Baby Dior, начал выпускать ювелирные изделия, бижутерию, часы и, наконец, культовые сумки (с одной из них не расставалась леди Диана). В 1997 году в отчем доме модельера в Гранвиле открыли музей.
Интерес Диора к России возник еще в детские годы, когда он прочитал «Михаила Строгова» — приключенческий роман Жюля Верна. В 26 лет Кристиан с друзьями отправился в Москву, чтобы посмотреть работы Александра Родченко, они поразили его в Париже на международной выставке декоративного искусства. Вояж в Россию впоследствии нашел отклик в названиях моделей из коллекции Диора весны-лета 1955 года: «Князь Игорь», «Душка», «Каспий», «Икра», «Мусоргский», «Стравинский», «Чайковский». Среди его любимых манекенщиц была русская красавица Алла Ильчун, проработавшая в Доме около двух десятилетий.
В 1959-м уже Сен-Лоран привез в Москву коллекцию «Диор». Беспрецедентное дефиле прошло во Дворце культуры «Крылья советов». В 70-е «Дом Диора» по просьбе «Мосфильма» создал специальный макияж Visior, который учитывал особенности нашей кинопленки. В 2006 году Шарон Стоун представила бутик «Диор» в ГУМе. Пять лет спустя выставка «Диор: под знаком искусств» прошла в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. «Многолетняя история любви, которая связывает нас с Россией, — подчеркивают в «Доме Диора», — продолжается и поныне».