Битва при Канне

24.05.2013

Елена СЛАТИНА, Денис РУЗАЕВ, Канн

В воскресенье, 26 мая, будут подведены итоги главного киносражения планеты.

Канн — пожалуй, единственное место в мире, где взаимодействуют абсолютно все элементы великой иллюзии, которую мы называем кинематографом. Сенсационные показы авторских и жанровых картин, презентации новых проектов, ретроспективы, многочасовые очереди в просмотровые залы и вечеринки на яхтах миллионеров, толпы кинокритиков, вспышки фотокамер.

Убедиться в том, какой из элементов главный, нетрудно — достаточно пройтись возле Дворца фестивалей перед любой премьерой или по набережной Круазетт во время презентации крупного голливудского проекта. Праздник кино не стоил бы ничего, не будь в Канне звезд.

В этом году разнообразных селебритис предостаточно — от местных икон, вроде Изабель Юппер и Марион Котийяр, до их голливудских коллег — Леонардо Ди Каприо, Стивена Спилберга и Эммы Уотсон, трогательно запутавшейся в полах шикарного платья, в котором выходила на сцену представлять «Элитное общество» Софии Копполы. Самый звездный современный актер, впрочем, в этом году тут не появлялся — зато, произнесенное вслух, его имя произвело эффект объявления прибытия гоголевского «Ревизора».

Стоило генеральному продюсеру ММКФ Леониду Верещагину негромко произнести: «Открывать Московский фестиваль в этом году приедет Брэд Питт», как все присутствующие в Российском павильоне ахнули. Звезд такого калибра — причем на пике популярности — в России давно не было. Питт представит масштабный зомби-блокбастер «Война миров Z», проект, который он вынашивал не один год. По слухам, именно Брэд привлек к работе режиссера Марка Форстера, также приглашенного в Москву на церемонию открытия нашего главного киносмотра.

Помимо презентации ММКФ, на российской площадке хватало любопытных событий. Новые проекты подробно представили Петр Буслов и Алексей Учитель. Противоположные подходы к общению с прессой продемонстрировали двое наших участников фестиваля — подчеркнуто скромный, признательный за приглашение на киносмотр Юрий Быков («Майор») и отстраненная Таисия Игуменцева, рассказывающая всем об овациях и смехе на внеконкурсных показах ее полнометражного дебюта «Отдать концы». Присутствовавшие на премьере отметили, что многие зрители покидали зал, не дотянув до середины фильма. Зато успешной работой признали короткометражку Дарьи Беловой «Иди и играй» — трогательная черно-белая история про юного берлинца, русского мальчика, в грезах которого смешиваются образы современной действительности и великой войны.

Впрочем, как и на любом фестивале, успехи и неудачи дебютантов здесь дело случая. Слишком много всего происходит вокруг, и времени на «пробу пера» бывает жаль, когда в соседнем зале вот-вот начнется новое кино, например, братьев Коэн. В ретро-биографии вымышленного фолк-певца из Нью-Йорка 60-х великому дуэту вновь удается сочетать несочетаемое — невероятные по красоте душещипательные музыкальные номера и циничное смакование злоключений их непутевого исполнителя («Внутри Льюина Дэвиса»).

По мнению авторитетных критиков, Коэны выступают серьезными претендентами на «Золотую пальмовую ветвь». Однако главным открытием основной программы стала комедийная гей-драма «За канделябрами» Стивена Содерберга о романе одной из первых жертв СПИДа, сверхпопулярного пианиста и шоумена Либераче, с юным бисексуальным ветеринаром. В абсолютно несвойственных им ролях Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон выдержали все, что полагается эксцентричным однополым любовникам. Добезобразничались: абсолютный хит уже запретили в американском прокате.

В целом 66-й Каннский фестиваль стал настоящим парадом неожиданных мужских ролей. Сравнивать исполнителей практически невозможно. «Боргман» Ян Бейвут под руководством режиссера-сюрреалиста Алекса ван Вармердама монументально воплотил образ непредсказуемого маньяка-игрулика. Интеллигентный патриарх Тони Сервилло блестяще «доиграл» роль Мастроянни в перепевающей феллиниевскую «Сладкую жизнь» «Великой красоте» Паоло Соррентино. В драме Арно Деплешена «Джимми Пикард» суровый, замкнутый индеец с заработанной на Второй мировой травмой головы (Бенисио Дель Торо) находит родственную душу в лице эксцентричного француза (Матье Амальрик), возомнившего себя психоаналитиком и взявшегося избавить его от головных болей.

Мастера режиссуры также удивляют неожиданными перевоплощениями. С кровавым социальным гиньолем выступил в конкурсе Цзя Чжанкэ («Прикосновение греха»). Вне рамок официальной программы отличились Джонни То (истерический комедийный триллер «Слепой детектив») и Алехандро Ходоровски (лирическая автобиография «Танец реальности»).

Соединение разнородного, притяжение героев-антиподов, буйство стилистических экспериментов определяют характер Канна-2013. Такое ощущение, что кино здесь не заканчивается никогда — как не стихает гам на пришвартованных у Дворца фестивалей яхтах, снова и снова вспыхивают умопомрачительные вечерние фейерверки, не тускнеет сияние дефилирующих по Круазетт звезд...