Жозефина — королева Франции

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

27.03.2014

В Люксембургском музее открылась выставка «Жозефина», посвященная 200-летию со дня смерти первой жены Наполеона. Здесь представлены картины и скульптуры, драгоценности и туалеты, мебель и фарфор из разных музеев мира — от Лувра до Эрмитажа. Все они связаны с жизнью «прекрасной креолки», которую по-прежнему считают самой обворожительной первой дамой Франции.

«Кокетство, придающее утонченность каждому жесту, не упускающее из виду ни единой мелочи, обдуманное до мельчайших подробностей; какая-то необъяснимая лень в движениях; сладострастие, которое, словно легкий и вместе с тем опьяняющий аромат, разливается вокруг нее при каждом лениво-небрежном движении ее легких и гибких форм, — все это соединилось в ней как бы для того, чтобы сводить с ума мужчин…», — не мог скрыть восторга историк Фредерик Массон.

Такой же увековечена Жозефина на сотнях картин. Самая знаменитая принадлежит кисти Жака-Луи Давида: «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в Соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Несмотря на присутствие папы римского, корону на голову супруги возложил сам Наполеон.

Это стало звездным часом для дочери плантатора. Жозефина появилась на свет в 1763 году на Мартинике — в заморском владении Франции. В 16 лет она вышла замуж за виконта Александра де Богарне, от которого родила сына Евгения и дочь Гортензию. Однако брак не задался. Супруги вскоре разъехались. Виконт примкнул к революции, став председателем Учредительного собрания и возглавив Рейнскую армию. В дни кровавого террора 1794 года Александр и Жозефина снова оказались под одной крышей, в тюрьме Карм. Де Богарне отправили на гильотину, а будущей императрице повезло — Робеспьер пал, и она обрела свободу.

Вскоре вдова познакомилась с амбициозным генералом Бонапартом, который был моложе ее на шесть лет. Девятого марта 1796 года они сочетались браком. Наполеон был страстно влюблен в Жозефину. Безумно ревновал, но закрывал глаза на ее бесконечные измены, оплачивал огромные долги и забрасывал письмами: «Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной? Жить для Жозефины! Вот история моей жизни…»

Наполеон возложил на жену ответственную миссию — быть послом французской моды. И она с блеском играла эту роль. Ее гардероб насчитывал сотни туалетов. Императрица отличалась безупречным вкусом. Жозефине подражали, ее наряды копировали при всех королевских дворах Европы. Она скупала у парижских ювелиров бриллианты, рубины, жемчуг, изумруды, сапфиры, а также античные камеи. С неменьшим азартом Жозефина собирала произведения искусства. Картины ей дарил не только венценосный супруг, грабивший итальянские музеи, но и римский папа Пий VII, неаполитанский король Фердинанд IV.  В походах по антикварным лавкам императрицу сопровождал будущий первый директор Лувра Доминик Виван-Денон. Свою коллекцию картин и скульптур Жозефина разместила в замке Мальмезон неподалеку от Парижа. 

Единственно, что омрачало семейное счастье — отсутствие общих детей. Наполеону нужен был наследник, и в 1809 году чета объявила о разводе. Однако бывшие супруги по-прежнему относились друг к другу с нежностью. Жозефина, которой Наполеон оставил титул императрицы, даже присутствовала на бракосочетании Наполеона с австрийской принцессой Марией-Луизой, а позже готова была отправиться за ним в ссылку на остров Эльба. Правда, этому воспрепятствовали страны-победительницы. После развода Жозефина перебралась в Мальмезон, где в апреле 1814 года ее навестил Александр I. Русский царь оказывал знаки внимания по-прежнему очаровательной императрице. Во время одной из прогулок с царем Жозефина простудилась и две недели спустя, 29 мая 1814 года, скончалась.  

Знамениты и потомки императрицы Жозефины. Дочь Гортензия стала женой голландского короля Людовика Бонапарта. Ее сын вошел в историю как Наполеон III. 

Сын Жозефины Евгений Богарне стал вице-королем Италии, Первая жена Наполеона Бонапарта также оказалась бабушкой бразильской императрицы Амелии и шведской королевы Жозефины. А вот ее внук Максимилиан, сын Евгения, связал себя узами брака с дочерью Николая I Марией. И хотя он умер в возрасте 35 лет, у них с Марией Николаевной родилось к тому времени уже семеро детей. Так возникла русская ветвь династии де Богарне. Одна из ее представительниц — Дарья Евгеньевна Богарне — была не только праправнучкой императрицы Жозефины и полководца Михаила Кутузова, но и правнучкой российского императора Николая I. Цитируя знаменитый русский роман, «как причудливо тасуется колода!».


Лионель Жоспен: «Величайшая ошибка Наполеона — война с Россией»

Во Франции вышла в свет и стала одним из главных событий литературно-политического сезона книга «Наполеоновское зло». Ее автор — бывший премьер-министр Пятой республики, 76-летний Лионель Жоспен, на протяжении многих лет возглавлявший социалистическую партию.

Казалось бы, что нового можно сказать об императоре, которому посвящены тысячи работ? Однако опус Жоспена отличается безжалостным «прокурорским» подходом к деяниям Бонапарта. Автор обвиняет Наполеона в бесчисленных бедах, а итог его 15-летнего правления называет не иначе как катастрофой: Франция разгромлена, обескровлена и унижена. Она утратила часть своих земель, потеряла на полях сражений сотни тысяч солдат. Ее возненавидели на Старом континенте.

Жоспен ставит под сомнение и военный «гений» Бонапарта, которым многие восхищаются и поныне. Да, он признает: как полководец Наполеон не был посредственностью, на его счету есть яркие победы. Однако стимулом для военных действий были не интересы Франции, но собственные непомерные амбиции. Во главе покоренных государств Бонапарт ставил членов своей семьи, которые облагали данью завоеванные народы. Постоянно менял союзников и друзей — вспомним хотя бы его отношения с Александром I. Наполеон лицемерно говорил о «нерушимой дружбе» с Россией, называл  русского самодержца «братом» и безуспешно домогался руки то одной, то другой его сестры. При этом видел в русских «северных варваров», чем в итоге обрек себя на поражение. Война с Россией, по мнению Жоспена, стала величайшей стратегической ошибкой Бонапарта. 

Наполеон, которого называли «корсиканским чудовищем», «Робеспьером на коне», был, по мнению экс-премьера, настоящим диктатором и даже деспотом. Он обладал несомненным талантом пропагандиста. Придя к власти, ввел цензуру, прикрыл многие газеты, а оставшиеся — в частности «Бюллетень Великой армии» — использовал для обработки общественного мнения. Внутри страны император подавлял свободу, создал полицейское государство, безжалостно преследовал инакомыслящих. Его правление привело к дестабилизации страны и ее институтов. Словом, в годы наполеоновского режима Франция, убежден экс-премьер, пережила смутные времена. У Франции была бы куда более счастливая судьба, если бы после революции она осталась республикой или, на худой конец, превратилась в конституционную монархию.

Политик предупреждает соотечественников об опасности бонапартизма, появления человека, якобы посланного самим провидением, чтобы сплотить французов. Впрочем, антипатия к Наполеону, возможно, объясняется просто: в бонапартистских амбициях Жоспен склонен подозревать бывшего главу государства Николя Саркози, главного соперника социалистов. Известно, что Саркози хочет вернуться в большую политику и рассчитывает победить на президентских выборах 2017 года.