Пенн-клуб

15.09.2017

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

Ирвин ПеннВ Гран-Пале открывается выставка знаменитого Ирвина Пенна (1917–2009), приуроченная к столетию со дня рождения фотографа и живописца. Творчество Пенна представлено 230 работами, среди которых портреты, обнаженная натура, высокая мода, натюрморты, а также сигаретные окурки и объедки (в них он видел «зеркало» человеческой природы).

Пенн родился в Плайнфилде (штат Нью-Джерси) в семье евреев-иммигрантов из России. Его родители — часовщик Гэршон Пенн и медсестра Соня Гринберг, а младший брат — прославленный режиссер Артур Пенн, автор фильмов «Бонни и Клайд» и «Маленький большой человек». Важнейшую роль в судьбе Ирвина сыграли два бывших наших соотечественника — Алексей Бродович, у которого он учился в Филадельфийской музейной школе индустриального искусства, и Александр Либерман, арт-директор модного журнала Vogue, где Пенн трудился почти семь десятилетий. За эти годы он сделал для журнала 165 обложек: последнюю — за два месяца до кончины.

Окончив школу, будущий мэтр намеревался стать художником и отправился изучать живопись в Мехико. Через год занятий Ирвин решил, что лишен изобразительного таланта и уничтожил все написанное. Вернувшись в Соединенные Штаты, занялся фотографией. Свои снимки он принес в Vogue, где по достоинству оценили незаурядное дарование.

— Занятия живописью, — отмечают арт-критики, — наложили отпечаток на манеру Ирвина Пенна. Сам он признавал влияние Гойи, Домье и Тулуз-Лотрека, де Кирико, а также старинных гравюр. В некоторых работах заметно увлечение сюрреализмом. По настроению и стилю они близки фильмам испанского киноклассика Луиса Бунюэля. Эстет Пенн стремился к нарочитой простоте, экспрессивному минимализму.

Девушка с табаком на языке (Мэри Джейн Рассел)/The Irving Penn FoundationНа протяжении десятилетий он сделал ставшие каноническими портреты Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Игоря Стравинского, Альфреда Хичкока, Рудольфа Нуреева, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Трумена Капоте, Ингмара Бергмана, Одри Хепбёрн, Софи Лорен, Ива Сен-Лорана и других звезд. Особенно его привлекали женщины с сильным характером. Одной из них оказалась шведская манекенщица Лиза Фонсагривс. Они познакомились на одном из дефиле высокой моды, которые на протяжении десятилетий Ирвин снимал в Париже, Лондоне или Нью-Йорке. «Когда я ее увидел, мое сердце забилось с невероятной силой. Не думал, что оно на такое способно», — вспоминал мэтр. Лиза стала музой и женой Пенна, хотя была старше на шесть лет.

Едва ли не самая известная из его серий — обнаженная натура. Он снимал не только красивое женское тело, но и немолодых дам с обвисшей грудью и животом. Его интересовали как глянцевые герои, так и простой люд — мясники, булочники, уборщицы, повара, торговцы овощами, пожарные, водолазы.

Пенн охотно путешествовал по всему свету — от Европы и Латинской Америки до Африки и Тихого океана — вместе со своей палаткой, которую на месте превращал в фотостудию. Его привлекала жизнь аборигенов, далеких от цивилизации. Помимо гламурных изданий, американца охотно приглашали сотрудничать ведущие дома моды. «Я создавал одежду, — рассказывал популярный японский дизайнер Иссей Мияке, — но Пенн показал ее так, что она обрела собственный голос, открылась с другой стороны».

Всю свою долгую жизнь мастер экспериментировал, занимался поиском новых изобразительных средств и приемов. Одним из первых фиксировал моделей на нейтральном сером или белом фоне, часто в замкнутом пространстве. Кроме того, он запечатлевал неожиданные натюрморты и зловещие композиции из черепов на тему смерти.

— «Снимок пирожного тоже может быть картиной», — говорил мастер. Камеру он сравнивал то со скрипкой Страдивари, из которой извлекал совершенные звуки, то с безжалостным скальпелем, позволяющим увидеть человека изнутри. Пенн даже утверждал, что фотография — единственный способ преодолеть смерть и остаться в вечности. Среди десяти его книг и альбомов особо выделяются две: «Запечатленные мгновения» и «По ту сторону красоты». Ирвин — один из немногих избранных, возведших фото в ранг искусства.

В конце жизни Пенн вернулся к живописи — на сей раз к абстракции. Сегодня его работы на аукционах уходят за сотни миллионов долларов.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть