Петровское окно во Францию

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

28.04.2017

В Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли открылась выставка, посвященная 300-летию визита Петра  I во Францию. В экспозиции «Царь в Париже» представлены картины, гравюры, скульптуры, монеты, книги, рисунки из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф» и частных коллекций, а также уникальные документы из архивных фондов обеих стран.

— Французы называли Петра  I самым великим гостем, который когда-либо ступал на их землю, — рассказал «Культуре» известный историк, автор монографии «Петр  I во Франции» Сергей Мезин. — Посещение этой державы было частью большого путешествия по Европе. Петр Алексеевич останавливался также в Дании, Германии и Голландии. 21 апреля будущий император въехал в Дюнкерк, где осмотрел порт и крепостные сооружения, затем отправился на неделю в Кале, отметил там Пасху и, наконец, прибыл в Париж.

Визит русского царя стал настоящим прорывом в непростых на тот момент двусторонних отношениях и увенчался союзным договором между Россией, Францией и Пруссией, заключенным в Амстердаме в августе 1717 года. Он закрепил за нами статус равноправного политического партнера и способствовал скорейшему завершению Северной войны. Вскоре в Париже открылось посольство, которое вначале возглавлял барон Шлейниц, а потом петровский сподвижник князь Борис Куракин.

— Наш самодержец не был праздным путешественником. Встречаясь с государственными мужами, учеными, живописцами, он прежде всего думал о российских нуждах. Проявлял исключительный интерес к военно-морскому делу, архитектуре, технике, ремеслам, точным и естественным наукам, медицине, искусству. С Францией Петра  I связывала не столько пылкая страсть, — убежден Сергей Мезин, — сколько «брак по расчету», из которого можно было извлечь немало политических и культурных выгод.

Монарх осмотрел достопримечательности Парижа, проплыл по Сене, посетил королевские резиденции в Версале и Марли-ле-Руа. «В Версалии и Марли сколь великий плезир имел», — писал император супруге. Во время поездки Петр  I и его приближенные вели дневники и делали зарисовки. По сути, они увезли домой, по словам одного архитектора, «всю Францию на бумаге».

Петр Великий — единственный в истории глава иностранного государства, избранный в состав Академии наук Франции. Через семь лет после визита в Париж царь откроет Академию наук в Петербурге. На первых порах он искал математиков и астрономов в Европе. В дальнейшем его детище стало кузницей отечественных кадров. Из стен Академии вышла блистательная плеяда российских ученых во главе с Михаилом Ломоносовым.

Царь думал породниться с французским двором, желая выдать дочь Елизавету за восьмилетнего Людовика XV. Наш монарх сообщил жене: «Визитовал меня здешней каралища, который палца на два более Лукина нашева» (карлика из свиты.— «Культура»). Однако матримониальному проекту не суждено было состояться.

— В городе на Сене Петр  I впитал все, что мог перенести на берега Невы, — отмечает генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая. — Парижские впечатления повлияли на строительство Северной столицы. Царь пригласил в Россию французских зодчих, скульпторов и других мастеров, которые во многом определили облик града Петрова и пригородных дворцов. Является ли Версаль прообразом Петергофа? На этот вопрос ответить непросто. Посмотрев королевскую резиденцию, Петр I тем не менее имел собственный план. Его интересовала техническая сторона устройства Версаля, и прежде всего — фонтаны. Я не знаю другого примера, когда человек поставил бы перед собой такую грандиозную задачу, и так быстро ее решил. Через шесть лет он создал русский Версаль — Петергоф.

Параллельно с открытием выставки, 21–23 апреля в Париже и Реймсе состоялся Международный Петровский конгресс «Европейские маршруты Петра Великого», в котором приняли участие видные ученые из России, Франции, Великобритании, Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Соединенных Штатов. Программа «Путь Петра Великого», основанная в 2008-м, нацелена на изучение и популяризацию петровского наследия. На форуме были представлены доклады, посвященные различным аспектам европейской поездки монарха, продолжавшейся в общей сложности почти два года (1716–1717). Вот темы некоторых из них: «Французский взгляд на русского царя», «Путешествующий государь, или В поисках имперских одежд», «Поездка Петра I по немецким территориям в 1716–1717 гг.», «Взгляд с другой стороны Ла-Манша: пребывание Петра I в Париже в контексте англо-русских отношений», «Наследник российского престола Алексей в парижском пасьянсе царя». На заседаниях в Реймсе рассматривали вопросы двусторонних гастрономических связей: что ели и пили русские в Европе в петровскую эпоху, французское искусство застолья в России, любовь наших соотечественников к французским винам — от Кагора до Шампани — и прочие.


Фото на анонсе: mkrf.ru