Жан-Луи Трентиньян: «С Делоном и Бельмондо у нас разные профессии»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

24.02.2017

Знаменитый актер Жан-Луи Трентиньян отправился в турне по Франции. Под аккомпанемент скрипки, контрабаса и аккордеона артист читает стихи известных и не очень поэтов, включая своего внука Поля Клюзе.

— Во Франции лишь несколько сумасшедших любят поэзию, мне же она помогает выживать после всех трагедий, выпавших на мою долю — говорил 86-летний маэстро. Напомним, его старшая дочь Полина умерла в младенческом возрасте, а младшую, актрису Мари Трентиньян, в 2003 году на съемках в Вильнюсе убил в приступе ревности ее спутник, рок-певец Бертран Канта.

В мае, закончив гастроли, Трентиньян поедет на Каннский фестиваль, в программу которого, по всей видимости, включат новый фильм с участием артиста — «Happy end» Михаэля Ханеке. В ленте также заняты Изабель Юппер и Матье Кассовиц. Семейная драма предпринимателя, занимающегося строительством туннеля под Ла-Маншем, разворачивается на фоне событий в городе Кале, в лагере мигрантов, пытающихся перебраться в Англию.

Напомним, именно Ханеке уговорил Трентиньяна вернуться в кино, предложив главную роль в картине «Любовь». Актер, к тому времени не снимавшийся больше десяти лет, долго отказывался, объяснял, что в его жизни наступила затяжная черная полоса и он чаще думает о самоубийстве, чем о работе. Тогда продюсер «Любви» Маргарет Менегоз пошутила: «Вы вначале сыграйте, а потом кончайте с собой». И артист согласился. После грандиозного успеха ленты Жан-Луи назвал Ханеке «величайшим постановщиком современности» и заявил, что тот снимает фильмы так же, как Бах сочинял музыку.

«Любовь» получила в 2012 году в Канне «Золотую пальмовую ветвь», пополнившую масштабную коллекцию призов Трентиньяна. В том же Канне его награждали за лучшую мужскую роль в культовом фильме Коста-Гавраса.

Мечтая стать режиссером, молодой Трентиньян пробовал силы на сцене во многих пьесах, однако, известность пришла в кино. Впервые о нем заговорили в 1956-м после ленты Роже Вадима «И Бог создал женщину» с Брижит Бардо. «Я был неловок и скован на съемках, — вспоминал актер, — но оказался причастным к рождению феномена Брижит». Фильм имел оглушительный успех во всем мире, а Бардо вскоре ушла от Вадима к Жан-Луи. Впоследствии она утверждала, что прожила с ним самые счастливые годы. Называла его «скромным, глубоким, внимательным, серьезным, спокойным, сильным».

Едва ли не ярчайшим периодом в карьере Жан-Луи считал начало 60-х, когда много снимался в Италии: «В ту пору ее кино переживало подъем. В большинстве фильмов блистали такие монстры, как Мастроянни, Гассман, Сорди, Тоньяцци. Мы были молоды, беззаботны, счастливы. Ничего не боялись». У Бернардо Бертолуччи в «Конформисте» он сыграл одну из лучших своих ролей. Потом неожиданно отказался от «Последнего танго в Париже», уступив Марлону Брандо.

Судьбоносной для Трентиньяна стала оскароносная лента «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. «С ним не надо было репетировать, повторять одну и ту же сцену, — говорил Жан-Луи. — Он требовал от актеров импровизации, воображения, снимал очень быстро. Всё делали сообща — это было кино друзей».

На нечастых встречах с публикой Трентиньян рассказывал о себе крайне неохотно. Свою врожденную замкнутость на грани мизантропии он преодолел только в старости и то не до конца: «Я стал почти нормальным человеком, разве что время от времени снова неожиданно робею».

В молодости, признавался он, играл неважно, но старательно: «В кино лучше избегать излишней экспрессии, играть скупо. Не нужно загодя работать над образом, приходить со своей концепцией. Лучше быть белым листом, на котором постановщик пишет свой картину». Ему никогда не удавались любовные сцены, на экране они, по его мнению, выглядят очень неестественными. К счастью, артист всегда был полностью лишен тщеславного стремления непременно покорить публику.

«У нас с Делоном и Бельмондо разные профессии, — отмечал Жан-Луи. — Они звезды, что притягивают толпы зрителей, а я простой ремесленник. Меня всегда удивляла моя популярность». Молодой бельгийской актрисе Фантин Ардюин на съемках «Happy end» он представился как «самый плохой актер в Европе».

Несколько десятилетий назад Трентиньян обосновался в провансальской деревушке Юзес, что в 40 километрах от Авиньона. «Я немного ослеп, — сетовал он, — поэтому из дома выбираюсь крайне редко. Целыми днями слушаю классическую музыку. Общаюсь в основном со своими внуками. Один из них, актер Роман Колинка, открыл бар в Юзесе».

Жан-Луи давно забросил свои хобби — карты и автомобильные гонки. «В покер я играл недурственно, — сообщил он в одном из редких интервью. — Умел лгать лицом и жестами, вводил в заблуждение противников. Среди моих партнеров были Ив Монтан и продюсер Жорж Кравен. Играли по-крупному. Спускали большие суммы».

В 70-е годы Трентиньян приобрел славу профессионального автогонщика, участника многих ралли, в том числе и в Монте-Карло. За рулем, по его словам, чувствовал себя увереннее, чем на съемочной площадке: «Я обожал автомобиль, но ни в игре, ни в болиде никогда не стремился к риску. В гонках меня увлекала не скорость, а азарт. Соревнования служили мне терапией — помогали избавляться от комплексов и преодолевать себя». Однажды на своем «Порше» на скорости 320 километров в час Жан-Луи врезался в ограждение. Перевернувшись несколько раз, автомобиль словно побывал под прессом, а водитель не получил ни царапинки.

— Я обыкновенный человек, освоивший актерское ремесло, — отмечал Трентиньян. — Несколько раз бросал его, брался за что-нибудь другое, но возвращался на круги своя, ибо лицедейство интереснее… Снялся более чем в 130 картинах и передал эстафету внукам — у них большой талант. Они будут сниматься в кино, которое сильно изменилось, но не стало хуже. Я не согласен, когда говорят: «Раньше все было лучше». Просто в те времена мы были молодыми.

Фото на анонсе: Alessia Paradisi/PA Photos/ТАСС