Клод Гоасген: «Крым может стать русским Лазурным берегом»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

09.09.2015

С 17 по 20 сентября мэрия XVI округа совместно с ассоциацией «Франко-российский диалог» представит в Париже Русскую неделю под лозунгом «Да!». В Национальном собрании пройдет круглый стол на тему «Франко-российское партнерство: вчера, сегодня, завтра». В рамках фестиваля запланирована конференция «Русский век», встречи с писателями и публицистами, а также выставки, концерты, кинопросмотры и даже уроки русского языка и иконописи.

Парижский корреспондент «Культуры» встретился с одним из организаторов акции — видным политиком, депутатом Национального собрания от правой партии «Республиканцы» и мэром XVI округа Клодом Гоасгеном. 

культура: Что побудило Вас устроить Русскую неделю? 
Гоасген: Для меня как для депутата, политика и мэра Россия — великая европейская страна, наш друг и сосед. Нынешнюю напряженность в отношениях между Москвой и Парижем считаю абсолютно необоснованной, поэтому и решил посвятить эту Неделю вашей стране, рассказать о ее культуре, политике и экономике. Мы говорим России «Да!», хотим развивать с ней прочные связи. Конечно, я стремлюсь поддерживать хорошие отношения с россиянами, живущими в нашем округе. Их здесь очень много.

культура: В Национальном собрании Франции состоится круглый стол с участием видных политиков, предпринимателей, экономистов, дипломатов. 
Гоасген: Эта встреча свидетельствует о том, что, несмотря на все трудности, мы сохраняем двусторонние связи. Европа не может обойтись без добрососедских отношений с Россией. Прежде всего потому, что нас объединяют политические и экономические интересы. Что же касается санкций, то это полный абсурд. В условиях глобализации мировой экономики всегда есть возможность не прибегать к столь радикальным мерам. Расплачиваться же за «разбитые горшки» приходится рядовым французам. Бизнесмены, фермеры, животноводы несут огромные убытки. В то время как американцы по-прежнему хорошо зарабатывают на торговле с Москвой. На Россию, насколько я успел заметить, санкции оказали в чем-то даже благоприятное воздействие. В частности, дали импульс развитию сельского хозяйства.

культура: Не так давно Вы заявили, что шокированы слабостью Парижа, когда дело касается американцев, а также тем, что Франция низведена до роли «прислуги» Соединенных Штатов, переживающих закат. 
Гоасген: Я готов подписаться под этими словами. Штаты противодействуют объединению европейцев. Беспокоит их и то, что Россия усиливает свои стратегические позиции. В частности, это касается Арктики и Тихоокеанского региона, которые приобретают исключительное значение. Думаю, в будущем Европа должна простираться от Бреста во французской Бретани до Владивостока, так как Тихоокеанский бассейн становится одним из главных экономических центров. Пока же у нас нет к нему выхода, что устраивает только Соединенные Штаты. То же самое касается и Арктики, где сегодня американцы и канадцы соперничают с русскими. Европа могла бы получить выход к этим двум ключевым регионам благодаря России. 

культура: До сих пор тянется тягостная эпопея с «Мистралями». Для Франции они превратились в тяжелейшую финансовую обузу. 
Гоасген: Действительно, «Мистрали» очень дорого нам обошлись. Франция проявила поразительное легкомыслие. Получив выгодный военный заказ, мы не только не выполнили обязательства, но потеряли и деньги, и доверие. В тот день, когда французы вернули Москве колоссальную сумму за непоставленные корабли, американцы подписали с русскими контракт на 490 млн долларов, связанный с освоением космоса. История тем более абсурдна, что «Мистрали» переделаны под российские вертолеты, так что продать их будет совсем непросто. Дело «Мистралей» обсуждается в Национальном собрании. На слушаниях в комиссии по иностранным делам я выступил с протестом против разрыва сделки.

культура: Не так давно вместе с группой французских парламентариев Вы побывали в Крыму. Каковы Ваши впечатления?
Гоасген: Мы были потрясены тамошними красотами. Посетили множество замечательных мест, в частности, побывали в Ливадийском дворце, где проходила знаменитая Ялтинская конференция. Я преподаю историю правоведения, так что для меня это было особенно интересно. Кроме того, я страшно увлечен античностью, а Крым славится древнегреческими корнями.

Убежден, Крым — русская земля, жители полуострова голосовали за присоединение к России добровольно, а не потому, что за их спинами стояли автоматчики. Полностью согласен с Николя Саркози: нельзя «упрекать» Крым за то, что он выбрал Россию. Утверждают, что существует проблема крымских татар, но мы встречались с их представителями и не почувствовали никакой вражды по отношению к России. 

культура: Вы бы снова поехали в Крым? 
Гоасген: Несомненно. Думаю, французские предприниматели готовы инвестировать в развитие полуострова. Крым может стать русским Лазурным берегом.

культура: Но французский МИД воспринял в штыки ваш визит и попытался его сорвать. 
Гоасген: Тем лучше для нас! Это стало отличной рекламой. На нас также ополчился Киев и министр иностранных дел Германии. Согласно Конституции 5-й Республики, внешняя политика — прерогатива президента страны, МИД осуществляет ее на практике. Я же считаю, что в современной демократии важную роль играют депутаты. В этом качестве я представляю интересы рядовых французов. Мне не безразлична позиция внешнеполитического ведомства, но в своем поведении я полностью свободен.

культура: Почему французская пресса столь агрессивно настроена в отношении России, и в частности Крыма?
Гоасген: Многое объясняется тем, что мы имеем дело с журналистами, которые никогда не были в вашей стране. Я бы им посоветовал непременно съездить и увидеть все своими глазами. В России Путина соблюдаются все основные права и свободы. 

культура: Недавно Вы заявили: американцы манипулировали Украиной, обманули Европу, использовав страны Евросоюза в своих интересах. Есть ли надежда на урегулирование украинского конфликта?
Гоасген: Украина — страна полиморфная. С одной стороны, там живут люди, близкие к полякам и к выходцам из бывшей Австро-Венгерской империи. Население другой части тяготеет к России. Сейчас наконец-то возникли какие-то подвижки, связанные с выполнением Минских соглашений. На мой взгляд, наметилось сближение позиций России и Европы. Хочется, чтобы это сближение шло как можно быстрее, поскольку именно украинские дела подпортили наши отношения с Москвой. Кроме того, я с удовлетворением воспринял последнее заявление Франсуа Олланда: если прогресс по урегулированию кризиса на Украине завершится выполнением Минских соглашений, то он поддержит отмену санкций. 

культура: В связи с последними событиями — изменилось ли отношение простых французов к России?
Гоасген: Общественное мнение по-прежнему на стороне Москвы. Французы не понимают, почему наши отношения испортились. Они признательны России за ту роль, которую она сыграла в разгроме фашизма. Помнят, что символом нашего братства по оружию в военные годы был авиаполк «Нормандия–Неман». Олланд совершил большую ошибку, когда в угоду американцам не поехал в Москву на празднование 70-летия Победы. 

культура: Если на президентских выборах в 2017 году победит лидер республиканцев Николя Саркози, претерпит ли политика Франции в отношении России какие-то коррективы?
Гоасген: Несомненно. Ни для кого не секрет, что у Саркози отличные отношения с Владимиром Путиным. Наша партия никогда не была антироссийской. 


Россия «на Пасях»

XVI парижский округ занимает особое место в истории русского зарубежья. В квартале Пасси — «слободке на Пасях», по выражению писательницы Надежды Тэффи, — нашла пристанище часть первой волны русской эмиграции. Среди самых известных имен: Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Алексей Толстой. Согласно легенде, «на Пасях» совершал променад Александр Керенский. 

В другой части XVI округа жил Иван Бунин. Об этом напоминает мемориальная доска на доме №1 по улице Жака Оффенбаха. На рю Ассомпсьон в 20-е годы открылся Русский клуб, где выступали Надежда Тэффи, Александр Куприн и другие наши литераторы. В доме №7 по улице Буало квартировали режиссер и драматург Николай Евреинов и писатель Алексей Ремизов. А в №59 проживал Владимир Набоков.

На авеню Нью-Йорк с 1923 года открыта Русская консерватория имени Сергея Рахманинова, среди основателей которой не только автор Второго концерта, но и Александр Глазунов и Федор Шаляпин. В память о величайшем русском певце установлена мемориальная доска на авеню Эйлау, 22. 

Среди дорогих нам достопримечательностей XVI округа — бюсты Пушкина, Толстого, Волошина. На бульваре Экзельман расположен православный храм Знамения Божией матери. Над кладбищем Пасси возвышается крест православной часовни, построенной над могилой русской художницы Марии Башкирцевой.

В XVI округе открыла балетную студию легендарная Матильда Кшесинская. Неподалеку находился дом, где балерина жила вместе с мужем, великим князем Андреем Владимировичем. 

В Булонском лесу 6 июня 1867 года поляк Антон Березовский стрелял в императора Александра II (к счастью, промахнулся). На улице Ла Фонтен поселился известный эсер-террорист Борис Савинков.

На узкой улочке Пьера Герена, почти в тупичке, расположен скромный дом, принадлежавший Феликсу Юсупову и его жене великой княгине Ирине. На авеню Рафаэль квартировала морганатическая супруга императора Александра II Екатерина Долгорукова, она же княгиня Юрьевская. 

Неподалеку от площади Шарль де Голль — Этуаль находилась редакция известного эмигрантского журнала «Континент». На улице Гальера, рядом с Музеем моды и костюма, действовал основанный во время Второй мировой войны Союз русских патриотов.

Наискосок от мэрии долгие годы жили Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Наконец, в XVI округе расположены посольство и торгпредство РФ, Российский центр науки и культуры.