«Моисей» спасет Венецию

Юрий КОВАЛЕНКО, Венеция — Париж

24.10.2013

защитить город от наводнений и спасти от верной гибели.

Результаты тестирования оказались успешными, но главные работы впереди. Предположительно, они закончатся в 2016-2017 году. Цена спасения жемчужины Адриатики — пять с половиной миллиардов евро.

Всего в рамках гигантского проекта «Моисей» возведут 78 мобильных дамб длиной 80 метров каждая. По сигналу диспетчера те станут подниматься на четырехметровую высоту, когда Венеции будет угрожать «высокая вода». Подобные наводнения случаются здесь семь-восемь раз в год. В прошлом октябре дело дошло до того, что на площади Святого Марка купались подвыпившие немецкие туристы...

«Моисей» — важнейшее событие в истории города, с которым связано его будущее, — заявил венецианский мэр Джорджо Орсони. — Не надо забывать, что Венеция не парк аттракционов для миллионов туристов, а город, живущий своей жизнью».

Если не принять срочных мер, предупреждают эксперты, жемчужина Адриатики через сто-двести лет, подобно Атлантиде, уйдет в море вместе со всеми своими памятниками и гондольерами. Только в прошлом столетии город опустился под воду на 23 сантиметра. Новый проект окрестили именем библейского пророка, спасенного из воды дочерью фараона. Однако на сей раз в роли спасителя выступает сам «Моисей».

Всю свою многовековую историю Венеция вела борьбу с морской стихией. Но серьезно итальянцы взялись за дело только после катастрофического потопа, обрушившегося на город 4 ноября 1966 года, во время которого пострадали многие выдающиеся памятники. Несколько лет спустя парламент Италии принял закон, объявивший защиту Венеции национальным приоритетом. К спасению города подключилось ЮНЕСКО, другие международные организации и частные фонды.

После бесконечных дебатов и поисков средств в мае 1993 года тогдашнее правительство во главе с Сильвио Берлускони утвердило проект «Моисей». Еще многие годы ушли на то, чтобы сдвинуть долгострой с мертвой точки. Но и до сих пор у «Моисея» немало противников, убежденных, что миллиарды евро бесследно исчезнут в венецианских водах. Эти средства, по их мнению, лучше использовать в интересах местных жителей.

«Каждый год наш город, в котором нет работы, покидают более двух  тысяч человек, — рассказывает «Культуре» гондольер Дино Дедзордзи. — Полвека назад венецианцев насчитывалось 180 000, а сейчас — в два раза меньше. Если исход продолжится, то еще через 50 лет здесь никого не останется. Венеция превратится в красивую декорацию заброшенного города на воде, в пустой театр из кружевного мрамора».

Однако Мауро Фабрис, президент консорциума «Venezia Nuova», который руководит проектом, не сомневается в успехе: «Мы убережем Венецию от наводнений, как минимум, в течение всего нынешнего столетия. И это несмотря на то, что уровень воды в Адриатике, согласно прогнозам специалистов, поднимется на 60 сантиметров».

Наряду с сооружением дамб, городские власти укрепили венецианские берега, набережные и пляжи общей протяженностью в полторы сотни километров. Резко сократили вредные выбросы в море промышленные предприятия, расположенные на соседней «большой земле» — материковой части Венеции. Общественность борется против заходов в порт гигантских круизных судов, которые не только портят великолепную панораму, но и наносят экологический урон.

Последствием глобального потепления Земли и таяния ледников стали беспрецедентные наводнения на всех континентах, эрозия побережья. Поэтому итальянским «Моисеем» заинтересовался даже Нью-Йорк. Его мэр Майкл Блумберг пригласил авторов проекта, чтобы обсудить возможные варианты защиты Гудзонова залива.