Катрин Денев: «Я готова снова влюбиться»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

18.10.2013

22 октября киноикона Катрин Денев отметит 70-летие.

«Вот и вышла на финишную прямую, — вздыхает она. — Вижу, как быстро ускользает время. Хотя и в этом возрасте чувствую себя такой же смелой и решительной, как в двадцать. Сама больше всех удивляюсь тому, что я такая «долгожительница». Снимаюсь с прежним азартом. У меня до сих пор — неисчерпаемый запас энергии. Уйду только тогда, когда перестану получать удовольствие от кино».

В истории кинематографа едва ли найдется другой пример столь блистательной карьеры, длящейся более полувека. Катрин остается не только самой популярной актрисой, но и национальным достоянием, символом Франции. Денев по-прежнему востребована. Каждый год на экраны выходят несколько фильмов с ее участием. Только в 2012 году она снялась в шести лентах.

Катрин никогда не училась актерскому ремеслу. В 13 лет дебютировала в фильме Андре Юнебеля «Гимназистки». Судьбоносной оказалась встреча в парижском ночном клубе с богемным режиссером Роже Вадимом (он же Вадим Племянников), который к тому времени запустил на кинематографическую орбиту свою спутницу Брижит Бардо. Про Вадима Катрин впоследствии скажет: «Это была любовь с первого взгляда. Роже научил меня быть женщиной, помог стать личностью». И — предложил роль в фильме «Порок и добродетель».

Катрин, по собственному признанию, сначала стала матерью, а потом актрисой. В 20 лет она родила ребенка и, по совету Вадима, из шатенки превратилась — на всю жизнь — в блондинку. Правда, бурный роман с сыном русских эмигрантов быстро сошел на нет — после того, как режиссер увлекся очередной дебютанткой, Джейн Фондой.

Всемирная слава пришла к Денев в 21 год после фильма Жака Деми «Шербурские зонтики», который получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале. После этого Катрин стала сама выбирать роли. Она снималась у европейских мэтров — Романа Полански, Франсуа Трюффо, Ларса фон Триера, Марко Феррери. У Луиса Бунюэля в фильме «Дневная красавица» сыграла свою лучшую роль — богатой и загадочной женщины, которая ведет двойную жизнь — респектабельной супруги буржуа и, по зову плоти, путаны.

У Денев были великие партнеры — Ив Монтан, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни, Жерар Депардье. Последний восхищается ее железным характером и целеустремленностью, называет Катрин то «пруссачкой», то «мужчиной, которым сам бы хотел стать».

«По сути своей я остаюсь нонконформистом — бунтаркой и анархисткой, — говорит Денев. — Всю жизнь поступала, как заблагорассудится. Не пугалась опасностей. Никогда не придерживалась общепринятых норм. Поэтому люди благоразумные наводят на меня скуку».

В отличие от подавляющего большинства французских актрис, Денев занимает активную гражданскую позицию — борется за равноправие женщин, выступает в защиту беженцев, требует освобождения французских заложников, оказавшихся в руках террористов. Приходит в американское посольство в Париже — вручить петиции, под которыми стоят подписи полумиллиона ее соотечественников, против смертной казни в Соединенных Штатах.

«Для Катрин главное — быть счастливой», — заметил однажды  Франсуа Трюффо. Кино никогда не было самым важным в ее жизни. Она живет только настоящим, не ностальгирует по молодости, не комплексует по поводу возраста и якобы не борется с неизбежной старостью. Звезда, конечно, лукавит. Почти неувядаемая красота кинолегенды долгие годы находится в руках известного парижского хирурга.

Впрочем, больше, чем на доктора-кудесника, Денев уповает на свои гены. Ее матери Рене, бывшей актрисе, недавно исполнилось 102 года. «Едва ли доживу до ее лет, — вздыхает актриса. — В отличие от мамы я никогда ни в чем не знала меры. По-прежнему много курю, не придерживаюсь никакой диеты, вечерами выпиваю бокал-другой вина. Оно дает мне ощущение раскованности. Ложусь спать в три часа ночи».

Перешагнув 50-летний рубеж, кинозвезда поняла, что эпоха неотразимых романтических героинь и холодных роковых красавиц для нее миновала. Но Денев сразу нашла новое амплуа — комедийной актрисы. Эту грань ее таланта первым увидел Франсуа Озон, предложивший ей роли в своих картинах «Восемь женщин» и «Отчаянная домохозяйка». «Мне не хотелось бы быть молодой актрисой, — утверждает Катрин. — У них нет никакой индивидуальности. Все, как куклы Барби, похожи друг на друга».

В свое время Денев мечтала сыграть Анну Каренину и Екатерину Великую. И вообще поработать с русским режиссером. Не сложилось. Но роль великой императрицы она все-таки исполнила — в прошлогодней греко-российской картине Янниса Смарагдиса «Бог любит икру». Это история греческого пирата, разбогатевшего на торговле икрой и получившего российское дворянство.

Накануне 70-летия актрисы во Франции вышел новый фильм — «За сигаретами» режиссера Эмманюэль Берко. В этом роуд-муви Денев сыграла немолодую женщину Бетти, которая неожиданно порывает с прошлым и покидает свой дом. Героиня убеждена, что жизнь не кончилась. Бетти встречает молодого человека и проводит с ним ночь в придорожном мотеле. «Когда мы занимались любовью, — скажет он затем, больно ее ранив, — я подумал, что ты, наверное, когда-то была очень красивой».

Сама Катрин по-прежнему презирает серые будни и ждет чуда. «Это может показаться безумством, — призналась она на днях, — но я готова снова влюбиться».