Софья-пересмешница

30.11.2016

Егор ХОЛМОГОРОВ

«София»

На канале «Россия-1» завершился премьерный показ сериала «София». Увы, но это тот самый случай, когда достаточно было посмотреть несколько эпизодов, чтобы составить окончательное мнение.

К великому князю псковскому Ивану Васильевичу (а то, что он именно псковский, приходится умозаключить, поскольку в качестве его резиденции показывается открыточный вид Крома на берегу реки Великой) везут греческую невесту Зою из далекой Италии с тем, чтобы нехитрой уловкой обратить государя в греко-католичество. Народ русский бунтует, невесту пускать не хочет, митрополит отказывается князя венчать, и, чтобы разрубить гордиев узел сомнений, Иван Васильевич велит девушку наново крестить (странное кощунство по церковным канонам) с именем София. Новобрачная первым делом случайно травит ядом княжьего брата Юрия и приобретает репутацию ведьмы.

Это не сценарий голливудского блокбастера в жанре klukva. А новейший сериал, посвященный родному прошлому, вышедший на госканале и призванный поведать нашему массовому зрителю историю Ивана III Великого, строителя русского государства, объединителя земель и сокрушителя ордынцев. 

Авторы явно замышляли наш ответ «Борджиа» и «Медичи». Замахнулись даже на «Игру престолов» — во всяком случае иначе трудно объяснить, почему брат чужестранки Андрей ведет себя точно как принц Визерис, а Софья, положив руку мужа на свой округлившийся живот, требует, чтобы тот пообещал будущему отпрыску железный трон Вестеро... простите — трон византийских василевсов. Но, к сожалению, получилось нечто среднее между сериалом про отечественных бандитов и снятыми в стиле «Малой Арнаутской» картинами из красивой итальянской жизни.

Существует, на мой взгляд, два способа делать историческое кино. Можно с педантичной точностью и детальностью изобразить подлинные факты, немного их заточив ради сюжетной динамики. А можно снять шумную и красивую «анжелику», состоящую из одних исторических ошибок. Из современного во второй разряд хорошо подходит «Великолепный век». Однако в этом случае сверхзадачей становится сказка, романтизирующая прошлое. У обоих решений есть плюсы и минусы, но создатели «Софии» пошли другим путем. Историческая недостоверность зашкаливает, век же Ивана III получился не великолепным, а каким-то дерюжным.

«София»

Русские сановники и архиереи — грубы, лживы, раболепны и говорят языком пролетарского барака. У них примитивные чувства и мысли. Сцена, когда думные бояре высмеивают итальянский портрет Софьи, настолько нелепа, что за сценариста и режиссера становится стыдно. «Патриотический» сериал воспроизводит популярный среди так называемого креативного класса обычай изображения русских орками.

Эльфы-иностранцы, напротив, изящны, образованны, тонко чувствуют и беседуют о мадоннах Боттичелли, чья слава наступила сильно после описываемых событий. С навязываемой мыслью «прекрасная София принесла в отсталую варварскую Россию красоту и искусство» согласятся все дежурные русофобы.

Русские в сериале, конечно, верны православной вере, но вера эта у кинематографистов уж больно смахивает на суеверие — туповатые «московиты» (слово «Московия», постоянно употребляемое в ленте, вошло в обиход лет через 20 после смерти Ивана III) со страшной подозрительностью относятся к молодой греко-итальянке и вообще ко всему новому, культурному и прогрессивному, так что зритель подсознательно умозаключает, что православие есть тормоз просвещения и прогресса. 

На самом деле никакими массовыми протестами византийскую принцессу на Руси не встречали и тем более не перекрещивали. В этом и не было необходимости — едва пересекши границу, София (это от рождения было вторым именем царевны) немедленно стала подчеркивать приверженность православной вере, в которой родилась. 

«София»

Владыка Филипп, один из великих деятелей Русской церкви, изображенный в фильме примитивным грубияном, не устраивал никакого народного мятежа и великую фразу о латинском легате «теми вратами он во град, а этими я из града» сказал государю лично, после чего Иван Васильевич немедленно запретил папскому послу агитировать в пользу католицизма. Венчал Софью с князем не митрополит, а коломенский поп по простой причине — венценосный жених был второбрачным вдовцом, каковому торжественный обряд не полагался.

Но чтобы показать все это, сценаристу потребовалось бы вникнуть в наше прошлое. А так — в сериале практически каждый исторический факт замарывается грубым историческим ляпом. Русские трепещут ордынцев и страшно боятся, что те сожгут Москву, как Тохтамыш в 1382 году. Авторы не знают, что приходы татар в 1439-м и 1451-м были неудачными. При Иване III нашествия степняков Москва не боялась, напротив, в 1471-м судовая рать вятчан разграбила Сарай. Аристотель Фьораванти просит отпустить его домой, опасаясь поражения из-за того, что у русских плохие пушки. Сценарист не в курсе, что сей итальянец, бывший военным инженером, заведовал у великого князя пушечным делом — и отменно справлялся. Другой выходец с Апеннин Иван Фрязин с глупыми отговорками пытается отказаться ехать в Италию за Софией, ибо сценарист забыл поинтересоваться, что именно он, монетный мастер Джан Батиста делла Вольпе, был горячим лоббистом «византийского брака». Обрушение Успенского собора, которое один из летописцев в переносном смысле объяснил «трусом», превратилось в фильме в разрушительное землетрясение, что противоречит уже не только истории, но и геологии Русской равнины. Зато о постоянно уничтожавших Москву пожарах создатели фильма явно не слышали. 

Все это можно было бы простить, если бы сказка была красива, костюмы изысканны, а игра актеров убедительна. Но сказка про русских «орков» получается страшноватой, костюмы подобраны в провинциальном театре, причем с хронологической ошибкой в среднем на сто лет, актеры же не утруждают себя ни тонкостью психологического вживания, ни хотя бы изяществом речи.

«София»

О последнем надо сказать отдельно. Почему гречанка Зоя и грек Виссарион говорят по-итальянски? Почему княгиня и служанка-итальянка общаются между собой по-русски, но с итальянским акцентом? Почему княгиня не меньше года учит язык, а только прибывший итальянец Фьораванти сразу же на нем заговаривает? Отчего у русских церковников и книжников нет в речи ни малейшего церковнославянизма? Почему сам великий князь изъясняется в стиле: «Радея о благе Отечества, придушу гадов!»? Лингвистическую ситуацию в сериале трудно обозначить иначе как непристойность.

Спору нет, в «Софии» достаточно слов о величии Русской земли, о необходимости единства, о том, что воины готовы умереть за родные края, а Бог — с воинством православным. Вот только это слабое оправдание историческому и художественному провалу. То, что мы считаем несколько патриотических фраз каким-то из ряда вон выходящим достижением, — национальный позор. А помимо них почти ничего хорошего, по моему мнению, в сериале, увы, нет. Справедливости ради, последние серии проекта несколько динамичнее, ярче и содержательнее первых, но зато и масштаб допускаемых ляпов становится прямо-таки анекдотическим: чего стоит один его «думский (вместо «думного») дьяк Курицын».

О патриотизме и так слишком долго говорили как о «последнем прибежище мерзавца». Не хватало еще, чтобы он стал последней соломинкой халтурщика.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (23)

  • alt

    Bob 01.12.2016 11:04:08

    ===Русские князья, сановники, архиереи — грубы, неотесанны, лживы, раболепны и говорят языком пролетарского барака. У них примитивные слова, чувства, мысли===

    А сцена, когда возвращают мальчика с лодки? Злые, грубые, русские, и чувственный, героический отец-ордынец - спасающий своего сына и льющий слезу за него - Сцена достойная русофобов высшей пробы. Как артисты-то играют. Я бы плюнул в лицо режиссерам и операторам. 
  • alt

    Ольга 01.12.2016 13:12:44

    У меня окончательное мнение давно сложилось об авторе этого опуса. Пришлось как-то столкнуться в споре , и вывод грустный: грубый, невоспитанный человек этот Егор Холмогоров. "...разрушительное землетрясение противоречит уже не только истории, но и геологии Русской равнины",- пишет он. Землетрясение в Москве, о котором достоверно известно, произошло 1 октября 1445 года.Это событие описано в монументальном труде выдающегося историка и литератора Николая Карамзина «История государства Российского» (том 5, глава 3)
  • alt

    Павел Полуян 01.12.2016 13:55:58

    Согласен. Не стал смотреть - после нескольких эпизодов. Какой-то любительский театр с халтурной текстовкой и халтурной игрой актеров.
  • alt

    Мария 01.12.2016 14:01:20

    Когда берешься за такой труд как отражение истории давнего времени, о котором у нас представления только по картинкам и иконам ,ты берешь на себя ответственность. Это ведь не вымысел, не выдумка. Если бы снимали по литературному произведению- другое дело- можно было бы обсуждать и произведение и то что из него получилось( как было с недавним Аксеновским романом и сериалом по нему) То с каким воображением ты к этому подойдешь и та ответственность перед Историей и будет определять тебя как Художника. В этом сериале, увы, отсутствует, на мой взгляд главное- это художественность. Можно и немного подтасовать факты и историзмы , но если нет драматически внятных прописанных, подробных мотивировок и характеров- пиши пропало!! Так и случилось с Софией). Все сцены пунктиром; характеры без особого развития. Сценарий сработан топорно. Глядя на такой сериал можно с уверенностью сказать- срубили бабла. С низким уровнем культуры продюссеров ясно, с непрофессионализмом сценариста, режиссера тоже. Пошлое прикрывание "музычкой"- чтобы даже тупой понял куда, мол, мылится мыло. Замедленные кадра, дабы подчеркнуть драматизм происходящего или просто прикрыть отсутствие игры артистов. Кстати об игре. Беспомощность. Так можно охарактеризовать в целом. Возникает вопрос - зачем это было все нужно артистам ? Неужели для пиара или лишних денег? Короли Казимиры в гримах а ля Водяные, цари с неизменными чарками в руках, разговоры а ля "ну, че, брат, давай рвзберемся".. Великая Княгиня ходит каждый день к заутрене, но почему то с удовольствием смотрит на довольно соблазнительные танцы молдован!!! И никуда не торопится уходить. Мотивировки, связи, сцепки, нюансы.. все мимо нот. Меня тоже несколько удивило что итальянцы между собой говорят по русски( даже в любовных сценах!!!) Некоторые иностранцы говорят с акцентом, некоторые вовсе нет) причины такого подхода не ясны. Или уж берите на поляков , итальянцев, молдован - настоящих ( один - два таких все же были!) или уж потрудитесь сделать взятых русских артистов подостовернее:)) Печально ,что из такого интересного , благодатного материала сделана такая клюква. И хорошо хоть в газете Культура это как-то трезво рецензировано!
  • alt

    Тамита 01.12.2016 14:13:17

    Ребята, а я с Вами не соглашусь. Это же не документальный фильм. Да посмотрите вы на этот фильм по другому, без своих амбиций и исторических познаний. Мне много лет, я много слышала от своих родителей и прародителей рассказов о их прошлой жизни и немного о жизни в нашем государстве. Поэтому всем создателям этого фильма просто СПАСИБО!
  • alt

    Мария 01.12.2016 14:58:40

    Ну, хотя бы, может, у кого то ( особенно молодежи)) появится интерес открыть историю!!:) это безусловный плюс сериала)
  • alt

    Анна 01.12.2016 23:58:02

    За что спасибо? За то что не потрудились прочитать хотя бы учебника, прежде чем рассказывать о событиях русской истории? За то, что перепутали всё, что можно было перепутать? Фильм представлен публике как исторический и с претензией на рассказ о реальных исторических персонажах, а не как фантазия на околорусские темы. Уважать надо и себя, и публику хотя бы немного, вот тогда и будет спасибо
  • alt

    Екатерина Домбровская 01.12.2016 14:41:42

    Холмогоров как почти всегда он это и делает, написал в запальчивости. И хороша пылкость, хороша - но ведь тоже с рассуждением - когда, кому, для чего,.. И хороша, когда в ней совсем отсутствует самоутверждение. А тут еще как присутствует. Итак: в данное время, в данный момент нашей жизни, в условиях данного состояния нашей культуры и страшного застоя-пустоты в искусстве - я бы не стала бы рвать на куски работу этого коллектива. Для меня несомненно главное: они честно хотели "как лучше", но получилось, "как смогли". И мне кажется, что и не смогли бы сделать лучше. Может Лунгин педантичнее бы обошелся с иными фактами истории, с костюмами, из актеров повыжимал бы чуть больше соков, но все бы делал за счет трактовок и ради своего вИдения исторической правды. Но где она? Эта картина - разве что после "Раскола" - кстати не повторяемого по ТВ и забытого, чуть ли не одна из первых ласточек. А с первых ласточек не надо драть шкуру и показывать, какие мы все умные. Надо работать в этом направлении, помогать - и помогать по-доброму, а в не в самоутверждении плясать на костях, как нередко любит это делать Егор Холмогоров. Это не враги России делали. Может, промежуточные люди отчасти. Ну так помоги им к берегу пристать! Пощади их творческую совесть. Хоть 2-3 киношных идейки по теме фильма заодно подбрось... Какая критика, такие и фильмы. Пусть работают в историческом направлении наши добрые собратья, пусть не дают это делать ненавистникам России, пусть совершенствуются, заполняют телевремя нашей историей. Нужна атмосфера доброжелательности, востребованности, а не злыднепоядания. Если будет много проб, много ошибок, можно предположить, что и настоящее рано или поздно получится. И не забывать, что сейчас - самое трудное время для понимания собственной истории: вокруг море суррогатов, подмен и фальшивок, океаны бушующих страстей - пусть работают себе и снимают дальше.И зритель дух переведет от жизни бандитских малин.
  • alt

    Надежда 02.12.2016 10:48:28

    Согласна с Вами. А про неточности и ошибки, так может это заставит историю повторить ( а кому-то так просто начать изучать) ?
  • alt

    mari.sol 01.12.2016 14:43:13

    автор прям на все руки дока. и по Украине, и по Сирии и по киноиндустрии. С точностями - это на телеканал "История". Художественный вымысел в не документальном фильме никто не отменял, по-моему
  • alt

    Жид города Питера 01.12.2016 15:19:49

    Художественный вымысел не должен приводить к пулемётам в Полтавской битве.
  • alt

    Жид города Питера 01.12.2016 15:18:47

    ...Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан пенистого каравая, который ему привез один посол, который хотел получить товар, который царь продавал всегда сам во дворце, который стоял в Кремле, который уже тогда помещался там, на месте, на котором он стоит теперь.
    - Псст, человек! - крикнул царь.
    - Чего изволите, ваше благородие? - еще из хоромы спросила уборщица, которую царь вызвал из которой.
    - Меня кто-нибудь еще спрашивал?
    - Суворов дожидается, генерал. Потом Мамай заходил - хан, что ли...
    - Скажи, пускай завтра приходят. Скажи, царь на пленуме в боярской думе.
  • alt

    Регент 01.12.2016 15:23:33

    Всецело поддерживаю автора. Фильм - полный отстой, впрочем, как и все остальные сериалы на ТВ. Сценарист и режиссер - бездарности, невежды и недоучки. Зато с легкостью берутся за такие темы. Речь героев не поддается никакой критике. Говорят на языке 21 века. Есть же тексты того времени, есть специалисты, только цензуры нет! Согласна с Станиславом Говорухиным, который заметил, что с цензурой искусство - это река, а без нее болото. Вот и живем в зловонной тине уже сколько лет!
  • alt

    Борис Николаевич 01.12.2016 15:45:37

    Забыл он написать про свежий виноград в лагере Ивана Третьего на Угре. В ноябре-то месяце...
  • alt

    Екатерина Домбровская 01.12.2016 16:05:29

    Виноград на Руси исстари умели хранить: подвешивали в домах. Он долго сохранял свою свежесть. Особенно поздние урожаи. А затем уж сушили. И вообще: цель какая подобных разносов кроме самоутверждений? Подобная рьяная критика это ведь свойство не совсем русское. Достаточно почитать "МК" зак последние почти 30 лет... И Холмогоров туда же?
  • alt

    Таисия 01.12.2016 18:23:06

    А вот что я скажу вам, дорогие критики, кино -, теле-, жизне- - критики всех направлений ! Все-то вам не нравится, все-то вам не так, так покажите, наконец, как надо! Что-то ни разу мы не видели, чтобы показали! Я приветствую сам факт появления этого фильма на нашем многострадальном ТВ, да и все мое многочисленное окружение тоже! И пусть там с лексикой что-то не то, с обликами и историческими точностями, но главное - ИДЕЯ - она есть, она нужна, она очень важна!!! Так надоели все эти мыльные оперы и надуманные , вымученные истории о любви и ненависти с криминальными сюжетами, заполнившие наше ТВ! И слава Богу, что этот сериал показали, народ потянется выяснять, читать, изучать данную тему, ведь Россия - преемница Византии. Материал благодатный. Вспомните, как было и после "Достоевского", после сериала о писателе скупили все его книги в книжных магазинах. Я против жесткой критики. Зри в корень, критик! Не выплескивай из корыта вместе с водой и ребенка! А создателям фильма - спасибо от многих и многих россиян!!!
  • alt

    доктор 01.12.2016 23:03:09

    Сейчас досмотрел фильм. Не надо распускать слюни и иной смрад. Сериал великолепный. Сказка ложь да вней намёк...... урок
  • alt

    доктор 01.12.2016 23:14:07

    Добавлю. Путин в послании чётко сказал. Кому чего-то не нравится - До свидания. Пишите из лондонов и парижей((((
  • alt

    турист марденов 02.12.2016 09:22:44

    Почему бы сегодня не экранизировать"Битву железных канцлеров" незабвенного Валентина Саввича Пикуля.Пригласить для реализации К.Шахназарова,Н.Михалкова.Мне кажется этот фильм был бы актуальным в нынешней политической ситуации
  • alt

    Николай 02.12.2016 20:09:30

    А мне очень фильм понравился! Автору статьи,. не изучая особо материал,- вот он пишет "Почему гречанка Зоя и грек Виссарион говорят по-итальянски?",- так вот София Палеолог в младенчестве со своим отцом Фома Палеолог (брат императора) поселились в Риме! Там и приняли католичество! курировал Софию римский кардинал! и чой то это она на РУсь приехала говоря по итальянски!? автор статьи видно также не изучал мат часть!
  • alt

    Семён, Канада 03.12.2016 07:28:07

    Один из самых лучших российских исторических сериалов, которые я видел. Огромное спасибо создателям. Удивительная историческая точность. Перепроверял все факты по вики и открыл для себя много нового. Интерестно, что критическая статья написана как бы от "патриотического" критика, но это не должно вас вводить в заблуждение. Этот сериал для пятой колонны будет как бельмо в глазу. Однозначно рекомендую для просмотра!
  • alt

    Владимир 03.12.2016 21:38:44

    Фильм смотреть можно если конечно досконально историю не знаешь, но мне в наших сериалах не нравится что в конце фильма "галопом по Европе" за 10 минут то что можно еще 10 серий показывать. А так люди читайте историю своего государства и будете смотреть фильм с другим интересом. Фильм снят на те деньги которые есть и требовать больше не стоит.
  • alt

    Елена 04.12.2016 18:02:42

    После того как услышала фразу одного разгневанного боярина " я тоже не пальцем сделанный", смотреть дальше расхотелось - всё стало понятно
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть