Полина Агуреева: «Куприн доводил патологию до поэзии»

Эдуард ГИНДИЛЕЕВ

11.10.2013

На Первом канале готовится к показу 16-серийный фильм «Куприн».

«Студия Русский Проект» пригласила сразу трех режиссеров — Андрея Малюкова, Андрея Эшпая и Влада Фурмана, чтобы они экранизировали произведения русского классика: «Яма», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Впотьмах». В фильме задействованы известные актеры, среди которых Максим Суханов, Полина Агуреева, Светлана Ходченкова, Анатолий Белый, Максим Аверин, Елизавета Боярская, Евгений Цыганов, Никита Ефремов. Самого Александра Ивановича Куприна играет Михаил Пореченков.

Особое место в сериале занимает экранизация «Ямы». Ни до, ни после этой купринской повести русский читатель не сталкивался со столь натурально выполненным описанием «закулисной» жизни публичного дома. Писатель был фотографически точен, предельно искусен в выборе деталей, словно знал: спустя сто лет его скрупулезность поможет в создании экранной версии. Вероятно, режиссеру «Ямы» Владу Фурману и художнику Александру Толкачеву было из чего лепить на «Мосфильме» интерьеры дома свиданий. А как искали свой образ актеры?

«Это очень любопытно — соприкоснуться с материалом Куприна, — говорит Полина Агуреева, сыгравшая в фильме роль Тамары. — В моем представлении есть три русских писателя — Лесков, Куприн и Достоевский, в чьих работах витает дионисийский русский дух, необузданность натуры, доходящая до абсурда. Вот и из «Ямы» Куприна мне хотелось вынести эту особенность, отечественную патологию души, доведенную до поэзии великим писателем».

«Купринские женщины живут без Бога по определению, — продолжает Агуреева. — Моя героиня — бывшая монахиня, ставшая проституткой. Я придумала, что она поправляет крестик, висящий на зеркале, когда красится перед выходом к клиентам. А во время отпевания подруги в церкви, пытаясь заглянуть за иконы, спрашивает, есть ли там что-нибудь или нет?.. И сегодня русское, если оно еще сохранилось, часто проявляется в таких нелепых, диковатых формах...»

«Диковатых форм» в «Яме» хоть отбавляй. Куприн живописует человеческую алчность, подлость, жестокость, «скотскую похоть» — вертеп со зверскими драками, болезнями, суицидами. Однако язык автора при этом красив, образен и прост.

После публикации «Ямы» случился невероятный скандал. Словно предвосхищая события, Куприн увенчал текст следующим эпиграфом: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».