Владимир Урин: «Не надо забывать, что мы существуем для зрителя»

Елена ФЕДОРЕНКО

13.05.2014

Большой театр огласил творческие планы на следующий, 239-й сезон.

Количество журналистов на пресс-конференции в Белом фойе зашкаливало, что объяснимо — фактически презентовалась дебютная афиша команды, во главе которой десять месяцев назад встал новый генеральный директор, харизматик Владимир Урин (уходящий сезон был сверстан прежним руководством). Минувшего времени хватило для важных кадровых перемен: музыкальным руководителем и главным дирижером БТ стал Туган Сохиев (Василий Синайский покинул свой пост по собственному желанию), не продлены контракты с руководителем отдела перспективного планирования Михаилом Фихтенгольцем и советником худрука балета Дилярой Тимергазиной. Творческие изменения тоже налицо: гендиректор инициировал ревизию оперного репертуара, объявил о переносе постановки одноактных опер «Иоланта» и «Мавра».

Планы на сезон 2014–2015 представляли худруки театра Туган Сохиев и Сергей Филин. Но главным действующим лицом оказался все-таки Владимир Урин. На острые вопросы отвечал исключительно он.

Список оперных премьер предъявлен внушительный. Туган Сохиев приступил к исполнению обязанностей только в конце января и, по его собственным словам, видел пока только два-три спектакля. Предвосхищая вопрос о своих впечатлениях от труппы Большого, он сказал: «Мне удалось послушать несколько спектаклей и посетить гастроли Большого театра в Вене, которые прошли с большим успехом. Я гордился труппой, оркестром и хором. Потенциал — огромный. Меня это очень подстегивает и вдохновляет».

Итак, первая оперная премьера состоится 26 сентября на Исторической сцене — «Орлеанской девой» Чайковского в концертном исполнении театр начнет празднование 175-летия со дня рождения великого русского композитора. Еще одна осенняя премьера намечена на ноябрь: на Новой сцене — опера современного композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». Над образами «Снежной королевы» Андерсена потрудится постановочная команда, представленная Владимиром Уриным: «Надо растить молодое поколение, и режиссер спектакля Дмитрий Белянушкин молод. Он — выпускник ГИТИСа. У него есть работа на малой сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко («Песни у колодца» и «Слепые». — «Культура») и в Большом театре — концертное исполнение «Свадьбы Фигаро». Мне кажется, что это способный молодой человек, один из лучших учеников Александра Тителя. Мы доверили ему спектакль, и, считаю, правильно: молодые режиссеры должны пробовать свои силы. Подкрепили проект серьезным художником Валерием Левенталем и достаточно опытным дирижером Антоном Гришаниным. Надеюсь на молодой и интересный спектакль для детей, что очень важно».

В декабре на Новой сцене публике представят уже подзабытую Большим театром оперу Верди «Риголетто» — в совместной постановке с известным европейским фестивалем в Экс-ан-Провансе. Дирижер — Эвелино Пидо, постановщик — известный канадский режиссер Роберт Карсен. Четвертая премьера — «Пиковая дама» на Исторической сцене. Вновь музыка Чайковского. Спектакль — перенос из Парижской оперы, где «Дама» была поставлена в 1999 году Львом Додиным в декорациях Давида Боровского. За дирижерский пульт встанет Михаил Юровский. Весной Большой театр приглашает на Моцарта — «Свадьбу Фигаро» разыграют питомцы Молодежной оперной программы Большого (она отмечает пятилетний юбилей) на Новой сцене. Дирижировать будет британец Уильям Лейси, в роли оперного режиссера выступит Евгений Писарев, художник — Зиновий Марголин. В июле 2015 года на Исторической сцене покажут новую «Кармен» Бизе под управлением маэстро Сохиева. Режиссер и художник — из соседнего РАМТа: Алексей Бородин и Станислав Бенедиктов. На вопрос обозревателя «Культуры», усмотревшего в приглашении в мир оперы ведущих режиссеров драмы и руководителей драматических театров явную тенденцию (Додин — худрук питерского Малого драматического театра, Писарев — Московского драматического театра имени Пушкина, Бородин — Российского молодежного театра), Туган Сохиев ответил: «Это не тенденция, а подход к отдельно взятым произведениям. Нам показалось важным представить в Большом театре «Пиковую даму», с успехом прошедшую в Европе, и для нас важно присутствие великого режиссера Льва Додина. Все-таки это музыкально-драматический спектакль. У Алексея Бородина есть замечательный спектакль — опера «Отелло», и этот режиссер чувствует театрально-драматическую составляющую, которая так важна именно в «Кармен». Писарев сделал замечательный спектакль — «Итальянку в Алжире» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, он способен ощутить комедийное начало, и мне представляется, это правильный режиссер для этого спектакля».

Убедительной показалась позиция музруководителя относительно приглашения на спектакли сторонних именитых солистов: «Мне важны певцы, которые есть сегодня в Большом театре». Гости будут появляться только в случае необходимости.

Театр определил стратегию репертуарной политики на несколько лет вперед. На ближайшие два-три сезона обсуждаются имена и великих (Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский), и композиторов, чьи оперы редко исполнялись либо вовсе никогда не звучали в Большом: Гендель, Берлиоз, Яначек, Бриттен, Вайнберг. Это перспектива более отдаленная.

На вопрос, почему ближайший сезон составлен из самых известных опер мировой классики (кстати, приход Урина связывали с усилением консервативной линии в репертуаре) пришлось ответить гендиректору: «Ничего плохого не вижу в том, чтобы на сцене Большого театра шли популярные оперы. Мне кажется, главный вопрос в художественном качестве. Пренебрежение к зрителям неверно, а такая тенденция появилась. На сцене должно идти все: и сложнейшие оперы «Билли Бадд» Бриттена, «Енуфа» Яначека, и Гендель, и то, что любимо зрителями: «Кармен», «Травиата», «Пиковая дама», «Евгений Онегин»… Это принципиальная позиция, поскольку вся лучшая мировая опера популярна не потому, что она популярна, а потому что эти сочинения выдержали испытание временем. Сделать их современными, на хорошем музыкальном уровне — вот задача театра. Не гнушаться ими, не забывать, что мы вообще-то существуем для зрителя. Повторю — ничего плохого в этой тенденции я не вижу. Кстати, в перспективных планах театра, поверьте, есть оперы и вовсе незнакомые — мы ведем серьезные переговоры о постановке оперы Мечислава Вайнберга «Идиот» по Достоевскому, которая никогда не исполнялась в России».

На вопрос о восстановлении оперного наследия Урин ответил: «Как человек, давно занимающийся театром, я глубоко убежден, что спектакли, как и люди, умирают. Театр — не музей, он живой, и не все спектакли поддаются восстановлению».

По количеству премьер балет проиграл опере со счетом 3:6. Но цифры здесь — формальная сторона дела. Одно возобновление «классики советских времен» и два полнометражных спектакля, и оба — мировые и амбициозные премьеры. 23 октября на Историческую сцену Большого театра возвращается «Легенда о любви» — великий спектакль Юрия Григоровича, рожденный в 1961 году. Сергей Филин сказал: «Этому балету сопутствует невероятный успех, его любят не только зрители, его любят танцевать артисты». Весной на Новой сцене ГАБТ состоится мировая премьера «Гамлета» на музыку двух симфоний Дмитрия Шостаковича. В совместной работе вновь встретятся режиссер Деклан Доннеллан и хореограф Раду Поклитару. Нет сомнений в том, что этот современный спектакль соткут из тонких психологических материй: тандем уже дарил Большому театру «Ромео и Джульетту», стряхнув паутину с академической сцены. И вновь Шекспир (в год, когда весь мир отмечает 450-летие со дня рождения драматурга), и вновь вечная история.

К лету следующего года обещана еще одна мировая премьера: трехактный балет «Герой нашего времени». Из одноименного романа Лермонтова выбраны отдельные главы — «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери». Режиссером-постановщиком и автором либретто выступит Кирилл Серебренников, хореографом — Юрий Посохов. Непредвиденные рифы поджидали на пути подготовки музыкального материала. Партитура по просьбе хореографа была заказана Юрию Красавину, однако из-за разногласий композитора и режиссера было решено обратиться к молодому петербургскому композитору Илье Демуцкому.

На пресс-конференции вновь, как и на протяжении трех предыдущих лет, прозвучало имя Алексея Ратманского, встречи с которым, несмотря на обещания театра, так и не происходит. Владимир Урин пояснил «Культуре»: «В сезоне 2015–2016 и 2016–2017 мы проведем фестиваль спектаклей Ратманского, будем восстанавливать его «Русские сезоны». Обсуждаются с Алексеем ввод молодого поколения артистов в «Светлый ручей» и вопрос постановки нового спектакля в нашем театре. Он востребован, у него расписаны планы, но уже к концу мая он определится со сроками, и мы озвучим дату и название спектакля. На фестиваль, если позволят возможности, приедут западные коллективы со спектаклями Алексея Ратманского».

На вопрос «Культуры» о дисбалансе в счете оперных и балетных премьер гендиректор ответил: «По поводу дисбаланса я бы с вами не согласился. В балете — три полнометражных спектакля и большие ответственные гастроли в Японии, Гонконге, Бразилии. 200 спектаклей за сезон — это достаточно серьезная нагрузка на балет, и она учитывается при планировании репертуара. А в опере нам необходимо набирать названия, в том числе и для Исторической сцены».

В Большом запланированы важные концертные программы, фестивали, празднования юбилеев. Среди них — барочный фестиваль с музыкальными раритетами, его откроет сольный концерт Юлии Лежневой. Весь цвет оперного мира соберется на чествование Елены Образцовой — оперный бал, ей посвященный, пройдет на Исторической сцене. Стартует цикл симфонических концертов с участием мировой дирижерской элиты — оркестр Большого поведут Семен Бычков и Геннадий Рождественский. 16 ноября на Новой сцене состоится вечер памяти музыканта Виктора Седова, трагически погибшего в 2013 году. В Бетховенском зале пройдут вечера камерной музыки к 175-летию Петра Чайковского и 120-летию Пауля Хиндемита.

Впрочем, и нынешний сезон еще не завершен. «У нас впереди две премьеры, — отметил Владимир Урин. — Опера Моцарта «Так поступают все женщины» 24 мая. И 4 июля — балет «Укрощение строптивой» в постановке Жана-Кристофа Майо. Процесс подготовки этих спектаклей позволяет надеяться, что они будут живыми и интересными. На этом сезон не заканчивается, впереди — майские гастроли балетной труппы в Вашингтоне. Опера с тремя концертными исполнениями «Царской невесты», за пультом — Геннадий Николаевич Рождественский, выступит в Нью-Йорке. Там же покажем три балета — «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Спартак».