«Человек театра» — фестиваль, что дарит веру

Елена ФЕДОРЕНКО

14.03.2024

«Человек театра» — фестиваль, что дарит веру

XI Международный театральный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «Человек театра» открылся в день февральского снегопада, а завершился уже под теплым мартовским солнышком. В программе феста приняли участие 13 спектаклей из 12 городов.

Ежегодный фестиваль собрал подвижников театра уже одиннадцатый раз. На «Человеке театра» не встретишь недовольных ортодоксов — совершенная модель фестиваля, созданного по инициативе худрука Нового Художественного театра (НХТ) Евгения Гельфонда («Культура» побеседовала с режиссером об оригинальности челябинского форума — см. 07.03.2024) предусматривает невероятное количество событий. Фестивальная жизнь кипит с рассвета до позднего вечера: спектакли, разные по стилям и жанрам, и их открытые обсуждения, на которых свое мнение высказывают не только члены экспертного совета (в его составе опытные профессионалы), но и все участники. В ежевечернем «Актерском клубе» собираются мастера, уже прожившие серьезную жизнь в искусстве, и совсем юные, делающие первые шаги в профессии — каждый может выйти на сцену. «Человек театра» как лабораторный проект включал образовательную программу для талантливых детей из театральных студий Челябинской области, а студенты театроведческого факультета ГИТИСа ежедневно выходили на дискуссионный ринг. Верные зрители — опора фестиваля, на каждом спектакле зал битком.

Важной темой фестиваля стала Специальная военная операция. В вечере «Человек театра» в поддержку защитников Отечества» сразил сердечной самоотдачей почетный гость фестиваля актер Александр Михайлов; известный поэт, участник СВО Дмитрий Артис проникновенно читал свою фронтовую лирику; стихи и песни взволнованно и трогательно исполнили актеры разных театров. Во время фестиваля состоялся показ документального фильма «Отважные. Про любовь» о воинах Донбасса. Картину сняла многодетная мать Олеся Шигина, последовав на передовую за своим сыном-добровольцем. На экране — люди, которых породнила война: новобранцы и те, кто уже получил боевое крещение, отцы-командиры, женщины, умудренные жизненным опытом, и молодые, почти девочки. У всех искренние, прекрасные лица, и в их честных рассказах нет пафоса. Вдали слышен отдаленный грохот взрывов, а люди вспоминают мирную жизнь, передают приветы родным, рассказывают, как попали на войну. Глаза зрителей невольно увлажняются, но фильм не производит угнетающего впечатления. Напротив, дарит веру — победа неминуема, если мир защищают те, кто так неподдельно любит родную страну, способен сострадать попавшим в беду и идти через все испытания.

Театральную программу открыл дивный спектакль «Деушки, жонки да баушки». Дуэт москвичей разгадывал одну из тайн Русского Севера — женщин особой породы: отчаянных и решительных, свободных и бесхитростных, нежных и наивных. Актриса Татьяна Бондаренко в национальном костюме с характерным поэтическим говором поморов читает прозу Бориса Шергина, Степана Писахова, Ксении Гемп — и оживают герои жанровых зарисовок, хотя жанр самого спектакля определению не поддается. Это не торжество художественного слова и не литературная сценическая жизнь, а счастливое и размеренное бытие. Фольклорист Сергей Старостин, музыкант и певец, подхватывает сюжеты, но не вторит им и не расцвечивает их: его гусли, дудки, бубен и неведомые мне инструменты тоже повествуют, а голос передает народные песни вольного, многокрасочного мира «Северных сказов».

Московский «Театральный особнякЪ» тоже привез спектакль-дуэт «19 Айболит 42» — любопытный репертуарный выбор режиссеров Якова Рубина и Леонида Краснова. Леонид и разыгрывает сценический сюжет о том, как птички, кузнечики, лягушки etc отстояли свободу своей страны Айболитии. Заразительный и обаятельный актер играет и доброго доктора, и беспощадного Бармалея, и подросшего Ваню Васильчикова, и представителей фауны — стремительно, легко, иронично, с насмешливым сочувствием и на предельной внутренней концентрации энергии. На заднике — портрет Чуковского в головном уборе индейца с торчащими перьями, на сцене — музыкант-виртуоз Сергей Летов. Страстные мелодии его саксофона и аэрофона не иллюстрируют действие, а придают ему настроение и дополнительные смыслы. В цифрах названия зашифрован год рождения взрослой сказки — «Одолеем Бармалея» Корней Чуковский написал в разгар Великой Отечественной. Бдительные цензоры обнаружили «ненужные ассоциации», и сказку фактически запретили. Мало кто в зале знал ее, так что фестивальный показ сделал дело, уникальное по своей просветительской миссии.

Вологодский драматический Камерный театр показал необыкновенный «Спектакль в селе Огрызове» по рассказу Вячеслава Шишкова. Спектакль, как и «19 Айболита 42» поставил Яков Рубин — режиссер с завидным игровым темпераментом, первопроходец, увлеченно открывающий театру сочинения, не имеющие сценических традиций. «Военная страда окончена, и красноармеец Павел Мохов опять в родном своем селе» со странной мечтой «образовать театральный кружок-ячейку». Всех обитателей села — мужчин, женщин, детей — исполняет харизматик Евгений Думнов. Он — любимец публики, артист-оркестр — может вытащить такие глубины человеческой души и раскрыть любой характер несколькими жестами, едва заметным изменением мимики, переменой походки. Его герой может одновременно быть благородным и нелепым, серьезным и ироничным, трогательным и чудаковатым. Это — гомерически смешной спектакль, ладно скроенный и крепко сшитый.

«Сердце не камень» — спектакль из области театрального чуда — показали хозяева, Новый Художественный театр. Фабула пьесы закручена вокруг завещания богатого купца (отличная работа Александра Майера). В кружево интриг втянуты все вокруг, и прежде всего молодая жена — скромная, красивая, набожная затворница в блистательном исполнении Ксении Бойко. Мысль семейная, заложенная в пьесе, рифмуется с темой театра-дома, дорогой режиссеру Евгению Гельфонду. В спектакле, где нет злодеев, как нет и безгрешных, действительно образцово-показательный ансамбль с умно выстроенными ролями: нестрогие, строптивые, мечтающие о чувственной усладе и такие разные подружки (Наталья Шолохова и Татьяна Кельман), полнокровный фарсовый Исай Халымов (Павел Мохнаткин), эксцентричный Константин Лукич (Константин Талан), Ераст, местный дон жуан (Дмитрий Николенко), суетливая ключница Огуревна (Евгения Зензина). Все — в светлых одеждах, и все транслируют зрителям восторг перед жизнью, и за каждой ролью, даже эпизодической — такой, как Странник (Алексей Пименов), — прочерчивается рисунок судьбы.

Деревянные помосты, подворье, изба — стильное многоуровневое объемное пространство, передающее дух Замоскворечья, интересно решено и обыграно художником Еленой Гаевой. Атмосферу создает и нестройный оркестрик — в руках каждого артиста музыкальный инструмент. Театр доказал нам: все, что не основано на любви, чуждо человеческой природе, и даже мечта о любви — спасительна.

Известный пермский театр «У Моста» — давний, постоянный и желанный гость Челябинска. Мистический, живой, изменчивый авторский коллектив режиссера Сергея Федотова замешан на терпкой и гремучей смеси иронии, абсурда, фантасмагории, юмора, в том числе и черного, во многом открыл России драматургию ирландца Мартина Мак-Донаха. Серьезное углубление в наследие Ирландии продолжается — на фестиваль привезли спектакль «Ирландский герой — гордость Запада» по пьесе Джона Синга. Мрачная древнеирландская комедия очаровала виртуозной сценографией, которая рождена фантазией режиссера. В таверне — темной, сумрачной, с камином и нехитрой мебелью черного дерева появляются страшные и совсем не смешные люди, для которых героем (Алексей Улановский) может стать убийца, и он встретится со своей жертвой (Илья Бабошин). Жесткой режиссерской рукой прописан спектакль, в котором подвижнически точны все артисты. Создатели спектакля вовлекают зрителей в игру, и в финале квеста каждый в зале сам решает, что он увидел: комедию, трагедию или фарс.

Петербургский Камерный драматический театр «Левендаль» прочитал древнегреческую трагедию «Царь Эдип» современным сценическим языком, и непросто поверить в то, что Софокл творил в V веке до н.э. Мощный спектакль поставил Искандер Сакаев. Сценическая версия производит сильное впечатление вопреки (а быть может, благодаря) своей статичности: все эмоции и страсти бушуют внутри героев. Они с опущенными головами и скрытыми капюшонами лицами в оцепенении сидят за столом. Игра актеров достигает трагических высот. Точные талантливые работы у Анны Бухарской (Иокаста), Владислава Алтайского (Эдип), Алексея Копылова (Тиресий), Светланы Шпак (Сфинкс). Человечество накрыли мор, беды, опасности, но никуда от рока не спрячешься.

Омский Лицейский театр предъявил любопытный эксперимент: шекспировского «Короля Лира» «переселили» в эпоху языческих войн и викингов. Режиссер Юрий Митякин расцветил спектакль броскими концептуальными постановочными приемами, элементами боевых искусств, специально написанной фолк-этномузыкой, горловым шаманским пением, аутентичными скандинавскими костюмами. В результате король Лир оказался между двух стульев: суровой рациональной мифологией северных стран и образным, страстным, многослойным миром Шекспира, наполненным раздумьями и рефлексиями. Центром притяжения стали артисты: Алексей Осипов (Лир) и Наталья Виташевская, Дарья Оклей, Евгения Суровая (дочери Лира).

Казахский областной театр имени Ильяса Омарова из Костаная со спектаклем «Прегрешение Шолпан» по поэме казахского классика Магжана Жумабаева порадовал самобытностью. Актеры играют страстно и открыто, хороши Диана Турсунова, Аскар Турениязов, Жасулан Ханкожаев, Жанибек Иман, Аида Супатаева, Жибек Усенова. Режиссер Баатырбек Шамбетов сочинил очень красивый спектакль, стремительный, по-хорошему ритуальный, обильно оснащенный пластическими зарисовками, и задал публике вопрос: может ли благая цель служить оправданием греха? Кровавый финал дает однозначный ответ.

Новым коллективом для фестиваля стал Мордовский национальный театр со спектаклем «Куйгорож», основанным на национальном мифе о человекообразном существе, которое может все и должно всегда быть занято — иначе начнет уничтожать все, что его окружает. Что-то не сложилось в день челябинского показа: бросались в глаза тривиальные фронтальные мизансцены, резала ухо шуршащая фонограмма, оговаривались артисты, но публика приняла «Куйгорож», не свободный от недостатков, сочувственно и доверчиво. Ведь в спектакле, созданном в тандеме драматурга Валентины Мишаниной и режиссера Бориса Манджиева, зашифрованы точные мысли и рассуждения о пороках и грехах человеческих. И старик Пята в исполнении Дмитрия Мишечкина удивительно хорош.

Также впервые на челябинской земле показал скромную мелодраму «Легкое знакомство» режиссера Виталия Юсупова по «кассовой» пьесе Валентина Красногорова Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени Марка Бровуна. Не мудрствуя лукаво актеры Марина Погорелова и Михаил Бовдуй темпераментно разыграли смешной, трогательный и немного печальный сюжет о тотальном одиночестве и встретили теплый прием челябинцев.

Три следующих спектакля представили ясное искусство русского психологического театра, в их основе — советская литература середины 60-х годов прошлого века. Театр кукол из Перми с веселым названием «Туки-Луки» привез драматический спектакль по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле» в постановке Ярослава Колчанова. Женщина-мать и мать-земля, перед которой не сфальшивить и не слукавить. Впрочем, ни хитрить, ни лицемерить тонкая талантливая актриса Олеся Касьянова (Толгонай) просто не сможет. Она не покидает подмостков 2,5 часа, и сценическое повествование по сути складывается в моноспектакль, остальные персонажи появляются редко, нельзя не отметить запоминающуюся роль мужа героини в исполнении Артура Кучукбаева. Спектакль затянут, впрочем, безгрешно, и интонационно монотонен, что не мешало зрителям смахивать с глаз навернувшиеся слезы.

Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева показал спектакль режиссера и актера Петра Владимирова по пьесе Виктора Розова «Затейник». В сценической версии досконально воссоздан и романтизирован неказистый советский быт, между современным поколением и временами их бабушек-дедушек, кажется, и зазора нет. С завораживающей искренностью и безукоризненной правдой играет Галину Анастасия Костецкая. Самарский театр «Мастерская» текст пьесы «Прощание в июне» Александра Вампилова, чью драматургию сравнивают с чеховской, себе не присвоил. Режиссер-постановщик Ирина Сидоренко и ее старательная задорная команда артистов из дня сегодняшнего вглядываются в прошлое, но пока оставляют без должного внимания подтексты с их таинственно пульсирующими смыслами и переносом акцентов с фабулы на «внутреннее действие» — то, что подхватил от Чехова через шесть десятилетий Вампилов. Прошло еще 60 лет — пора театру осваивать драматургию Вампилова как вечную классику.

Фото: предоставлены пресс-службой Нового Художественного театра (Челябинск)