Диагноз: Таганка

Анна ЧУЖКОВА

03.04.2014

Театр на Таганке опять в центре скандала. Раздрай в неуправляемой труппе докатился уже до Совета Федерации.

Сюда поступило обращение сотрудников театра, где, в частности, говорится, что в спектаклях нынешней Таганки «пропагандируются насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». По итогам первых разбирательств ясно только одно: на Таганке надо срочно наводить порядок. И заниматься этим уж точно должна не верхняя палата Федерального собрания — у сенаторов хватает более серьезных дел.

Сегодня «Культура» предоставляет площадку противоборствующим сторонам — директору театра Владимиру ФЛЕЙШЕРУ и заместителю директора по Малой сцене Ренате СОТИРИАДИ (при Валерии Золотухине она занимала пост замдиректора по художественной и постановочной части).


Владимир Флейшер: «Покажите театр, где патриотизма больше, чем у нас»

культура: Осенью была у вас на сборе труппы. Тогда выяснилось, что только за прошлое лето активисты из труппы Театра на Таганке написали две жалобы.
Флейшер: И не остановились на достигнутом. Конкретное число таких писем не назову — приличное. Писали в Государственную думу, помощнику президента, мэру Москвы...

культура: Насколько помню, в первых обращениях поднимались экономические вопросы, сейчас — идеологические. Чего все-таки эти люди добиваются?
Флейшер: Цель проста. Представьте себе гусыню, которую отогнали от кормушки. Что она делает? Конечно, пытается вернуться, кричит. До моего прихода часть тех, кто сейчас кляузничает, находились у власти в театре. Кто-то был заместителем директора, кто-то — заведующим труппой... А эти посты подразумевают близость к финансам.

культура: Подать в суд за клевету Вы собирались еще в начале сезона... 
Флейшер: Тогда не случилось. Они признали, что обвинения были, мягко говоря, натянутыми. Но за это время создан новый профсоюз, возглавляемый актером Иваном Рыжиковым. Теперь жалобы поступают от имени комитета. Сколько в нем человек — неизвестно: пять, восемь, шесть? Можно только догадываться. Но они очень активны, надо отдать должное. Жаль только, что энергия направлена не на интересы театра. 

При этом функционирует старый профсоюз под руководством актера Сергея Трифонова, в котором около ста членов. Он действительно работает, помогает коллегам. 

культура: Что собираетесь предпринять?
Флейшер: На днях проведем собрание, на котором, как ожидается, коллектив примет решение подать иск о защите чести и достоинства. Никого не собираюсь увольнять только за то, что человек мыслит иначе, чем я и большинство сотрудников. К примеру, Иван Рыжиков — заслуженный артист. Он успешен в профессии, действительно хороший актер. Вот только пусть эти люди будут честны. Если уж выдвигать обвинения, то реальные. Ведь авторы письма подставили сенатора, который им доверился.

культура: Сам Иван Рыжиков, хоть и выступает против мероприятий в рамках празднования 50-летия театра, но от участия не отказывается...
Флейшер: Мы не ущемляем ничьих прав. Он приглашен режиссером и уже приступил к репетициям. В репертуаре занят активно, никто ему работать не мешает. 

культура: А вот режиссер Рената Сотириади, принимавшая участие в составлении письма в Совфед, жалуется: ее спектакли снимают с репертуара.
Флейшер: Это не совсем так. Здесь нет злого умысла. В мае на Малой сцене идут репетиции. Там вообще не будут играть спектакли, в том числе и «Самоубийцу», которого поставила Рената Владимировна. А ее постановка «Двенадцатая ночь», пожалуй, впервые за всю историю не стоит в афише. Это связано с тем, что театр едет на коммерческие гастроли в Южную Корею, в том числе актеры, занятые в спектакле Сотириади. В июне такая же ситуация — мы собираемся в Париж.

культура: Иван Рыжиков упрекал театр в антироссийской пропаганде. Прокомментируете?
Флейшер: Меньше года назад был поставлен «Нет лет» по стихам Евтушенко — патриотичный спектакль, который мы, кстати, отправляем на гастроли в Париж на площадку ЮНЕСКО. 15 марта играли премьеру «Гроза двенадцатого года». Много в нее вложили сил. Даже сняли небольшой фильм, вошедший в постановку. Уж если эта тема не патриотичная, тогда мне сложно представить, о чем вообще идет речь. Сейчас к Дню Победы готовится спектакль о Великой Отечественной. Параллельно на Малой сцене Юрий Ардашев ставит еще один спектакль о Второй мировой по пьесе Дударева. Премьера — 22 июня. Не хватает патриотизма? Покажите мне театр в Москве, где его больше, чем у нас. 

культура: Какая атмосфера сейчас в коллективе?
Флейшер: Подавляющее число сотрудников понимают, откуда у жалоб ноги растут. Поддерживают меня. Это приятно. 

культура: Когда в Театре на Таганке появится худрук?
Флейшер: Департамент культуры занимается этим вопросом. Вероятно, результаты будут к началу нового сезона. 


Рената Сотириади: «Мы станем оплотом антинациональных идей»

культура: Иван Рыжиков сказал мне по телефону, что нашумевшее письмо написали Вы.
Сотириади: Я его печатала. Но составлял текст наш профсоюзный комитет. Подпись поставил Иван Рыжиков — как председатель. Все решалось коллегиально. Нас не так много.

культура: Сколько?
Сотириади: По-моему, пятнадцать. Но за последнее время несколько человек уволились.

культура: Не устраивало руководство?
Сотириади: Конечно, рыба гниет с головы. Наша голова — в департаменте культуры Москвы. Оттуда назначают директоров, в том числе Владимира Натановича Флейшера. Он возложил на себя слишком много художественно-творческих задач, а это неправильно.

культура: Ну, надо же кому-то данными вопросами заниматься. У вас нет худрука уже год.
Сотириади: Вы зрите в корень. Все наши письма — просьбы назначить нам худрука. А то, что это делать неэтично, пока Любимов жив, — отговорки Сергея Александровича Капкова. Юрий Петрович уже три года здесь не работает.

культура: Есть желающие его сменить?
Сотириади: Если департамент объявит конкурс, наверное, найдутся. Но никто этого не делает. 

культура: Думаете, кому-то это выгодно?
Сотириади: Не знаю. Может быть, речь идет о переформатировании Театра на Таганке. В Сети прошлой весной оказался документ, в котором четко обозначены этапы превращения театра в центр творческого наследия. Одним из пунктов было привлечь выпускников «Школы театрального лидера» как «Группу юбилейного года». Сделано. Далее — сменить руководство. Сделано. Назначить директором Флейшера... Единственное, что у них не срослось, — Любимов отказался участвовать в этом плане. 

Прозвучало и другое предложение — объединить нас с «Содружеством актеров Таганки». Но этот театр резко выступил против. 

культура: Покажите письмо, которое наделало столько шума.
Сотириади: Не могу. По нему еще нет официального ответа.

культура: Но разве не его цитируют СМИ? 
Сотириади: Не знаю, мы это письмо никому не давали.

культура: То, что зачитал сенатор Олег Пантелеев, не выдержки из письма?
Сотириади: Такого мы не писали. Ни о бенефисе Шевчука, ни о фестивале «Майдан». Там было: дайте нам худрука. Потому что без руководства Таганка станет оплотом антинациональных оппозиционных идей. Или ее просто уничтожат. Сенатор говорил о ситуации в культуре в целом, особенно в новомодных театрах, таких, как «Гоголь-центр». Показывают обнаженное тело, на сцене целуются мальчики — такого быть не должно.

культура: Но ведь на Таганке такого и нет.
Сотириади: Нет. Но, не дай Бог, будет.

культура: То есть имеются тревожащие симптомы?
Сотириади: Да. Начали с того, что пытаются уничтожить историю Театра на Таганке. Юбилейная группа содрала со стен афиши с Высоцким, Фарадой, Золотухиным. Наклеили бездарные надписи про то, что театр пора закрыть. Кто дал право прийти в наш дом и плевать? А потом эти ужасные перформансы, где издеваются над работниками театра. Берут у них интервью, а тексты читают на сцене, как документальную пьесу. На такие эксперименты никто не ходит. Продажа билетов очень низкая. Мы станем неэффективным учреждением культуры, которое придется закрыть. 

культура: Правда, что ваши зрители носят повязки «Правого сектора»?
Сотириади: Я была на всех читках и сама видела: на куртках наклейки — желтая и голубая полоса. 

культура: Это флаг Украины.
Сотириади: Понимаете, нашей публикой на таких мероприятиях становится зритель «Гоголь-центра». 

культура: Но «Гоголь-центр» никто не собирается закрывать. Значит, он эффективен?
Сотириади: У Серебренникова средняя продажа билетов — 35 процентов. Театр, не способный заработать, финансируется из бюджета. Это то, к чему мы идем. Зачем государству оплачивать пьесу Михаила Дурненкова, которую он написал к Дню Победы? По-моему, она оскорбительная. О том, что мужчины не хотят воевать, боятся смерти. А Волкострелов ставит «1968. Новый мир». У нас нет классических пьес или других тем? Не хочу, чтобы знаменитый театр превратили в лавочку «Театра.doc». Выпускают поделки-перформансы: «Репетиция оркестра», «Присутствие». Играются эти спектакли в зале на 487 мест. Но его специально сокращают до 170 или 120. Что денег, как понимаете, не приносит. Зарплата у «Группы юбилейного года» очень хорошая, больше, чем у многих артистов.