Пока Богомолов осваивает бизнес, Калягин замыслил революцию

Денис СУТЫКА Виктория ПЕШКОВА

03.09.2019

Новый театральный сезон вступает в свои права. С конца августа сборы трупп следуют один за другим, словно повинуясь известному «вчера был бал, а завтра будет два». Ситуация, когда сразу в нескольких достойных внимания театрах открытие сезона совпадает до минуты, отнюдь не редкость, и критикам с журналистами остается только огорчаться невозможности раздвоиться, а лучше  — растроиться, чтобы все-таки объять необъятное. А планы озвучиваются по преимуществу грандиозные: средний показатель — шесть-семь премьер и еще парочка в стадии обсуждения, но есть худруки, замахнувшиеся на полтора десятка постановок плюс энное количество экспериментальных проектов.

Казалось бы, этому можно только радоваться: артистам, а труппы в театрах, прямо скажем, не маленькие, будет что играть, администрации — о чем победно рапортовать министерству (показатели по заполняемости залов никто ведь не отменял), ну и публике найдется из чего выбрать. Однако у медали есть и оборотная сторона. Во-первых, сезон имеет вполне определенную продолжительность, значит, чем больше постановок, тем меньше сил и времени на репетиции каждой в отдельности, а, как известно, количество далеко не всегда переходит в качество.

Во-вторых, и эта не вчера возникшая тенденция даже не думает идти на спад, театры в погоне за громкими именами тасуют между собой одну режиссерскую колоду, состоящую из двух десятков известных имен. Тех, кто своей стационарной площадки не имеет, понять можно – они просто живут в амплуа странствующих менестрелей. А вот что движет худруками и главрежами больших театров с большими, повторим, труппами, которые «дома» делают один спектакль в сезон, а все остальное время посвящают «гастролям» дальним и ближним. Да, постановщикам полезно работать с разными труппами точно так же, как и артистам — с разными мастерами. Но, в результате круговорота ограниченного количества режиссеров в замкнутом сценическом пространстве, театры чем дальше, тем больше утрачивают необщее выражение лица, по которому их можно было бы безошибочно отличить один от другого, как это было в прежние времена.

Театр Et Cetera

Одной из главных премьер 27-го сезона в Et Cetera станет спектакль по произведениям Гофмана в постановке главного режиссера Роберта Стуруа. Об этом сообщил на традиционном сборе труппы художественный руководитель Александр Калягин.

Всего на сезон запланировано шесть премьер, две из которых выйдут уже осенью. Полина Золотовицкая поставит «Циников» по повести Анатолия Мариенгофа, а Егор Равинский — ​«Мою жизнь» Антона Чехова. В октябре в рамках «Русских сезонов в Германии» театр представит в Берлине прошлогоднюю премьеру «Ревизор. Версия» с Александром Калягиным в роли Хлестакова, а после сыграет «В зоне доступа» на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде.

Михаил Бычков поставит комедию о революции по пьесе Миколы Кулиша «Так погиб Гуска». Александр Калягин пояснил: несмотря на то, что пьесе почти 100 лет, заложенный в ней юмор и ирония звучат до боли актуально.

В ноябре Влад Маленко начнет работать над спектаклем по басням собственного сочинения, а Роман Феодори приступит к репетициям «Гамельнского крысолова» Ярославы Пулинович. Драматург пишет пьесу специально для театра. В конце ноября в рамках проекта «Город Калягинск» пианист Борис Березовский выступит с джазовой программой.

Говоря о своей работе по произведениям Гофмана, главный режиссер театра Роберт Стуруа отметил, что фабулой для спектакля послужит повесть «Крошка Цахес». Премьера запланирована на март-апрель 2020 года.

— Планы большие, посмотрим, как они будут развиваться. В начале сезона все, как всегда, в надежде, но любая работа — ​это риск, надеюсь, он оправдается, — ​признался Александр Калягин, добавивший, что, вполне вероятно, в этом сезоне он тоже выйдет на сцену в качестве актера.


Театр на Малой Бронной

Константин Богомолов, вступивший в должность художественного руководителя Театра на Малой Бронной в конце прошлого сезона, объявил целый парад премьер. Он заверил, что все планы подкреплены реальными финансовыми возможностями. После Нового года большая сцена театра будет закрыта на реконструкцию, а труппа на время переберется во Дворец на Яузе, где уже «пережил» ремонт «Современник».

Олег Долин представит спектакль по пьесе Карло Гоцци, Кирилл Вытоптов — ​«Слово о полку Игореве». Сам Богомолов поставит «Покровские ворота» Леонида Зорина и «Ифигению в Авлиде» Еврипида, а также приступит к «Войне и миру» Льва Толстого и «Судьбе-индейке» советского драматурга Анатолия Софронова (пьеса с успехом шла на Бронной в постановке Андрея Гончарова в 60-х годах). Весной Владиславс Наставшевс поставит«Вишневый сад» Чехова, Иван Вырыпаев — ​«DREAMWORKS». Филипп Григорьян, Данил Чащин и Максим Диденко возьмутся за классику — ​Владимира Набокова, Александра Островского и Федора Достоевского.

Худрук также анонсировал несколько программ и лабораторий. Одна из них — ​«Большие режиссеры маленьким зрителям».

— В Москве очень плохо с детским театром, — ​поделился Богомолов. — ​Идут одни и те же бесконечные спектакли, которые были созданы лет 20 назад. Они, может, и прекрасны, но морально устарели. Мы начинаем программу «Большие режиссеры маленьким зрителям» и, надеюсь, вдохновим другие театры. Эти спектакли не только для детей, но и для всей семьи, они должны становиться художественными событиями.

В рамках программы будет поставлена пьеса Ивана Вырыпаева «Чему я научился у змеи» и «Лунная масленица» Павла Пряжко.

Будет запущена «Лаборатория молодой режиссуры».

— Я договорился с ректором ГИТИСа Григорием Заславским, и нам дают четырех студентов-режиссеров из мастерской Леонида Хейфеца, — ​рассказал Богомолов. — ​Для них важно вариться не только в своей компании, но и заходить в профессиональный театр. Мы выделим небольшие деньги, чтобы лаборанты сделали часовые эскизы. Удачные работы перейдут на сцену.

Программа станет ежегодной, а в будущем к сотрудничеству будут привлечены студенты режиссерских факультетов других театральных институтов. Кроме того, запланировано три совместных проекта с двумя московскими и одним санкт-петербургским театрами.

Богомолов планирует привлечь в театр частные инвестиции, для чего создает Фонд развития современного театра, названный в честь основателя ГОСЕТа Соломона Михоэлса.

Говоря о режиссерах, с которыми театр планирует сотрудничать, худрук отметил:

— Для меня крайне важно, чтобы сюда приходили режиссеры, которые своими работами будут меня нервировать. Помню, Марк Захаров рассказывал о том, как Андрей Гончаров ревниво подглядывал за ним из-за шторки, когда он ставил в «Маяковке». Вот я так же хочу ревниво поглядывать, как другие режиссеры репетируют с моими артистами.

Заключая свое первое выступление перед труппой, худрук пояснил, что для него идеальна модель управления Олега Табакова, который «позволял в МХТ имени Чехова цвести всем цветам».


Малый театр

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, подписавший весной бессрочный контракт и таким образом ставший бессменным лидером, открывает 264-й сезон постановкой «Ревизора», а несколькими днями ранее огласил планы на сезон. Малый театр и Соломин по-прежнему держат курс на проверенную временем русскую и зарубежную классику. Сентябрь в Малом обещает быть насыщенным. В рамках программы

«Большие гастроли» артисты сыграют «День на день не приходится» сразу в трех дальневосточных городах — ​Благовещенске, Биробиджане и Хабаровске. Затем три спектакля, в том числе две прошлогодние премьеры в постановке Юрия Соломина «Женитьба» и «Дальше — ​тишина», отправятся в Казань. Кроме того, Малый ждут в Ярославле, Ростове-на-Дону, Сургуте и Баку.

Первой премьерой 264-го сезона станут «Игроки» Гоголя в постановке Владимира Драгунова. На ноябрь запланирован «Красавец мужчина» Островского в режиссуре Василия Федорова. Постановщик из миланского театра «Пикколо» Стефано де Лука познакомит зрителей с пьесой Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме сеньора Купьелло». Также в планах «Варвары» Максима Горького и «Физики» Фридриха Дюрренматта. Одной из главных работ сезона художественный руководитель назвал спектакль, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

— Мы никогда не отступим от этой темы. В конце апреля выпустим спектакль, — ​категорично заявил он. — ​Ведь Малый театр прошел всю войну, был эвакуирован в Челябинск. К сожалению, осталось мало людей, кто прошел войну, кто помнит ее. А это память о наших родителях.

В мае 2020 года на сцене Малого пройдет уже ставший традиционным Фестиваль «Островский в Доме Островского».


Театр имени Маяковского

Театр встретил поклонников большим бенефисом народной артистки Светланы Немоляевой — ​нынешний сезон для нее 60-й. Актриса сыграла марафон из пяти самых любимых спектаклей («Бешеные деньги» и «Таланты и поклонники» А. Островского, «Плоды просвещения» Л. Толстого, гоголевская «Женитьба» и «Кант» М. Ивашкявичюса).

В планах труппы четыре премьеры. Две — ​в постановке худрука театра Миндаугаса Карбаускиса. В декабре он выпустит «Йокнапатофу» — ​новую версию некогда поставленного им в «Табакерке» спектакля по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала», а в конце сезона — ​«Ни одна душа не знает, что мы делаем, что мы думаем, кто мы такие» с Евгенией Симоновой, Михаилом Филипповым и Татьяной Орловой в главных ролях. Постановка по пьесе австрийского писателя и драматурга Томаса Бернхарда «На покой» и для режиссера, и для актеров станет самым камерным спектаклем с самым длинным названием. Во второй половине сезона ждем «Дикарку» драматургического тандема Островского — ​Соловьева в постановке Юрия Иоффе и вампиловского «Старшего сына», переосмысленного Анатолием Шульевым, где Сарафанова сыграет Игорь Костолевский, а Нину — ​Полина Лазарева.

Идя навстречу зрителям, для которых суббота и воскресенье — ​дни рабочие, маяковцы в качестве эксперимента перенесли свой выходной с понедельника на вторник. Ремонт в театре, о котором говорят уже не первый год, снова отложен, так что играть они будут в родных стенах. А кроме того, освоят и новую площадку: в рамках программы «Мой район» один из самых популярных и успешных спектаклей театра «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» будет идти на сцене культурного центра ЗИЛ.


РАМТ

Нынешний сезон для Российского академического молодежного театра — ​предъюбилейный, 99-й — ​обещает быть весьма насыщенным. Худрук РАМТа Алексей Бородин приступает к репетициям сразу двух спектаклей для Большой сцены. «Горе от ума» станет попыткой наладить контакт сегодняшних молодых бунтарей с героями Грибоедова; а «Душа моя, Павел» по мотивам романа Алексея Варламова (над инсценировкой работает молодой драматург Полина Бабушкина) — ​осмыслением дня сегодняшнего с позиции тех, чья молодость пришлась на 80-е, начало конца советской эпохи. Продолжится многолетнее сотрудничество театра с британским драматургом сэром Томом Стоппардом: он передал Бородину свою новую, во многом автобиографичную пьесу «Леопольдштадт». Над переводом сейчас колдует Аркадий Островский. Алексей Бородин приступит к работе весной, а премьера, вероятно, состоится уже в юбилейном сезоне.

Главный режиссер театра Егор Перегудов в январе представит первую работу в этом качестве — ​версию пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в переводе О. Сороки. В ролях великих влюбленных — ​Анастасия Волынская и Денис Фомин. Французский режиссер Ален Маратра продолжит репетировать комедию своего выдающегося соотечественника Пьера де Мариво «Двойное непостоянство». Зимой Александр Коручеков начнет работу над спектаклем по роману Стивенсона «Остров сокровищ». А вот главреж Вахтанговского театра Юрий Бутусов, выразивший желание поработать с рамтовской труппой, пока находится в поиске темы.

На других площадках, а их в театре три — ​Маленькая сцена, Черная и Белая комнаты, тоже будет что посмотреть. Цикл воплощений пушкинских «Повестей Белкина» продолжат «Метель» Александра Хухлина, «Гробовщик» Павла Артемьева, «Выстрел» Егора Равинского и «Барышня-крестьянка» Кирилла Вытоптова. Олег Долин выпустит «Цветы запоздалые» Чехова, а Галина Зальцман — ​сценическую версию повести Тода Штрассера «Волна» (совместный проект с Еврейским музеем и центром толерантности).

В юбилейном сезоне РАМТ решил представить публике лучшее из наследия его предшественников — ​театров, которые раньше занимали это здание. Владимир Мирзоев, Александр Пономарев и Владимир Богатырев приступают к репетициям пьес, некогда входивших в репертуар МХАТа Второго и Центрального детского театра.


СТИ

«Студия театрального искусства» Сергея Женовача, созданная в 2005 году, начинает юбилейный 15-й сезон в качестве филиала МХТ им. Чехова, сохраняя верность собственному творческому стилю. Как подчеркнул худрук СТИ на сборе труппы: «Мы ни с кем не сливаемся, и в нас никого не вливают. Студия будет продолжать заниматься поисковым театром».

Юбилейный год «женовачи» собираются прожить «радостно и весело». Совместно с Бахрушинским музеем театр организует выставку фотографий Александра Иванишина, который фиксирует историю труппы с момента рождения. Празднование намечено на 1 марта, а перед этим в феврале коллектив сыграет все спектакли, созданные за минувшие полтора десятилетия. «Гвоздем программы» станет новая сценическая версия легендарной семейной саги Лескова «Захудалый род». И поскольку каждый спектакль в этом сезоне именинный, зрителям представится возможность отведать праздничного пирога. В СТИ им по традиции является яблочная шарлотка.

К работе над премьерой Женовач приступит в январе. Публика увидит спектакль по документальному роману Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Выбор материала Сергей Васильевич объяснил не столько грядущей круглой датой, сколько тем, что «вокруг Великой Отечественной войны так много разговоров, много фальши, лжи, что хочется высказаться». Пьесу, сопоставимую по силе воздействия — ​такую же честную и пронзительную, по его мнению, найти вряд ли получится, да и сочинять спектакль на основе фундаментальной прозы — ​это как раз в духе СТИ. Постановка «Женитьбы», которую с таким нетерпением ждут поклонники театра, опять откладывается. На сей раз потому, что в юбилейном сезоне Женовачу хочется задействовать всю труппу, а гоголевская комедия такой возможности дать не может.


МХАТ им. Горького

Противостояние Эдуарда Боякова и некоторой части артистов театра продолжается. Вместо традиционного сбора труппы новый худрук провел собрание коллектива, с которым он намерен продолжать работу. Те, кто отказал ему в доверии, подписав обращение к президенту, на мероприятие приглашены не были. Бояков обосновал это своим правом руководителя и правом труппы на нормальную обстановку во время объявления планов на сезон. Несколько человек из оппозиции в зал все-таки попали в расчете выразить свое недовольство представителю Министерства культуры. Поздравляя коллектив с началом сезона, замминистра Павел Степанов дипломатично подчеркнул, что «конфликтность имманентно присуща творчеству, иначе нет созидания. Но конфликт должен работать на творческий процесс, а не против него». Когда оппоненты нового руководства попытались задать волновавшие их вопросы, он ответил, что готов выслушать их в министерстве.

Всего на собрании присутствовало порядка ста человек. Обращаясь к ним, Бояков подчеркнул, что от них зависит будущее театра, а несогласным с его творческой линией напомнил, что даже если бы он «громко хлопнул дверью, чего делать абсолютно не собирается, театр все равно не вернется в состояние стагнации, в котором пребывал в последнее время». Захар Прилепин, пытаясь перевести дискуссию на конструктивные рельсы, призвал «конфликтовать по уму — ​не ради противостояния как такового, а чтобы театр стал жить лучше». Но диалога не получилось.

Сергей Пускепалис, являвшийся заместителем худрука по творческой работе, с этого сезона возглавит ярославский Театр драмы им. Федора Волкова. Кто займет его место во МХАТе, Бояков не сообщил. Зато в театре появился новый исполнительный директор — ​Татьяна Ярошевская, до этого 14 лет руководившая департаментом культуры Екатеринбурга.

Большая сцена МХАТа в этом сезоне будет испытательным стендом сразу для нескольких постановок, получивших вторую жизнь. Новая редакция спектакля по пьесе Юрия Полякова «Грибной царь» будет называться «36 часов из жизни одинокого мужчины». За этим последует реставрированная Эдуардом Бояковым и Натальей Пироговой «Синяя птица», максимально приближенная к спектаклю Станиславского: текст восстанавливала Юлиана Бачманова, художественное оформление — ​Екатерина Кузнецова и Елена Зыкова. Работа над «взрослой» версией спектакля пока отложена. Над капитальным восстановлением легендарных «Трех сестер» трудится тандем Михаила Кабанова и Валентина Клементьева, а Андрей Кончаловский осуществит версию пьесы Горького «На дне».

Кроме того, в планах театра — ​«Парикмахерша» Сергея Медведева в постановке Руслана Маликова, куда на главную роль приглашена Инга Оболдина, и спектакль об Исааке Дунаевском «Красный Моцарт» по книге Дмитрия Минченка. К 75-летию Победы приурочена музыкально-поэтическая постановка «Теркин и другие» по стихам поэтов-фронтовиков. Премьеру планируется сыграть 9 Мая на Мамаевом кургане в сопровождении оркестра Юрия Башмета. В начале лета ожидаются две инсценировки современной прозы: «Семь женщин Есенина» — ​по мотивам биографии поэта, написанной Захаром Прилепиным для серии «ЖЗЛ», и «Лавр» Евгения Водолазкина.

Не забыты и маленькие зрители — ​накануне зимних каникул в репертуаре появится новый детский спектакль — ​«Снежная королева», которую начинает репетировать Рената Сотириади.

Малой сцене предстоит стать принципиально новым для МХАТа пространством, территорией современной драматургии. Владимир Смирнов выпустит здесь «Историю рыцаря», своего рода парафраз шварцевского «Дракона»; Валентин Клементьев — ​композицию по книге стихов о. Артемия Владимирова «Государев венец»; ученица Сергея Соловьева Грета Шушчевичуте — ​инсценировку по повести Алексея Варламова «Рождение» и пьесу «Звездная пыль» Натальи Мошиной. В планах «Живые люди» поэта и музыканта Даниила Чекрыгина, спектакль для семейного просмотра «Петр и Феврония» в постановке Сергея Глазкова и «Слово о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачева (режиссер Игорь Ларин).

Так называемая Третья сцена, переоборудованная из бывшего репетиционного зала, станет многопрофильной площадкой по примеру Мариинки‑2. Поэтические вечера, лекции философов и искусствоведов, творческие встречи, мастер-классы, концерты и даже выступления рэперов — ​похоже, тут ко двору придутся все жанры.


«Сатирикон»

Встретить юбилей — ​а свою историю «Сатирикон» ведет от Ленинградского театра эстрады и миниатюр, созданного великим Аркадием Райкиным в 1939 году, — ​в родных стенах у Константина Аркадьевича и его труппы не получится: в соответствии с вновь пересмотренными сроками ремонт и реконструкция, длящиеся уже не первый год, завершатся только будущей осенью. Отмечать исключительно семейный праздник в «чужом доме» не только не хочется, но и невозможно: «Планета КВН» живет весьма насыщенной жизнью, и театру с большим трудом удается втискивать в плотный график хозяев даже репертуарные спектакли, что, помимо прочего, создает проблемы с выполнением госзадания.

По словам Константина Райкина, «Сатирикон» находится в очень непростом положении, и чтобы переломить ситуацию, на должность директора театра им приглашен Владимир Казаченко, прежде работавший в Томском ТЮЗе. Представляясь труппе, Казаченко сказал, что главную задачу видит в том, чтобы «выдернуть театр с периферии зрительского внимания, где он так незаслуженно оказался».

Худрук «Сатирикона» посетовал, что в связи с тем, что ремонт вроде бы входит в завершающую фазу, а возвращение домой процесс достаточно непростой, четко выстроить планы на начавшийся сезон не получается. Есть договоренности с Юрием Бутусовым, Дмитрием Крымовым, Егором Перегудовым и Тимофеем Кулябиным, однако конкретные сроки и названия будут определены позже. Пока же Евгений Марчелли продолжает работу над «Шутниками» Островского, а сам Константин Аркадьевич после Нового года приступит к репетициям «Плутней Скапена», которые будут встроены в уже идущий спектакль «Лекарь поневоле». Получится эдакий «сдвоенный» Мольер в один вечер. На Малой сцене зимой выйдет «Дорогая Елена Сергеевна» в постановке Владимира Жукова (главную роль сыграет Наталья Вдовина).

Продолжающаяся бесприютность не способствует праздничному настроению, и, по всей вероятности, сатириконовцы отложат юбилейные торжества до такого долгожданного новоселья: «Для меня, — ​подчеркнул Константин Райкин, — ​театр остается домом. От этого образа я отказаться не могу, несмотря на то, что многим он уже кажется несовременным».


МХТ им. Чехова

Цитадель в Камергерском открыла сезон майской премьерой булгаковского «Бега» в постановке Сергея Женовача на Основной сцене, а на Малой Айдар Заббаров выпустил анонсированные еще в минувшем сезоне «Белые ночи» Достоевского. Самым важным и самым радостным итогом первого полного года на посту художественного руководителя МХТ Женовач назвал единство труппы — ​никто из артистов ее не покинул. Не менее существенным, по его мнению, является и полная реализация всего, что было намечено еще при жизни предшественника — ​Олега Табакова: выпущены «Сережа» Дмитрия Крымова, «ХХ век. Бал» Аллы Сигаловой, «Человек из рыбы» Юрия Бутусова и «Офелия боится воды» Марины Брусникиной.

Худрук признался, что в репертуаре МХТ им еще не все отсмотрено и не все проанализировано. Никаких «изъятий» озвучено не было, наоборот, Женовач снова подчеркнул, что «каждый спектакль это и судьбы артистов, и зрительские симпатии, поэтому решения надо принимать очень осторожно». Приглашенные артисты, а таких в театре порядка 70 человек, будут продолжать играть в постановках прежних лет до тех пор, пока они будут востребованы. Если кто-то из них захочет влиться в труппу, Женовач готов рассмотреть этот вопрос. Однако в новых спектаклях будет участвовать только труппа. Свою задачу он по-прежнему видит в том, чтобы максимально раскрыть ее потенциал, поскольку «мы уже понимаем, какой театр хочется сочинять». А чтобы поклонникам и прессе было легче следить за судьбой коллектива, МХТ открывает Медийный центр, руководить которым будет Вадим Верник.

В наступившем сезоне для Основной сцены запланированы три премьеры. Сам худрук приступает к репетициям повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Премьера намечена на декабрь. Режиссер Оскарс Коршуновас получит возможность осуществить давнюю мечту — ​поставить на сцене МХТ чеховскую «Чайку». Остается дождаться февраля, чтобы увидеть, что у него получилось. А главреж РАМТа Егор Перегудов ближе к лету выпустит «Месяц в деревне» Тургенева. На Малой сцене Улан Баялиев будет работать над повестью Сергея Клычкова «Сахарный немец», а режиссер Наталья Назарова пока с планами не определилась. Кроме того, Марина Брусникина предполагает сделать читку — ​«Анатэмы» Леонида Андреева и «Сверчка на печи» Диккенса.

О необходимости реставрации исторического здания МХТ разговоры идут давно. Сергей Женовач предполагает, что им удастся провести все работы, не покидая родных стен: то, что возможно, будут делать прямо во время сезона, остальное — ​во время летнего отпуска. Свою, как он выразился, внутреннюю программу «Назад к Шехтелю» — ​возвращение к стилю модерн, театр продолжит осуществлять по мере поступления средств. А вот от филиала в Коломенском МХТ пришлось отказаться: чтобы обжить и обустроить «коробку», возведенную без учета специфики театра, потребуется слишком много средств. Но главное, по глубокому убеждению Сергея Васильевича, филиал должен располагаться в центре, как это исторически сложилось.

Театр Сатиры

Московский театр Сатиры открыл 96-й сезон ярким капустником в честь художественного руководителя Александра Ширвиндта, отпраздновавшего этим летом свое 85-летие.

Когда народный артист РСФСР вышел на сцену, чтобы огласить планы на сезон, его окружили чернокожие артисты из дружественной Нигерии и устроили феерическое шоу с песнями и плясками. Гостям аккомпанировали музыканты из оркестра, «затерявшиеся» в зале.

Сезон открыли спектаклем Валентина Плучека «Укрощение строптивой». 4 сентября у него юбилей — 110 лет.

Говоря о планах на сезон, Александр Ширвиндт отметил, что в октябре театр будет отмечать 95-летие. К этой дате он выпустит музыкальный спектакль «Хотим сыграть Мольера» — своеобразный парафраз на пьесу «Мещанин во дворянстве» на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича. В главной роли — народный артист России Федор Добронравов. Премьера намечена на 10 октября. Следующей работой станет спектакль, который Ширвиндт задумал еще в прошлом году, — «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя. На сцене «Чердак Сатиры» будет работать режиссер Вахтанговского театра Владимир Иванов. Название уточняется.

Театр Олега Табакова

«Табакерка» огласила планы на 34-й сезон. Худрук театра Владимир Машков подчеркнул, что предъюбилейный сезон будет «очень насыщенным», но открывать все карты не стал. Первой премьерой, которая состоится в ноябре, станет «Ревизор» в постановке Сергея Газарова. «Репетиции уже идут. Непросто, но радостно. Два спектакля буду ставить я. На Исторической сцене — «Ночь в отеле с Альбертом Эйнштейном и Мерилин Монро»; и на Сцене на Сухаревской — «А.Н.О.» по произведению Агаты Кристи «10 маленьких индейцев», не путать с маленькими афроамериканцами», — заявил Владимир Львович.

Машков в очередной раз напомнил, что Театр Табакова немыслим без Школы Табакова. Новые студенческие спектакли будут идти и на Основной сцене. Михаил Хомяков поставит с третьим курсом «Билокси-Блюз» Нила Саймона. Алена Лаптева возьмется с четверокурсниками за «Старшего сына» Александра Вампилова. К 75-летию Победы актер Виталий Егоров сделает инсценировку «Василия Теркина» Твардовского.

Машков также представил первокурсников Школы Табакова. По введенной в прошлом году традиции на сборе прошло посвящение в студенты. На сцене были установлены два сосуда с «атомами Солнца», в каждом из которых был спрятан номер, под которым скрывалось имя одного из великих актеров или актрис. «Они ушли от нас, но тем не менее они всегда с нами, в наших сердцах, мыслях, чувствах. И сейчас ребята своей рукой вытянут себе Хранителя. В ответ они сами должны стать хранителями этого имени, узнать все о своем хранимом, подумать, почему рука вытащила именно его. И я надеюсь, что эти актеры, теперь настоящие небожители, вам обязательно помогут», — напутствовал Машков.

Ребята по очереди выкликали номера, а на экране появлялись портреты: Юрия Богатырева, Лидии Сухаревской, Георгия Жжёнова, Аллы Тарасовой, Анатолия Солоницына, Софьи Пилявской, Ии Саввиной, Василия Качалова, Нонны Мордюковой, Анатолия Папанова, Веры Комиссаржевской, Василия Шукшина, Ольги Андровской, Павла Луспекаева, Веры Холодной, Игоря Кваши, Татьяны Пельтцер, Александра Абдулова, Татьяны Самойловой, Николая Гриценко, Елены Майоровой, Ролана Быкова и Евгения Лебедева.

Эта невероятно трогательная история показывает: совершенно необязательно каждый раз жаловаться, что новые поколения артистов не знают имен своих предшественников. Гораздо перспективнее попытаться установить между ними неразрывную связь, соединив театральные эпохи личными отношениями.

В финале появился портрет главного хранителя, создателя «Табакерки» Олега Табакова.

В нынешнем сезоне планируется ряд мероприятий, посвященных памяти Олега Павловича: в метрополитене будет запущен именной поезд знаменитого артиста. С сентября по декабрь пройдет фестиваль учеников Табакова «Атом Солнца», в котором примут участие МХТ им. Чехова, Театр Наций, «Таганка», Московский Губернский театр и Театр Олега Табакова (о фестивале подробнее расскажут на пресс-конференции, которая состоится 9 сентября в здании ТАСС).

Завершился сбор знаковым событием — гашением почтовой марки, посвященной Олегу Табакову.

«Ленком»

93-й сезон театр открыл без своего предводителя — народного артиста СССР, режиссера Марка Захарова, который сейчас находится в Боткинской больнице с двухсторонним воспалением легких.

Сбор труппы провел директор Марк Варшавер, заверивший артистов и гостей, что Марк Анатольевич идет на поправку и вскоре приступит к работе. Планы у худрука хоть и не наполеоновские, но довольно интересные: Захаров приступит к репетиции «Капкана» — вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина. Спектакль посвящен Иосифу Сталину (роль исполнит народный артист России Дмитрий Певцов). По сюжету путешественники во времени попадают в кабинет к «вождю народов», где и будет разыгрываться основное действо.

Глеб Панфилов поставит пьесу канадского автора Фостера «Давние знакомые» с Инной Чуриковой и Александром Збруевым в главных ролях.

Кроме того, в этом сезоне в театре вспомнят ушедших из жизни юбиляров — Николая Караченцова и Григория Горина.

— В этом году 21 октября мы будем вспоминать гордость нашего театра, замечательного артиста Николая Петровича Караченцова, которому исполнилось бы 75 лет, — сообщил Варшавер. — Будет вечер памяти, в котором уже объявили о своем желании участвовать многие известные мастера эстрады, кино и театра. А 23-го состоится открытие памятника на могиле Караченцова. Еще одна памятная дата для нас: 12 марта 80 лет исполнилось бы известному драматургу Григорию Горину, и мы тоже будем вспоминать его.

Варшавер также добавил, что легендарный спектакль — рок-опера «Юнона и Авось» обретет еще один дом на сцене МХАТа имени Горького. Связано это с тем, что его зал может вместить гораздо больше зрителей.

Завершая сбор труппы, директор передал артистам поклон от Марка Захарова:

— Марк Анатольевич просил сказать: «Давайте не терять планку нашего театра». У нас есть все основания считаться лидерами.