Два Онегина на одну Татьяну

Анна ЧУЖКОВА

16.02.2013

К 130-летию своего основателя Театр имени Вахтангова представил премьеру — «Евгений Онегин». Подарок получился достойным.

12 февраля ежегодная театральная премия «Гвоздь сезона» досталась вахтанговской «Пристани». Римас Туминас на вручение явиться не смог — доводил до ума премьерного «Евгения Онегина» — можно сказать, забивал очередной «гвоздь». Этот спектакль был одним из наиболее предвкушаемых театральных событий зимы, надежды оправдались. Правда, сначала ждали «Татьяну» — режиссер говорил, что посвятит постановку героине, а явился «Евгений Онегин», и даже два.

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — многозначительно произносит умудренный годами Евгений (Сергей Маковецкий). К такому бы по батюшке обращаться, жаль Пушкин не подсказал нам отчества. Рядом — юный Женя (Виктор Добронравов), по-байроновски томный, с напускной важностью и тоской, почти вампир. Смелое решение классику не испортило, напротив — оживило. Ведь в романе мало диалогов, на сцене «Евгений Онегин» рискует оказаться скучным. Но недостаток внешнего действия в спектакле компенсирует яркая образность языка. На знаменитую историю любви Туминас предлагает посмотреть из прошлого и будущего одновременно, с привкусом осенней ностальгии. За действием отстраненно наблюдает не только повзрослевший Онегин, но и два Ленских (юный — Василий Симонов и потусторонний — Олег Макаров), гусар-рассказчик (Владимир Вдовиченков) и целый хоровод муз.

Почти пустая сцена мало напоминает «прелестный уголок»: несколько лавок, письменный стол, две серые стены у порталов, задник — темная зеркальная поверхность. Но то и дело слышатся щебет птиц и мычание коров, танцуют прелестные селянки. Ольга (Мария Волкова), «как утро весела», не расстается с аккордеоном, и звонко напевает, приглашая зал в беспечность деревенской жизни. И вот, в черной сценической коробке рождается светлая юная любовь. Татьяна (Ольга Лерман), хоть и «как лань лесная боязлива», но наедине с собой или няней (Людмила Максакова) полна такой сильной страсти, что даже где-то в животе от радости щекочет. Ей на месте не усидеть — бегает, скачет, таскает на себе скамейку, кровать, и падает без чувств, едва закончив послание любимому.

Старший из Онегиных читает письмо Татьяны, переведенное с французского. Едва настроившийся на серьезный лад зритель (знающий со школы: это одна из важнейших сцен) вдруг слышит: «Я к вам пишу, и этим все сказано». «Je vous ecris!» — прерывает криками орава девушек, каждая хочет прочесть признание Татьяны, и вот оно уже лежит перед героем, разорванное на мелкие кусочки... Пушкин ведет рассказ о добром приятеле Онегине, ежеминутно отвлекаясь на воспоминания о стройных женских ножках или вдаваясь в рассуждения о музах. У Туминаса тоже не найдете убийственной серьезности и трепета перед «сакральным» текстом. Мы видим не пафосное «наше все» и «энциклопедию русской жизни», а живую, чувственную поэзию, приправленную доброй иронией. Режиссер не стесняется лирических отступлений и легкомысленной шутки.

К примеру: именины Татьяны, девушка тревожно ждет гостя, но тут тишина внезапно прерывается задорной песней — это подружки преподносят подарки, целую череду юмористических номеров. Но легкий каламбур обернется образной глубиной. Вот Евгений отвечает на признание: с нежным сожалением начнет монолог Маковецкий, напыщенно гордо закончит его молодой повеса поучением: «К беде неопытность ведет». Вместо точки — болезненный вопль взрослого Онегина. Фразу он повторит совсем иначе — кому как не ему знать эту истину...

«Евгений Онегин»

Театр им. Вахтангова, А.С. Пушкин

Режиссер Римас Туминас

Сценография: Адомас Яцовскис

В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Ольга Лерман, Василий Симонов, Олег Макаров, Мария Волкова, Людмила Максакова, Юлия Борисова, Галина Коновалова...