Эдуард Бояков: «Горький-центра» на Тверской не будет

21.01.2019

Виктория ПЕШКОВА

Новое руководство МХАТ им. Горького провело первую пресс-конференцию, объявив о ближайших планах театра.

Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

На пресс-конференции было не протолкнуться — ​судьба МХАТа для театрального сообщества на сегодняшний день одна из самых животрепещущих тем. Первое, что сделал новый худрук, — ​провозгласил политику предельной открытости, пообещав информировать о планах и начинаниях всех заинтересованных и неравнодушных. Говоря о первых шагах своей команды, Эдуард Бояков не стал выделять приоритетные направления: «Мы попытались осмыслить театр как целостный организм. Здесь нельзя начать с чего-то одного — ​планирования премьер, анализа экономики или проведения ремонта и реставрации здания. Театр случится только в том случае, если мы сможем удержать контур целостности».

Здание, где расположен МХАТ, Бояков считает последним великим театральным зданием, уникальным памятником советского модернизма. Возведенное в середине 70-х, оно нуждается как в ремонте, так и в техническом переоснащении. Работы по обследованию будут начаты в самое ближайшее время. Следить за этим назначили человека, который знает о здании больше, чем кто бы то ни было, — ​тогдашнего главного архитектора проекта Владимира Кубасова. Курирующий театры замминистра культуры Павел Степанов подтвердил, что вопрос о ремонте стоит на повестке дня, но о его сроках и масштабах говорить пока рано. А вот дополнительные средства на новые постановки в бюджете уже учтены. Кроме того, он подтвердил, что изменения в Устав театра, в связи с введением должности президента МХАТ, которую бессрочно будет занимать Татьяна Васильевна Доронина, уже внесены. Контракт с нынешним худруком заключен на пять лет.

Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

Первой премьерой года — ​запланирована она на март — ​станет спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана. «Уникальность великих произведений в том, — ​считает Андрей Сергеевич, — ​что они универсальны. Их можно транспонировать в любое время, благо в данном случае это разрешено фондом Бергмана. Текст позволяет делать трагикомедию, что шведам не очень свойственно, а нашей публике по душе. Мне хочется перенести героев пьесы в середину 90-х, чтобы это была история не абстрактная, но близкая именно нашему зрителю». Главные роли исполнят Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. Идея постановки родилась до того, как Бояков предложил Кончаловскому что-то поставить во МХАТе, так что менять коней на переправе режиссер не стал.

Стратегия, которой намерено придерживаться новое руководство театра, режиссеру очень близка: «Приверженность традиции сегодня очень важна для русского театра. Самодостаточное экспериментаторство — ​тенденция, которую мы наблюдаем в европейском театре, — ​на мой взгляд, пуста и пессимистична по сути, поскольку ведет в никуда. Великие режиссеры и драматурги никогда не глумились над своими героями, а современный театр зачастую занимается именно этим. По-русски мы это называем «прикол», и эта «прикольность» создает определенную дистанцию между зрителем и тем, что он видит на сцене. Способность любить и понимать своих героев, сострадать им — ​главная черта русского театра. «Интертеймент» — ​это когда после зрелища идут в ресторан. Искусство — ​когда человеку хочется побыть наедине с самим собой.

Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

Замхудрука по творческой работе Сергей Пускепалис приступает к репетициям «Последнего срока» Валентина Распутина, произведения, которое сам писатель считал своей главной книгой. По словам режиссера, замысел спектакля вызревал не один год, и с течением времени ключевой вопрос, поднятый в повести, становится все более актуальным: если слово «патриотизм» утрачивает естественный смысл — ​любовь к Родине и своему народу, — ​то, кому мы передадим то, что унаследовали от наших предков? Перед распределением ролей режиссер предложит поработать с текстом всей труппе — ​«только так можно будет выяснить, кому из актеров он ближе, кто его тоньше чувствует». Главным показателем результативности работы Пускепалис считает листочек бумаги над окошком кассы, на котором написано: «На сегодня все билеты проданы».

Первой большой работой Захара Прилепина станет есенинская лаборатория. Спектакль «Семь женщин Сергея Есенина» будет, если можно так выразиться, документально-поэтическим. Предупреждая упреки, что он пришел в театр, чтобы ставить свои тексты, писатель заявил, что в данном случае выступает только как компилятор — ​к работе над постановкой будут приглашены профессиональные есениноведы. А под «лабораторностью» он понимает наличие обратной связи: «так ли артисты хотят это сыграть, как я хочу это поставить». Премьера, по всей вероятности, будет приурочена к юбилею поэта, который будет отмечаться в будущем году.

Но главной своей задачей на посту завлита Прилепин считает привлечение в театр современной литературы: «В 20-е годы прошлого века театр был завязан на молодую советскую литературу. Достаточно назвать имена Всеволода Иванова, Михаила Булгакова, Леонида Леонова, Валентина Катаева. Мне кажется, именно этой составляющей не хватает сегодня театру. Сто лет минуло, но задачи перед нами стоят примерно те же самые. Я веду переговоры с моими товарищами — ​Евгением Водолазкиным, Сергеем Шаргуновым, Александром Тереховым, Алексеем Ивановым, Алексеем Варламовым — ​о том, как адаптировать для сцены их ключевые тексты. Классика необходима, но мы должны узнавать себя на сцене в произведениях самых умных и одаренных людей современности».

Особым вниманием будет окружен «золотой фонд» МХАТа — ​постановки его отцов-основателей: «Три сестры», «Вишневый сад», но первой будет восстановлена легендарная «Синяя птица» Мориса Метерлинка, идущая в театре в редакции, сделанной К. С. Станиславским в 30-х годах. Как часто бывает с произведениями такого уровня, со временем у всех возникает ощущение, что все белые пятна в нем давным-давно ликвидированы. На самом же деле, оно может принести немало неожиданных открытий. Воспринимаемая большинством зрителей как красивая сказка для детей, пьеса эта является манифестом символизма и писалась в расчете на взрослого зрителя. Поэтому было принято решение восстанавливать «Синюю птицу» в двух версиях: первые юные зрители смогут увидеть ее уже в дни осенних каникул, взрослым же придется подождать до декабря.

Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

С этим спектаклем будет связан еще один эксперимент театра — ​Философский клуб. Возглавит его замдекана философского факультета МГУ Алексей Козырев: «Мы начинаем с Метерлинка, поскольку он — ​один из любимых авторов русской религиозной философии. Одна из самых сильных сцен в пьесе происходит на кладбище, когда из гробов появляются не мертвецы, а цветы. Это совершенно пасхальная по своей сути сцена, провозглашающая победу Жизни над Смертью. Современный зритель не готов к восприятию мистериального театра. У него, к сожалению, нет такого опыта. И помочь ему получить его — ​наша задача».

Помимо всего перечисленного, в ближайших планах театра пьеса современного белорусского драматурга Ивана Крепостного «Последний герой» в постановке Руслана Маликова. Зрителя ждет действо, «эволюционирующее от безудержного фарса к экзистенциальной драме, от криминального треша к патриотической поэме».

Рисуя открывающиеся перед МХАТом перспективы, Бояков подчеркнул, что, хотя «театр будет существовать как проектный центр, «Горький-центра» на Тверской никто открывать не собирается — ​при всех поисках и экспериментах, ядром остается репертуарный театр с постоянной труппой». Новый худрук мхатовцев пообещал, что событий будет намного больше, чем они успели анонсировать, и первые сюрпризы афиша МХАТа преподнесет уже в апреле.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть