МГТ: Пять лет в полете

Виктория ПЕШКОВА

19.01.2019

Год театра для Московского Губернского (МГТ) начался с собственного дня рождения — ​молодому коллективу исполнилось пять лет. По традиции МГТ устраивает озорной капустник и «раздачу слонов» в виде статуэтки «Золотого Мухина», которую прозвали «губернским Оскаром». На этот раз создатель и худрук театра Сергей Безруков подводил итоги не за год, а за всю пятилетку.

Свою «первую пятилетку» губернцы отработали по-стахановски. Выпустили 38 спектаклей, из которых больше десятка — ​детские. Придумали, провели и изыскали возможности сделать ежегодными два масштабных проекта — ​Большой международный фестиваль театров для детей, ставший закономерным продолжением федерального проекта «Театр — ​детям», и Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», где основным критерием отбора спектаклей является их приверженность традициям русской психологической школы.

Первая забота губернцев — ​родная подмосковная публика. Театр находится в ведении минкульта Московской области, а потому со спектаклями, концертами, творческими вечерами артисты исколесили ее вдоль и поперек. А в рамках программы «Большие гастроли» молодой театр уже успел объездить чуть ли не всю страну (от Калининграда до Владивостока). География зарубежных вояжей тоже постепенно расширяется, включая страны (ту же Литву или Латвию), настроенные по отношению к России не слишком дружественно. Причем на гастроли коллектив вывозит, что называется, «полный метр» — ​спектакли с большим количеством исполнителей и сложными декорациями.

В своих родных стенах театр сделал все, чтобы сюда могли попасть люди с ограниченными возможностями. И речь не только о пандусах и подъемниках для инвалидных колясок. Для зрителей с проблемами слуха включается «бегущая строка», а чтобы не оставить без внимания тех, кто лишен зрения, здесь создали специальную службу тифлокомментирования. К слову, МГТ пока остается единственным театром в стране, оснащенным тифлоком.

— Когда я пришел сюда шесть лет назад в качестве художественного руководителя Московского областного дома искусств, — ​поделился воспоминаниями Сергей Безруков, — ​заполняемость большого зала составляла 15–20 процентов. Сейчас — ​85. Учтите, что мы находимся в спальном районе, довольно далеко от центра, где в основном и сосредоточена театральная жизнь. Нам удалось перетащить публику сюда, фактически на окраину: если раньше к нам шли в основном жители ближних кварталов, то сейчас приезжают со всех концов Москвы и даже из соседних областей, заранее приобретая билеты и выкраивая свободный день. Целый год у нас ушел на объединение двух областных театров — ​камерного и драматического — ​в одну труппу, затем к нам присоединился и Губернаторский оркестр Московской области, и теперь у нас все музыкальные спектакли идут под живое сопровождение. Так постепенно сложился большой коллектив, который живет как одна семья. Этот принцип я получил в наследство от своего Учителя — ​Олега Павловича Табакова. Пока мы семья — ​мы существуем как театр.

И наш день рождения мы отмечаем по-семейному. Премия Golden Mukhin родилась как сугубо внутренняя. Мы вручали ее артистам, режиссерам, работникам цехов (без них никакой спектакль не получится), отличившимся в минувшем сезоне. В этом году лауреатов больше, потому что нам хотелось отметить всех ударников нашей первой пятилетки и наших верных друзей, которые все это время были с нами рядом. Так что на этот раз, помимо традиционной статуэтки, лауреатам будет вручаться придуманная нами медаль «Ударника губернского труда». Скажете, звучит слишком по-советски? А что в этом плохого? Это потом все награды выродились, но сначала — ​и так было многие годы — ​они были искренним признанием подлинных достижений людей.

Церемония награждения действительно длилась дольше обычного. Неудивительно, ведь губернцы и их гости в этот вечер каким-то непостижимым образом попали в петлю времени и оказались в эпохе, когда Советскому Союзу до развала было еще довольно далеко. «От себя отрываю!» — ​прочувствованно лобызал счастливых лауреатов «дорогой Леонид Ильич». Их действительно было много. Даже очень много. Можно только удивляться изобретательности тех, кто придумывал номинации для расширенного формата церемонии: «Дорогой длинною» предназначалась организаторам гастролей, «Самый теплый прием» — ​меценатам, «Покупай билетов пачку» — ​распространителям. «Наши трубы не горят», «Трезвый взгляд на жизнь», «Некрасивых людей не бывает», «Руки из того места», «Граница на замке», «Служба не видна. Зато важна» — ​при объявлении каждой следующей номинации зал взрывался дружным смехом. И эта неуемная «капустность» только подчеркивала, что МГТ — ​один из немногих театров, живущих по мушкетерскому принципу «Один за всех и все за одного». Помощник худрука по связям с общественностью Лиана Хусаинова получила своего «Мухина» как «Верный товарищ», зам по творческим вопросам Ольга Галахова — ​как «Добрый критик», директор театра Лариса Вильясте — ​как «Надежный тыл», а Сергей Безруков — ​как «Вечный двигатель», ни больше ни меньше.

По номинации «Варяг МГТ» шли приглашенные актеры — ​Дмитрий Дюжев, Антон Богданов и Борис Галкин. В свою очередь Борис Сергеевич, сочтя, что идти на день рождения с пустыми руками негоже, преподнес губернцам другую статуэтку — ​в виде двух парящих орлов, символов наступившего года по древнеславянскому календарю. «МГТ все пять лет провел в полете, пусть он никогда не прерывается», — ​пожелал артист своим коллегам.

Московский Губернский театр приступил ко второй пятилетке. В ближайших планах — ​рок-опера «Капитанская дочка» в честь 220-летия А. С. Пушкина, музыкальный спектакль «Энергичные люди», приуроченный к 90-летию Шукшина. Впрочем, всех планов Сергей Безруков раскрывать не стал. А вот мечтой поделился. Оказалось, что больше всего на свете ему хотелось бы, чтобы вернулась традиция ходить в театр «при полном параде», как это было в советские времена. А еще — ​чтобы людям хотелось ради этого сбежать с работы.


Фото на анонсе: Диана Иорданская/m-g-t.ru