Серьезные разговоры и немного «Веселья»

Елена ФЕДОРЕНКО

18.09.2018

Главные музыкальные дома Москвы провели сборы трупп перед началом нового театрального года.

Большой открыл 243-й сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сбор коллектива прошел несколькими днями позднее — ​ждали возвращения танцовщиков труппы, которая обеспечила яркий старт «Русским сезонам» в Италии. Дождались не всех — ​отсутствовали занятые в последнем гастрольном спектакле. Миланское турне из разряда эпохальных: балет главного театра России в таком полном составе давно не выступал в «Ла Скала».

Собравшихся в легендарном зале Исторической сцены работников театра приветствовали и наставляли гендиректор Владимир Урин, главный дирижер — ​музыкальный руководитель Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Все пребывали в отличном настроении и бодро сыпали шутками. Творческие планы на новый театральный год сюрпризом не стали — ​с ними ГАБТ познакомил еще весной. Напомним, что к 100-летию Леонарда Бернстайна дирижер Туган Сохиев и режиссер Алексей Франдетти выпустят комическую оперетту «Кандид». Афишу пополнят две оперы Россини: остроумные хитросплетения «Севильского цирюльника» воплощают маэстро Пьер Джорджо Моранди и постановщик Евгений Писарев, а в «Путешествие в Реймс» отправятся главный дирижер ГАБТа и режиссер Дамиано Микьелетто. В самом начале весны зрителей ждет «Русалка» Антонина Дворжака в версии Тимофея Кулябина, за дирижерский пульт встанет Айнарс Рубикис. Завершит парад новых спектаклей свежая версия «Евгения Онегина» Петра Чайковского, «энциклопедию русской жизни» перечтут Туган Сохиев и Евгений Арье.

Балетный коллектив порадует двумя мировыми премьерами. Первой станет одноактный «Петрушка» Игоря Стравинского в хореографии Эдварда Клюга. Интрига вокруг второй сохраняется. Известно, что одноактный сюрприз готовят балетмейстер Вячеслав Самодуров и композитор Юрий Красавин. Быть может, покров таинственности связан с не самым добрым опытом этих художников в Большом театре: метафоричная «Ундина» Самодурова слишком редко встречается со зрителями, а музыку Красавина к «Герою нашего времени» вытеснила партитура Ильи Демуцкого. Запланированы к показу еще три одноактных шедевра. Впервые появятся в Большом «Артефакт-сюита» в сложнейшей хореографии Уильяма Форсайта, сочиненной 15 лет назад на музыку Эвы Кроссман-Хехт и Иоганна Себастьяна Баха, и заводное «Парижское веселье» Мориса Бежара, попавшего в плен мелодий Жака Оффенбаха четыре десятилетия назад. «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина на музыку раннего опуса Жоржа Бизе — ​возобновление спектакля, в 1999-м артисты Большого с блеском провели премьеру, но в последние годы балет выпал из афиши. Уравновесить «малую форму» призвана подробная сюжетная «Зимняя сказка» Джоби Тэлбота в прочтении британца Кристофера Уилдона — ​в «Ковент-Гарден» трагикомедия Шекспира уже четыре сезона пользуется неизменным успехом.

Программа чествований включает гала-концерт, посвященный 80-летию со дня рождения великой Екатерины Максимовой, в постановке Владимира Васильева. Осенью состоится вечер в честь 70-летия знаменитого оперного баса Владимира Маторина, а показ «Баядерки» посвятят юбилею его ровесника, балетного премьера Вячеслава Гордеева. Мировые звезды Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов исполнят фрагменты из любимых опер в концерте «Верди гала».

В ходе собрания прояснилась ситуация с Камерным Музыкальным театром имени Бориса Покровского, досужих домыслов о судьбе которого ходило немало. «Поделюсь радостью, — ​сказал Владимир Урин. — ​Наша семья стала еще больше. Теперь театр имени Покровского является частью Большого театра и будет носить гордое имя Камерной сцены». Артистов-камерников приветствовали теплыми аплодисментами. Определились и с премьерами на Никольской: «Сорочинскую ярмарку» Модеста Мусоргского по одноименной гоголевской повести в блестящей постановке Бориса Покровского ждет капитальное возобновление, а к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына появится опера «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского в режиссуре Георгия Исаакяна, который уже ставил эту историю в Пермском театре. Обещаны еще несколько новых работ, среди них — ​одноактные оперы Джанкарло Менотти «Телефон» и «Медиум».

Кипят и дела хозяйственные: отремонтированы гримерки, танцовщикам предстоит оценить замененные балетные полы на сценах и в репзале Юрия Григоровича, началось строительство четырехэтажного здания на Кузнецком Мосту, где будут жить приглашенные артисты, сверяют планы насчет общежития для служащих театра.

Эпиграфом к серьезным разговорам стал шуточный фильм, где вспомнили все премьеры и важные события прошлого сезона, на экране их участники говорили крылатыми фразами советских фильмов, пели и танцевали под шлягерные мотивы. «Будем счастливы вместе!» — ​решили авторы юмористической зарисовки.

Традиция открывать сбор труппы видеороликом родилась в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко, перекочевала в главный театр страны, а на Большой Дмитровке угасла. Там собрание прошло строго и по-деловому. Что и понятно: впереди — ​ответственный и насыщенный 100-й сезон. Его кульминация — ​звездные гала-концерты, запланированные на декабрь, в формате молодого, бодрого, радостного семейного праздника. Афиша года — ​дань признательности гениальным отцам-основателям, чьи имена носит театр, и благодарности за традиции, ими заложенные. Театр — дом, ансамбль, самобытный репертуар, единая вера в предлагаемые обстоятельства, актерскую игру и сценическую правду.

Гендиректор театра Антон Гетьман, худрук оперы Александр Титель, руководитель балетной труппы Лоран Илер, главный дирижер Феликс Коробов лаконично напомнили о планах. Событие историческое — ​фестиваль Сергея Прокофьева. Начали с возобновления эпопеи «Война и мир», шесть лет назад выведшей станиславцев в хедлайнеры московской художественной жизни. Грандиозное зрелище с гигантской массовкой — ​в спектакле занято 500 исполнителей — ​запомнилось еще и тончайшей проработкой лирических портретов главных персонажей — ​Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Свой успех Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев повторили и в день открытия нынешнего сезона. «Война и мир», впервые поставленная на Большой Дмитровке более шести десятилетий назад, и в новой версии доказывает, что Музтеатру по-прежнему близки сюжетные, психологические, костюмные сценические сочинения. Прокофьевский парад продолжат бодрые и веселые оперы — ​«Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре», наполненные реминисценциями к эстетике 1920-х и 1930-х годов. Постановочная команда — ​едина: режиссер Александр Титель, дирижер Александр Лазарев, художник Владимир Арефьев. Не забыты фестом два балета композитора: «Каменный цветок» Юрия Григоровича и «Золушка» Олега Виноградова — ​внимательно сохраняемые образцы советской хореографической летописи.

Один из заветов основателей — ​открытие нового –– подхвачен в грядущих планах. Российская премьера «Фрау Шиндлер» — ​камерная версия оперы американского композитора Томаса Морса. История, снятая Стивеном Спилбергом в фильме «Список Шиндлера», на сей раз «рассматривается» глазами жены и соратницы, спектакль готовят маэстро Тимур Зангиев и кинорежиссер Владимир Алеников. «Влюбленный дьявол» откроет миру неизвестную и единственную оперу Александра Вустина. Партитура три десятилетия пролежала в столе композитора, и теперь Александр Титель и дирижер Владимир Юровский выносят на суд публики новеллу Жака Казота о тайной науке, потусторонних силах и вечных человеческих пороках. Яркие шекспировские страсти, очищенные от детальных подробностей, захватят Большую Дмитровку к окончанию сезона, когда Андрей Кончаловский и Феликс Коробов выпустят в свет «Отелло» Джузеппе Верди.

Лоран Илер с завидным упорством и упрямой целеустремленностью прививает своим подопечным и публике любовь к новейшей балетной истории. Обилие пластических стилей представят две новые программы. Прекрасный «Кончерто барокко» Баха в постановке Джорджа Баланчина и нежнейшие «Восковые крылья» Иржи Килиана, известные артистам не понаслышке, соседствуют с мировой премьерой безымянной одноактовки Андрея Кайдановского и неведомой «Прогулкой сумасшедшего» под музыку Мориса Равеля и Арво Пярта, куда приглашает шведский хореограф Йохан Ингер — ​с ним россияне пока не встречались. В россыпи спектаклей малого формата — ​балеты знаменитостей: Анжелена Прельжокажа («Свадебка» Игоря Стравинского) и Триши Браун («O zlozony / O composite»). В четвертый раз соберет Малая сцена в «Точке пересечения» молодых хореографов. К вековому юбилею театр готовит издание иллюстрированной хроники своей жизни, отбирает материалы для праздничных выставок и обновляет графический дизайн — ​известный художник и дизайнер Игорь Гурович создал стильные плакаты для всех премьер.


Фото на анонсе: Игорь Иванко/mskagency.ru