13.09.2018
Театр Наций
По словам худрука театра Евгения Миронова, в новом сезоне запланировано три премьеры на Основной сцене, три — на Малой и несколько новых проектов в Новом Пространстве. Одним из самых ожидаемых спектаклей станет мюзикл «Стиляги» по повести Юрия Короткова. Как рассказал в интервью «Культуре» режиссер Алексей Франдетти: «На кастинг прислали около 2500 анкет. Мы пригласили на пробы порядка 400 претендентов. Ребята прибыли из Новосибирска, Красноярска, Ярославля, Питера, Нижнего Новгорода, Перми, Омска и многих других городов».
В апреле запланирован «Тартюф» в прочтении режиссера Евгения Писарева и художника Зиновия Марголина. В мае покажут премьеру Андрея Могучего по прозе современного писателя Романа Михайлова (художник Мария Трегубова). Тогда же художественный руководитель парижского театра «Одеон» Стефан Брауншвейг приступит к репетициям чеховского «Дяди Вани». Малая сцена порадует «Театром чудес» Дениса Бокурадзе (первый показ состоялся 11 сентября). Также здесь пройдет премьера спектакля из цикла «Наше все... Ахматова. Свидетель», автор и исполнитель — Дмитрий Сердюк, ранее сочинивший «Наше все... Бродский». В декабре 2018 года зрителей ждет премьера «Любовниц » по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек (Австрия), в постановке Светланы Земляковой. Новое Пространство покажет «Снегурочку» молодого режиссера Олега Долина. Этот спектакль даст старт работе лаборатории детских проектов. В конце сентября лаборатория представит «Таинственную историю с привидениями» режиссера Полины Стружковой. Одна из самых важных работ в Новом Пространстве — документальный проект «Последний дворец последнего царя».
Однако главной новостью стало, что в нынешнем сезоне зрителей ждет встреча со знаменитым канадским режиссером Робером Лепажем. Проект держится в строжайшем секрете, но уже сейчас ясно — предстоит нечто грандиозное. Как заявил сам Лепаж: «Мы с Евгением Мироновым довольно долго думали над новым проектом. И наконец — нашли».
«Для меня это уже превратилось в зависимость — приезжать работать в Москву. Я чувствую себя здесь частью какой-то семьи», — подчеркнул Лепаж.
Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Можно сказать, что театр «Мастерская Петра Фоменко» открыл 26-й сезон досрочно: еще до сбора труппы в Сером зале Старой сцены сыграли спектакль «В гостях у барона Мюнхгаузена» с Карэном Бадаловым в роли самого выдающегося фантазера всех времен и народов. Постановка Сергея Дьячковского в течение двух лет шла в Центре Юрия Башмета и вот наконец обосновалась в родных стенах. Теперь у театра есть что показать и своим самым маленьким зрителям (интервью Карэна Бадалова читайте в следующем выпуске «Культуры»).
Первой премьерой сезона стал спектакль по «закатному» роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Актер и режиссер Федор Малышев, в прошлом сезоне обратившийся к гоголевским «Мертвым душам», остается верен классике с большой буквы, осваивая на сей раз уже Большую сцену родного театра. Соавтором постановки стала Полина Агуреева. Худрук театра Евгений Каменькович назвал спектакль спорным. Что ж, спору о Боге и дьяволе не одна тысяча лет, и где же его вести, как не в театре.
Сам Каменькович, пригласив в соавторы сценографа Александра Боровского и художника по свету Дамира Исмагилова, планирует в феврале выпустить «Короля Лира». А в начале лета зрителям предложат разгадать «Тайну Чарльза Адамса», над которой уже колдует хореограф Олег Глушков.
Иван Поповски вскоре приступит к репетициям «Синей птицы» Метерлинка, однако премьеру, вероятно, придется подождать до начала следующего сезона. Кирилл Пирогов работает над чеховской «Чайкой». Спектакль придумывался для Малой сцены, но руководству театра очень хотелось, чтобы постановщик «перепридумал» его для Большой.
По традиции карт-бланш получают в театре и совсем молодые актеры. Полина Айрапетова, лишь недавно перешедшая из стажерской группы в труппу, предложила инсценировку по ранней прозе Томаса Манна. Новые стажеры будут работать над «Невским проспектом» Гоголя и попробуют свои силы в таком сложном материале, как зонг-опера Курта Вайля и Бертольда Брехта «Расцвет и падение города Махагони».
На пороге нынешнего сезона театр уже строит планы и на сезон грядущий, пригласив на постановку Дмитрия Крымова. Над чем будет работать режиссер, покидающий «Школу драматического искусства», пока неизвестно.
В «Мастерской Петра Фоменко» кипит не только театральная жизнь. Здесь продолжат уже снискавший немалый интерес у публики образовательный спецпроект. В прошлом сезоне ведущие российские театроведы прочитали цикл лекций по истории мирового театра от Античности до елизаветинских времен. А теперь в фокусе внимания окажется театр XX столетия и современная драматургия.
Театр «Сатирикон»
Свой юбилейный, 80-й сезон «Сатирикон» открыл недавней премьерой «Дон Жуана» в постановке Егора Перегудова. Планы у театра на 2018–2019 годы довольно скромные — художественный руководитель театра Константин Райкин поставит пьесу современного автора Даны Сидерос «Всех, кого касается». В спектакле будет занята молодая часть труппы. Перед постановкой в «Сатириконе» пройдет открытая читка пьесы с участием драматурга, режиссера, актеров и критиков. Обсудить материал худрук пригласил всех желающих.
Небольшое количество премьер обусловлено тем, что основное здание театра пока еще закрыто на реконструкцию. Спектакли текущего репертуара идут на сценах «Планеты КВН», Новой и Основной Театра имени Вахтангова и учебного театра Высшей школы сценических искусств.
По словам Константина Райкина, в сентябре 2019 года труппа наконец-то вернется в родной дом после многолетней стройки. «Работа идет полным ходом, без перерывов на выходные, но сделать нужно очень много», — отметил худрук. Открытие театра планируют ознаменовать спектаклем давнего друга «Сатирикона» режиссера Юрия Бутусова. В его постановке мы видели «Ричарда III», «Короля Лира», «Чайку» и «Отелло».
— Я предложил Юрию Бутусову поставить у нас спектакль, которым бы мы отметили новоселье. Он меня услышал и обещал ответить в ближайшее время, — рассказал Райкин, пояснив что материал для спектакля будет выбран после того, как режиссер даст окончательное согласие.
Театр имени Пушкина
69-й сезон театр открыл майской премьерой спектакля «Влюбленный Шекспир» по сценарию Тома Стоппарда и Марка Нормана. В филиале новый театральный год стартовал с показа «Гардении».
«Режиссер Семен Серзин, сотрудничество с которым принесло нам два хита — «Гардению» и «С училища», взялся за сценическую адаптацию сценария Ларса фон Триера «Догвилль». Планируется участие Виктории Исаковой, Таисии Вилковой, не буду перечислять всех артистов. Премьера намечена на конец сезона. В начале ноября Серзин проведет пробные репетиции, чтобы утвердиться в материале, утвердиться в распределении», — рассказал на сборе труппы худрук театра Евгений Писарев.
1–2 октября на сцене филиала театра состоится премьера спектакля «Сделано в СССР» по пьесе Игоря Гатина, режиссер Алексей Золотовицкий. Анатолий Шульев возьмется за «Гедду Габлер» Генрика Ибсена. Первые показы намечены на 27–28 октября, в главной роли Александра Урсуляк. Британский театральный режиссер и писатель Деклан Доннеллан поставит пьесу современника Шекспира Фрэнсиса Бомонта «Рыцарь пламенеющего пестика».
Сам Писарев попробует перенести на Основную сцену спектакль «Обещание на рассвете» по культовому произведению Ромена Гари.
Театр Сатиры
На юбилейный, 95-й сезон у театра большие планы, хотя, как отметил художественный руководитель «Сатиры» Александр Ширвиндт, сама дата — 95 лет приходится на 27 октября 2019-го, а значит, будет отмечаться в следующем году.
— Давайте сезон начнем по традиции с вранья относительно дружбы, любви и потрясающей семейной атмосферы, — предложил актерам в своей ироничной манере Александр Анатольевич. — У Александра Кушнера есть строчка: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». С умираемостью полный порядок. Насчет жизни напряженка. Поэтому думаю, что мы должны сохранить этот тезис насчет любви и дружбы.
В этом сезоне поэт Юрий Ряшенцев напишет для театра пьесу по мотивам романа Эмиля Золя «Дамское счастье». Имя режиссера, который возьмется за постановку, пока неизвестно, так как, по словам Ширвиндта, для начала нужно иметь на руках готовый текст. Режиссер Павел Сафонов поставит на Основной сцене юношескую пьесу Чехова «Платонов». Одну из главных ролей исполнит Максим Аверин, влившийся в этом сезоне в труппу театра.
Сам Ширвиндт примется за «Полоумного Журдена» Булгакова.
— Замечательная пьеса, в которой отразилась маниакально-булгаковская страсть к Мольеру. Там колоссальный простор для фантазии! С одной стороны, вроде бы Мольер, а с другой — булгаковское хулиганство по поводу Мольера, — поделился худрук с актерами.
Также в планах театра — детский спектакль. Новая работа должна встать вровень с легендарным «Малышом и Карлсоном».
— Когда приходят бабушки с внуками и говорят: «Этот спектакль я видела в детстве», становится страшно, — добавил Ширвиндт.
Точного названия худрук не озвучил, отметив что в этом вопросе возлагает надежды на музыкального руководителя и дирижера оркестра театра Андрея Рубцова.
Et Cetera
Художественный руководитель Et Cetera Александр Калягин превратил сбор труппы в большой уличный праздник с участием актеров и именитых гостей, тем самым ознаменовав открытие 26-го театрального сезона и завершение строительства второй очереди здания. Теперь у Et Cetera появился парадный вход, выходящий на Мясницкую улицу. Саму площадь перед театром привели в надлежащий вид и облагородили. Гости оценили новый кассовый вестибюль, театральное кафе и фойе.
Уже 4 октября зрителей ожидает первая премьера сезона — Адольф Шапиро представит спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Это так (если вам так кажется)». В этом году Et Cetera отдан на откуп молодым постановщикам. В частности, Иван Миневцев репетирует спектакль «Идеальные незнакомцы» по мотивам одноименного итальянского фильма. Другие названия Калягин пока не озвучил, пообещав рассказать о планах на вторую половину сезона дополнительно.
Осенью актеры театра побывают в Риме на фестивале «Русские сезоны» и на вручении Международной премии Гоголя. Награду получит режиссер Роберт Стуруа за прошлогоднюю постановку «Ревизор. Версия» с Александром Калягиным в главной роли.