Машков и Меньшиков возвращаются на сцену

Елена ФЕДОРЕНКО Виктория ПЕШКОВА , Денис СУТЫКА

06.09.2018

В сентября стартует новый театральный сезон. Сборы трупп идут полным ходом. Драматургия — неизменна: вспоминают летний отдых и достижения прошлого года, вручают букеты юбилярам и тем, кто недавно получил награды и звания, знакомятся с новобранцами, фиксируют кадровые перестановки и изменения в штатном расписании, прокладывают будущие гастрольные маршруты и намечают участие в фестивалях. Однако индивидуальные особенности делают каждую традиционную встречу неповторимой. Кульминация — объявление премьер, которых с нетерпением ждут зрители.


МХТ имени Чехова

Программы нового худрука-директора побаивались, опасаясь серьезных изменений, но Сергей Женовач решил не рубить с плеча и не размахивать шашкой. Весь творческий год коллектив проживет без увольнений и со сложившимся репертуаром. Таким образом, встретятся с публикой все без малого семь десятков спектаклей, которые представят не только артисты труппы (со стажерской группой их более 120), но и приглашенные исполнители, их на сегодняшний момент тоже 70. Потом, как сказал худрук, «с чем-то придется проститься». Радикальные решения будут принимать по итогам сезона коллегиально. «В те спектакли, которые расшатались со временем, постараемся вернуть режиссерскую культуру — будем работы освежать». Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Константин Богомолов внесут в свои постановки продуктивные поправки и осуществят вводы новых исполнителей. 

Премьер — восемь. Сам худрук приступит к пьесе «Бег» Михаила Булгакова. В Художественном Женовач уже сочинял булгаковский спектакль «Белая гвардия» и не сомневается, что МХТ — это театр не только Чехова и Горького, но и Булгакова: «Здесь он мучился и страдал... я обращаюсь к материалу, который связан с судьбой этих стен». К работе он привлекает своих талантливых учеников, успешно заявивших о себе. «Венецианского купца» Шекспира предложила Екатерина Половцева, Айдар Заббаров поставит «Белые ночи» по повести Федора Достоевского.

Дмитрий Крымов, недавно покинувший Школу драматического искусства на Сретенке, готовит спектакль «Сережа» по «Анне Карениной» Льва Толстого, добавив мотивы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». На сцену выйдут Мария Смольникова, Анатолий Белый, Виктор Хориняк. Марина Брусникина возглавит режиссерскую лабораторию МХТ и выпустит спектакль «Офелия боится воды» по пьесе Юлии Тупикиной с Натальей Теняковой, Дарьей Юрской, Игорем Золотовицким, Олегом Тополянским, Натальей Рогожкиной. Алла Сигалова представит пластический опус «ХХ век. Бал». А известный своими оперными фантазиями петербуржец Виктор Крамер выпустит «Иуду Искариота» по повести Леонида Андреева с Константином Хабенским в главной роли. Открылся же постъюбилейный 121-й сезон премьерой «Человека из рыбы» в постановке Юрия Бутусова. Молодого драматурга Асю Волошину вдохновил на сочинение пьесы его спектакль «Бег». Так что загадочность и тоска, транслируемые Михаилом Афанасьевичем, станут одним из ведущих мотивов сезона главного драмтеатра страны. И в основе всех интригующих замыслов слова, неоднократно повторенные худруком: «Будем стараться получать прежде всего радость от работы».

СТИ

Того же Женовач пожелал и своим артистам в СТИ, которая открывает предъюбилейный 14-й сезон. В прошлом году Студия обрела новый статус — стала федеральным театром. Впереди еще один переход: СТИ перебазируется под крышу МХТ имени Чехова на правах филиала. Реорганизация рассчитана на девять месяцев. Руководитель и основатель СТИ объяснил, что это «не слияние и не взаимопроникновение двух театров». Студия сохранит свой обустроенный дом, чья история восходит к любительскому театру молодого Станиславского. Новое положение не нарушит налаженной жизни, не поменяет сути коллектива как авторского — с самобытными спектаклями, редкой ансамблевой органикой и особой атмосферой. Все актеры здесь — «женовачи», одной школы, одной группы крови: все — воспитанники ГИТИСа. В его аудитории и появился на свет спектакль «100 лет одиночества». Над фрагментами одноименного романа Габриэля Гарсиа Маркеса со студентами работал Егор Перегудов — тоже ученик Женовача, педагог его мастерской, а сегодня — главный режиссер Российского молодежного театра. Он приглашен для подготовки первой премьеры — в декабре в репертуаре СТИ представят свою интерпретацию философских сюжетов, рожденных фантазией колумбийского писателя. Поклонникам театра, судя по всему, стоит освобождаться от дел субботних — подробный многочасовой спектакль «100 лет одиночества» планируется начинать в полдень, а заканчивать поздно вечером. Правда, по словам худрука, с перерывом на два-три часа, чтобы зрители могли пообедать и вздохнуть.

Гоголевская «Женитьба» в прочтении Женовача встретится со зрителями «под занавес» сезона, в июне 2019-го. Каждой классической пьесе режиссер выстраивает необыкновенную судьбу, хрестоматийная комедия, так часто эксплуатируемая подмостками, кажется ему загадочной, и нет сомнений, что спектакль будет «озорной, хулиганистый и очень исповедальный». Как и было обещано труппе. Постановочная команда остается неизменной: сценограф Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник, художник по свету Дамир Исмагилов.

РАМТ

Нынешний сезон в Российском академическом молодежном театре будет предпредъюбилейным — 98-м. Первую премьеру сыграют уже в конце сентября: Олег Липовецкий выпускает в Черной комнате спектакль по пьесе Натальи Блок «Фото topless» — о подростковых поисках границ дозволенного.

Белая комната станет площадкой для нового проекта, также адресованного подросткам. Александра Толстошева начинает репетиции пьесы шведского писателя Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» о мальчишке, которому очень нужен дедушка. А Галина Зальцман работает над сценическим воплощением известного романа Тода Штрассера «Волна», написанного по реальным событиям, произошедшим в 1967 году в одной из школ маленького американского городка Пало-Альто. 

В поисках еще не освоенных пространств РАМТ добрался до музея-квартиры В.Э. Мейерхольда, где будет идти спектакль Александра Пономарева «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского. А во дворе театра Олег Долин собирается ставить сказку Карла Гоцци «Зобеида», где коварный волшебник намеревается превратить в корову очередную красавицу-жену. 220-летие Пушкина рамтовцы отметят «Повестями Белкина», причем каждую ждет свой постановщик. Где будут играть эти очаровательные «сцены провинциальной жизни».

На Маленькой сцене Владимир Богатырев собирается ставить «Зимний лед» по повести Питера ван Гестела «Зима, когда я вырос» о суровом послевоенном детстве обычных амстердамских мальчишек. А Владимир Мирзоев вскоре приступит к репетициям спектакля «Оборванец» по одной из ранних пьес режиссера и драматурга Михаила Угарова.

На Большой сцене ожидается парад премьер. Рузанна Мовсесян репетирует спектакль «Манюня» по дебютной повести ныне весьма популярной писательницы Наринэ Абгарян. Екатерина Половцева ставит знаменитую сказку Антония Погорельского «Черная курица». Французский актер и режиссер Ален Маратра, известный по постановкам в Мариинском театре, приглашен для работы над пьесой Пьера де Мариво «Двойное непостоянство». Егор Перегудов, начинающий этот сезон в качестве главного режиссера РАМТа, решил перенести на сцену культовый роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника». А худрук театра Алексей Бородин взялся за новую пьесу Тома Стоппарда «Проблема», действие которой разворачивается в Институте мозга. Премьера запланирована на январь 2019 года. В главных ролях заняты ведущие актеры труппы — Ирина Таранник, Нелли Уварова, Петр Красилов, Илья Исаев.

Театр имени Вл. Маяковского

Первую премьеру сезона в Театре имени Вл. Маяковского сыграют не на сцене, а в репетиционном зале: в конце сентября студенты мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе покажут спектакль «Москва. Дословно», поставленный режиссером Никитой Кобелевым в жанре вербатим. Худрук театра уверен, что лучшей школой для питомцев станет проба сил на публике, а не «тепличная» атмосфера учебной аудитории. Сам же Карбаускис намерен в декабре представить свою версию романа И.А. Гончарова «Обломов», в которой будет отсутствовать главный «антагонист» Ильи Ильича — Штольц. Роль Захара сыграет Анатолий Лобоцкий. Юрий Иоффе задумал вернуть на сцену «Маяковки» (правда, это будет Сцена на Сретенке) драматургию Эдварда Радзинского, выбрав для постановки одну из ранних пьес — «Снимается кино». Никита Кобелев вскоре приступит к репетициям «Московского хора» — одной из самых масштабных пьес Людмилы Петрушевской. Главную роль в истории о жизни московской коммуналки середины 50-х сыграет Евгения Симонова. Ну а патриарх «Маяковки» Леонид Хейфец решил еще раз попробовать разгадать вечную загадку чеховского «Вишневого сада».

Малый театр

263-й сезон в Малом пройдет под девизом «Классика от и до», настолько разнятся по жанрам и стилю грядущие премьеры театра. Режиссер Владимир Бейлис обратился к пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца»: Матиаса Клаузена сыграет Борис Клюев, а его сына Вольфганга — Игорь Петренко, вернувшийся на сцену, на которой когда-то начиналась его актерская судьба. По традиции каждый сезон репертуар театра пополняется еще одной постановкой Островского. На сей раз пришла очередь «Красавца мужчины», к работе над которым приступает режиссер Василий Федоров. К 150-летию императора Николая II театр планирует выпустить спектакль «Царь. Государственный переворот» по пьесе историка Святослава Рыбаса. Среди приглашенных режиссеров были названы Илан Ронен, Александр Коручеков и Адольф Шапиро, но свои планы они пока держат в секрете. А худрук театра Юрий Соломин к юбилею народной артистки России Людмилы Поляковой, который будет отмечаться в январе 2019 года, готовит спектакль «Дальше — тишина» по пьесе Вины Дельмар. Не забудут в Доме Островского и о юных зрителях: Виталий Иванов трудится над капитальным восстановлением «Сказки о царе Салтане».

Театр Олега Табакова

Народный артист России Владимир Машков открыл первый театральный сезон в качестве художественного руководителя «Табакерки». Для самого театра сезон станет 33-м. Труппа начнет его на сценах Театра им. Пушкина, МХТ им. Чехова, Театра им. Маяковского и театрального центра «На Страстном». Связано это с тем, что в историческом подвале на Чаплыгина и Сцене на Сухаревской идет ремонт.

Главным событием обещает стать возвращение легендарного спектакля «Матросская тишина» — Владимир Машков выйдет на сцену после 20-летнего перерыва — премьера запланирована на январь. В конце февраля Алла Сигалова выпустит новую версию «Катерины Ильвовны», в которой примут участие студенты Театральной школы Олега Табакова. Под конец сезона в ее режиссуре также запланирован выпуск мюзикла «My Fair Lady». В марте 2019 года Сергей Пускепалис представит «Русскую войну Пекторалиса» по рассказу Лескова «Железная воля». Режиссер Алексей Мизгирев покажет спектакль «Звездный странник» по Джеку Лондону.

В ноябре Владимир Машков вместе с актерами театра и студентами школы Табакова планирует проводить в очередное плавание Федора Конюхова.

В Год театра худрук планирует приступить к проекту «Площадь солнца», посвященный памяти Олега Табакова. К разработке подключился скульптор Александр Рукавишников.

Также Машков начнет реализовать еще один важный для театра проект — объединение артистов «Табакерки» и студентов колледжа, чтобы они, как отметил Машков, «зажили вместе как единый организм, обогащающий друг друга». На сцену будет возвращен спектакль Табакова «Билокси-блюз», где студенты школы будут играть вместе с именитыми артистами.

— Как говорил Константин Сергеевич Станиславский, актер обязан каждые 4–5 лет возвращаться в школу, для того чтобы поправить голос и, как он выражался, сорвать с себя налипшие ракушки, — пояснил Машков. — Мне кажется, наш театр один из немногих, где есть столь уникальная возможность. У нас целая империя, которую создал наш мастер Олег Павлович Табаков.

Для достижения поставленных задач Машков внес изменения в программу обучения студентов и добавил новые предметы. Впервые в истории колледжа у каждого курса появятся свои мастера из числа актеров Театра Олега Табакова. Также будут введены новые дисциплины: искусство иллюзии, функциональный тренинг, степ, ударные инструменты и другие.

«Ленком»

«Ленком» готов к 92-му театральному марафону, на старт вышли «Фальстаф и принц Уэльский» — премьера прошлого сезона по произведениям Шекспира в постановке Марка Захарова пользуется неизменным зрительским вниманием. 20 сентября театр приглашает на «Американские горки». Авантюрную комедию Эрика Ассу представят Анна Большова и Геннадий Хазанов, режиссер Леонид Трушкин. Премьерой спектакль можно назвать с натяжкой — любители сентиментальных историй помнят эту мелодраму под названием «Русские горки», которую представлял тот же яркий актерский дуэт. Возможно, новая версия, адаптированная под сценическое пространство «Ленкома», наполнится дополнительными смыслами. С этим спектаклем в театр возвращается «блуждающий форвард», так назвал худрук Геннадия Хазанова. 

Болгарский режиссер Александр Морфов, уже успешно работавший в Театре на Малой Дмитровке, в ближайшее время приступает к репетициям самой известной комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». Пьеса, написанная 270 лет назад, до сих пор привлекает своим незамысловатым сюжетом, итальянскими масками, лихорадочной кутерьмой и забавными переодеваниями. Ее не так давно поставил Малый театр, в наступившем сезоне она появится на афише Театра имени Ермоловой. «Будем соревноваться, я верю в наши комедийные силы», — отметил Захаров. Сам он планирует обратиться к «короткой прозе» Владимира Сорокина «Белый квадрат». Сорокинские произведения привлекают Мастера — в репертуаре есть «День опричника» по одноименному роману и «Теллурии». Как всегда, Марк Анатольевич готовит текст сценической фантазии, которая будет называться «Параллельная реальность».

Наступивший театральный год оказался сезоном праздничных дат. Впереди — юбилеи Инны Чуриковой и самого худрука, Александра Балуева и Татьяны Кравченко, Юрия Колычева (90 лет!) и Сергея Степанченко.

Театр имени Ермоловой

Новый, 93-й сезон Театр имени Ермоловой откроет 18 сентября спектаклем «Оркестр мечты. Медь». Главным событием осени обещает стать выпуск «Макбета» в постановке худрука театра Олега Меньшикова. Он же исполнит заглавную роль. Премьера намечена на октябрь.

В планах театра всероссийская премьера «Слуги двух господ» английского драматурга и сценариста Ричарда Бина, взявшего за основу для своей пьесы одноименную комедию Карло Гольдони. Действие перенесено из XVIII века в 60-е годы века XX. Пока неизвестно, кто будет ставить спектакль.

Режиссер Кирилл Вытоптов выпустит на основной сцене «Крошку Цахеса». Новую сцену Ермоловского отдали молодым режиссерам — вчерашним выпускникам ГИТИСа. Филипп Гуревич будет работать над спектаклем «Светит, да не греет», а Дмитрий Лимбос над пьесой «Человек из Подольска».

В Ермоловском также продолжат читки киносценариев в рамках проекта «Кино на сцене». Кроме того, Олег Меньшиков впервые пересядет в кресло педагога. Весной он набрал в ГИТИСе целевой курс, который в будущем вольется в театр.

Кроме того, Ермоловский ожидает реконструкция. По словам Меньшикова, мэрия Москвы выделила 18 миллионов рублей на обследование здания, после которого станет понятно, будут ли проводить локальный ремонт или театр ждут большие перемены.

Театр на Малой Бронной

Первой премьерой 73-го сезона станет рок-опера «Тиль» Григория Горина в постановке художественного руководителя Сергея Голомазова. Выпуск спектакля намечен на 23 сентября. В декабре на Основной сцене выйдет «Макбет». В режиссерском кресле — Антон Яковлев. На весну 2019-го намечена премьера «Кентервильского привидения» по Оскару Уайльду. На Малой сцене Егор Арсенов будет трудиться над «Маленькими трагедиями» Пушкина, а актриса Екатерина Дубакина, дебютировавшая в режиссуре в прошлом сезоне спектаклем «Самоубийца», поставит «Квартиру Коломбины» Петрушевской.

Главным же событием в жизни Театра на Малой Бронной станет начало третьего этапа реконструкции. На время ремонта, который предположительно начнется в январе-феврале и продлится год, театр переедет во Дворец на Яузе. К тому времени «Современник» уже вернется в свое историческое здание на Чистых прудах.

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

Доминанта 54-го сезона — 115-летие со дня рождения первой в мире женщины — оперного режиссера Наталии Сац. Старт задает бережно сохраняемая «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца.

Запланировано четыре премьеры. Худрук Георгий Исаакян с маэстро Валерием Платоновым представит оперу Монтеверди «Орфей», спектакль окажется единственным в столице сценическим прочтением шедевра добарочной музыки и пройдет в необычном пространстве. Удивляться не стоит — театр «обживает» все уголки своего необычного здания: от фойе до декораторского цеха. В сказочное путешествие пригласит «Спящая красавица» Чайковского. Спектакль, над которым работают хореограф Кирилл Симонов и дирижер Алевтина Иоффе, посвящают 200-летию великого Мариуса Петипа. Музыка искрометной «Зверооперы» по сказкам Ивана Крылова специально написана для Детского музыкального молодым композитором Игорем Холоповым по либретто Роксаны Сац, верной продолжательницы знаменитой династии. Завершит сезон международный проект: Кирилл Симонов и премьер труппы Мориса Бежара Патрик де Бана покажут балеты «Свадебка» Игоря Стравинского и «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Сергея Прокофьева.

Георгий Исаакян совместно с Эндрю Лоуренсом-Кингом — авторитетным и титулованным музыкантом, увлеченным аутентизмом, создали на базе Театра Наталии Сац Академию старинной оперы OPERA OMNIA. Сегодня она известна как ведущий образовательный центр по изучению раритетов, которые для участников неразрывно связаны с живым современным дыханием. Осенняя сессия Академии открылась 2 сентября, уже прошли лекции, конференции, гала признанных звезд и студентов, в разгаре мастер-классы известных специалистов. Впереди результат кропотливых занятий — постановка барочной оперы Генри Перселла «Король Артур».

Государственная хоровая капелла России имени Александра Юрлова

Весь концертный год этот старейший хоровой коллектив посвящает своему вековому юбилею. Его откроет серия гастрольных турне, в рамках которых «легенда русского искусства» посетит многие российские города, среди них — Ярославль и Курган, Челябинск и Тюмень, Сургут и Ханты-Мансийск. Торжественное открытие фестиваля, посвященного 100-летию, состоится на крымской земле, в Севастополе. Свято-Владимирский кафедральный собор Херсонеса — историческое место Крещения Руси, заполнит духовная музыка Павла Чеснокова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова.

Цикл крупных хоровых и вокально-симфонических проектов в течение праздничного сезона Капелла проведет в Москве, в том числе в рамках авторского филармонического абонемента. Прозвучат произведения разных жанров  — от пассионов Баха до киномузыки Морриконе и современных рок-опер.

Кульминацией торжеств станут вечера в Большом зале Московской консерватории (12 февраля) и в Концертном зале имени Чайковского (8 апреля). Наряду с шедеврами из своего «золотого репертуара» Капелла под управлением маэстро Геннадия Дмитряка исполнит новые сочинения. В концертах примет участие грандиозный Сводный хор городов России.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS