08.11.2017
«В осколках собственного счастья» Михаил Жванецкий Режиссер: Григорий Дитятковский Художник: Владимир Фирер В ролях: Михаил Самочко, Ефим Каменецкий, Георгий Корольчук, Егор Бакулин, Ольга Белявская, Евгения Игумнова, Руслан Мещанов, Марк Бек |
Превратить монологи, спичи и афоризмы Михаила Жванецкого в законченную пьесу — дело трудное. За него взялся сам режиссер, противящийся буре и натиску бойкого сценического языка и авангардных инноваций. Для Дитятковского важно свойственное отечественному театру внимание к человеку, к его душе, боли и сомнениям. Оказалось, что иронические бурлески «дежурного по стране» с их неожиданными цезурами, когда вскользь можно сказать о важном, сквозь юмор разглядеть рефлексию и душевный трепет, услышать чеховскую тоску о лучшей доле, уместно сложить в драматургию жизни. Счастливой и несчастной одновременно.
По форме композицию Дитятковского впору назвать балладой, по жанру — «Песнями нашего века», хотя к последним спектакль отношения не имеет. Скорее, к тому, из чего авторская песня слагалась, — из неминуемого опыта освоения собственного дома, своей улицы, большой страны. Из ошибок и поражений. Но и побед — маленьких и больших — тоже. Из суеты быта и побегов. Из любви, какая настигает невпопад и делает сердце либо большим, либо маленьким, но всегда — пульсирующим в такт обстоятельствам и познанию себя.
Жванецкий, убеждают режиссер и семерка занятых в спектакле актеров, вовсе не интендант по ведомству юмора и сатиры и не бытописатель, остро фиксирующий житейские анекдоты писательским слогом. Он лирик и поэт. А еще — бард, умеющий через простые истины повести к пониманию того, что в текучке остается незамеченным, оседает за частоколом будней, прячется на дне души, куда нет времени заглянуть. Чего проще поднять глаза вверх — и увидеть небо. Остановить взгляд на собеседнике — и услышать музыку. Это, принимая всю сложность режиссерского замысла, и играют замечательные актеры Театра имени Комиссаржевской.
Они умеют доверительно говорить о том, о чем на разных отрезках жизни так или иначе думает любой. Даже о смерти — ведь избежать встречи с ней не удается никому. Поэтому, когда ближе к финалу первого акта на сцену выносят погребальные венки, гармония режиссерских сфер не кажется нарушенной. Условия «игры» и общения с залом определены наперед. Тем более, что дальше венки, как в «Служебном романе», разберут и цветами заполнят большие корзины. Будет концерт, а потом репетиция оркестра, где каждому из заявленных в начале персонажей режиссер-драматург даст свой монолог. Больше того — исповедь.
И трем «старикам», волшебным «боянам», вкусившим за прожитое ароматы разных времен и теперь проживающим свершившееся по новой , —блистательным Михаилу Самочко (приглашенный актер из МДТ-Театра Европы), Ефиму Каменецкому и Георгию Корольчуку. И витальному, «взахлеб» преступающему пороги любых обстоятельств персонажу Егора Бакулина, чье соло переходит в танго, и он его отлично танцует в заданном режиссером по пластике Сергеем Грицаем рисунке. И гротескной Евгении Игумновой, с искусностью белошвейки вплетающей в фарсовые эскапады своей героини ноты горести и отчаяния.
Можно продолжать, а можно вслед за режиссером свести всех в небольшой оркестр и к его участникам, поименованным в списке действующих лиц Виолончелью, Трубой, Тромбоном и Контрабасом, добавить еще двух, отлично сыгранных Ольгой Белявской (Флейта) и Русланом Мещановым (Администратор).
В финале под аккомпанемент пианиста-виртуоза Марка Бека («Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье...») весь оркестрик продефилирует к авансцене, и вспышка невидимой камеры зафиксирует изображение. На память, где всегда осколки собственной судьбы соединяются в картину общего счастья.
Фото на анонсе: teatrvfk.ru