07.09.2017
Малый театр
Главным событием 262-го сезона в Малом театре стало возвращение на историческую сцену, реконструкция которой завершилась зимой.
Художественный руководитель Юрий Соломин на сборе труппы поблагодарил актеров за терпение жить на чемоданах и профессионализм. Для того чтобы в период реконструкции сохранить репертуар, руководство приняло решение увеличить количество гастролей и играть спектакли на выезде.
В этом году Малый, по праву считающийся «Домом Островского» и хранителем классической театральной школы, вновь делает ставку на классику. В конце сентября режиссер Вячеслав Езепов представит пушкинские «Маленькие трагедии». Юрий Соломин будет работать над «Женитьбой» Гоголя, заслуженный артист России Владимир Драгунов порадует премьерой «Талантов и поклонников» Островского, а израильский режиссер Илан Ронен возьмется за «Визит старой дамы» Дюрренматта. Также в планах выпустить к 200-летию со дня рождения Алексея Толстого «Царя Бориса», режиссер — народный артист России Владимир Бейлис.
Театр им. Евг. Вахтангова
На 97-й сезон у Театра имени Вахтангова большие планы, но главным событием станет открытие в ноябре реконструированной Симоновской сцены («Культура» рассказывала об этом в №30 от 1 сентября). Первой на подмостки выйдет представительница легендарной актерско-режиссерской династии — Екатерина Симонова, которая готовит спектакль «Вечер шутов» со средним поколением артистов театра.
Выпускники режиссерской мастерской Римаса Туминаса — Владимир Бельдиян, Гульназ Балпеисова, Хуго Эриксен и Анатолий Шульев будут работать над спектаклем на основе новелл Стефана Цвейга. Режиссер Александр Коручеков поставит «Горячее сердце» А.Н. Островского. Наталья Ковалева репетирует «Очарованного странника» Николая Лескова, а Илья Шиловский — «Юбилей» по пьесе вахтанговского актера Федора Воронцова.
На Новой сцене Светлана Землякова выпустит «Сергеев и городок» по роману Олега Зайончковского. Также осенью зрители увидят «Ричарда III» Шекспира в постановке грузинского режиссера Автандила Варсимашвили. В конце сентября на Основной сцене покажут спектакль Анатолия Васильева «Старик и море» (премьера состоялась летом в рамках Чеховского фестиваля), приуроченный к столетию Юрия Любимова.
По словам Туминаса, сейчас он ведет переговоры с Юрием Бутусовым о постановке на Большой сцене «Дон Кихота». Сам художественный руководитель не озвучил конкретных планов на этот сезон, но сообщил, что подумывает о «Фаусте» Гёте, «Дачной лихорадке» Гольдони, «Войне и мире» Толстого, «Трех сестрах» Чехова.
— Вот бы все это поставить, — заметил Туминас. Слова худрука актеры поддержали.
МХТ им. А.П. Чехова
120-й сезон МХТ откроет премьерой «Веселые времена» в постановке Михаила Рахлина. Спектакль по сценарию голливудского фильма Эрнста Любича «Ниночка» выйдет на Малой сцене уже в сентябре. По словам худрука Олега Табакова, «искусство имеет собственный календарь, но иногда какие-то «пылающие» годы отражаются и в нашей жизни».
Такой точкой отсчета стал 1917 год. Александр Молочников выпустит на Основной сцене в ноябре «Светлый путь. 1917». Спектакль станет продолжением его предыдущей работы — «19.14», в которой режиссер обратился к теме Первой мировой войны. Алла Сигалова поставит пластическую композицию «Россия. XX век». Евгений Марчелли покажет на Основной сцене «Дачников» Горького. Премьера запланирована на февраль. А в марте состоится Горьковский вечер, приуроченный к 150-летию со дня рождения писателя. Работать над ним будет Виктор Рыжаков. Знаковую для МХТ имени Чехова пьесу «Три сестры» покажет в апреле Константин Богомолов, а Юрий Бутусов порадует спектаклем по современной пьесе Аси Волошиной «Человек из рыбы».
На Малой сцене Игорь Золотовицкий покажет «Из жизни ископаемых» Фредерика Строппеля, Юрий Кравец — «Стакан воды» французского драматурга Эжена Скриба, Марина Брусникина — пьесу «Офелия боится воды» современного российского автора Юлии Тупикиной. Также в этом сезоне Константин Хабенский перенесет на Основную сцену детскую постановку «Поколение Маугли».
23 сентября в театре состоится юбилейный вечер Ирины Мирошниченко, а 1 октября артисты и зрители вспомнят Олега Ефремова, которому бы исполнилось 90 лет.
Театр им. В. Маяковского
Прологом или эпиграфом к сбору труппы в «Маяковке» стали фрагменты спектакля «Блажь» по не самой популярной пьесе Александра Островского, написанной им в соавторстве с Петром Невежиным. Режиссер Юрий Иоффе выстроил яркий диалог между героинями Татьяны Аугшкап и Любови Руденко. Этой премьерой на Малой сцене открылся сезон двух юбилеев: коллективу — 95, легендарному Андрею Гончарову, три с половиной десятилетия блистательно им руководившему, — 100. День рождения театра отметят камерно. Видимо, приберегут силы на вековой юбилей режиссера, который отпразднуют, конечно, совместно с ГИТИСом, чей режиссерский факультет выпестован Гончаровым на долгие годы вперед. Планируются круглые столы и мастер-классы, лекции и обсуждения, в коих примут участие гончаровские ученики, ныне — знаменитые мэтры. В театре же в режиме нон-стоп, с утра и до вечера, будут показывать записи репетиций и спектаклей «Маяковки» эпохи Гончарова.
«Пигмалиона» Бернарда Шоу в постановке аксакала Леонида Хейфеца примет Основная сцена. В главных ролях — Игорь Костолевский, Ольга Прокофьева и Наталья Палагушкина. Молодой Никита Кобелев освоит Сцену на Сретенке, где поставит спектакль по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Сказки Венского леса». Премьеры представят еще два молодых режиссера — Анатолий Шульев и Павел Пархоменко. Сам же худрук Миндаугас Карбаускис признался, что пока не знает, чем займется. Но наверняка лукавит, и маловероятно, что будет долго пребывать в сомнениях.
Театр им. Моссовета
В самом начале своего 95-го сезона зрителей пригласят на «Идиота» в постановке Юрия Еремина, давно и вдумчиво погруженного в мир Достоевского. Следующей премьерой станет спектакль «Васса Железнова» с неподражаемой Валентиной Талызиной в титульной роли. Любопытно, как Сергею Виноградову удастся объединить в пространстве одного вечера на сцене «Под крышей» два столь различных варианта горьковской пьесы — первый (сам драматург называл его «пьесой о матери») и канонический второй. В планах — «Туман» по роману испанца Микеле Унамуно, к этой экспериментальной работе о непознаваемости мира и страстей приступает молодой режиссер Илья Носаченко. Михаил Левитин-младший поставит «Путешествие с тетушкой» по мотивам романа Грэма Грина. Очевидно, неунывающую авантюрную героиню сыграет Ольга Остроумова, тонко чувствующая природу иронии и гротеска. Сергей Юрский вновь обратится к пьесе своего друга Игоря Вацетиса, правда, этого мифического автора никто никогда не видел. Андрей Кончаловский замахнется на Шекспира — пока неясно, какое произведение будет выбрано.
«Ленком»
В «Ленкоме» первая премьера сезона уже готова — «Сны господина де Мольера...» поставил режиссер Павел Сафонов по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Главным же событием театрального года обещает стать спектакль Марка Захарова. Режиссер впервые обратился к Шекспиру, и, естественно, не к одной пьесе, мэтр уже давно отказался от столь простого хода. Он создает литературные конструкции, перекрещивая сюжеты, судьбы, времена. Сейчас сконцентрировался на фантазии на тему «шекспировских комедий и трагедий», в основе — «Генрих IV» и «Фальстаф». Конечно, это будет современный злободневный разговор, история переплетется с реальностью, серьезное расцветится фирменным шутовством. И результат, как всегда, вызовет бурю противоречивых мнений. Александр Морфов выбирает материал для работы, но, видимо, это будет интерпретация сюжета о бессмертном Франкенштейне.
Российский молодежный театр
Важным событием 97-го сезона РАМТа станет «Проблема» — новинка от Тома Стоппарда, где история разворачивается в Институте мозга, куда попадут и зрители. К слову, знаменитая многочасовая трилогия британца «Берег утопии» отметит свое сценическое десятилетие. Худрук театра, просветитель Алексей Бородин также обратится и к пушкинской теме, спектакль о поэте и его времени составлен из трех произведений под общим названием «Последние дни» (пьеса Михаила Булгакова, конечно, один из источников). Отчаянных беспризорников выпустит на подмостки режиссер Юрий Еремин, его привлек роман «Капитаны песка» Жоржи Амаду. В рамках эксклюзивного проекта «Большая сцена — детям» Екатерина Половцева поставит «Черную курицу» Антония Погорельского, Наталья Шумилкина — «Четвертого богатыря» Родиона Белецкого. Автор третьего спектакля тоже дама — Рузанна Мовсесян обратилась к светлой автобиографической повести Наринэ Абгарян «Манюня». Молодой режиссер Алексей Золотовицкий пригласит зрителей в путешествие, где героев ожидают удивительные встречи, спектакль «Самая легкая лодка в мире» по повести Юрия Коваля сыграют в «Черной комнате». Здесь же Александр Хухлин представит инсценировку рассказа Максима Горького «Карамора». «Под занавес» сезона во дворике Олег Долин удивит магическими превращениями, которыми так богата сказка Карло Гоцци «Зобеида».
Театр на Малой Бронной
В Театре на Малой Бронной в 72-м сезоне запланировано восемь премьер. На сборе труппы художественный руководитель Сергей Голомазов отметил, что продолжит в своих работах исследование общества и поиск гражданских смыслов. Напомним, в прошлом сезоне с большим успехом прошла премьера «Салемских ведьм» Артура Миллера в постановке Голомазова. В этом сезоне режиссер возьмет в работу «Тиля» Григория Горина, а следом выпустит спектакль по мотивам фильма «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе. В декабре на Большой сцене состоится премьера «Горе от ума» Грибоедова в постановке Павла Сафонова. Артист Михаил Горевой на этот раз выступит в качестве режиссера и обратится к пьесе Юнаса Гарделя «Щека к щеке». Егор Арсенов воплотит на сцене «Маленькие трагедии» Пушкина, а Артемий Николаев — повесть Стругацких «Гадкие лебеди». Хореограф Егор Дружинин представит мюзикл «Алиса в стране чудес», премьера которого была запланирована еще на прошлый сезон.
Театр «Студия театрального искусства»
СТИ Сергея Женовача завершила сложный и долгий переход от труппы частной к театру федеральному. Один из самых молодых коллективов (в том числе и по возрасту актеров) открыл 13-й сезон заметным пополнением из 11 выпускников мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе. Все годы худрук ведет своих учеников в мир большой литературы, куда прокладывается тропа собственная, нехоженая. Сергей Васильевич анонсировал две новые работы. Спектакль «Заповедник» соединит одноименную повесть Сергея Довлатова и пушкинскую поэзию.
Редкое единство труппы, эмоциональное и стилистическое, утонченная эстетика спектаклей складываются из особой атмосферы. Черпать вдохновение «женовачи», а их теперь сорок, отправятся на псковские просторы, где в Михайловском, Тригорском, Петровском, у стен Святогорского Свято-Успенского монастыря будут впитывать уважение к родной истории и свежую исповедальную интонацию. Второй работой станут «Три сестры». Встреча с Антоном Павловичем, по словам режиссера, всегда огромное счастье. И это чувство — с чеховскими мотивами горькой любви, хрупких отношений, с неосуществимыми мечтами и поэзией повседневности — «женовачи» уже не первый раз дарят зрителям.
Театр-студия под руководством О. Табакова
Во дворике рядом с Сухаревской площадью музыканты играли джаз, все радовались новому зданию. Вскоре здесь ожидается «Визит старой дамы»: поставит пьесу Фридриха Дюрренматта Филипп Григорьян. «Страсти по Бумбарашу» в режиссуре Владимира Машкова в обновленном формате закипят в Доме на Сухаревской. Подвал на Чаплыгина переименовали в Малую сцену и сразу же отдали для режиссерского дебюта актрисы Алены Лаптевой. Вместе с Яниной Колесниченко (МХТ) она перенесет на подмостки знаменитую киноисторию трогательной Кабирии, разыграв на сцене сценарий Федерико Феллини. Первую работу коллектив уже предъявил — «Кинастон» с Максимом Матвеевым поставил Евгений Писарев (он рассказал о странном и неуравновешенном герое нашим читателям на стр. 5).
МДТ им. М.Н. Ермоловой
Олег Меньшиков, открывая 92-й театральный год Ермоловского, был лаконичен и строг. В краткой речи отметил недостатки. Похоже, коллектив уменьшит число постановок и повернется лицом к качеству. Уже в сентябре зрителей приглашают на долгожданную «Утиную охоту». Над пьесой Александра Вампилова, чьей памяти посвящен спектакль, работает Евгений Марчелли. Интригует приглашение на роль Зилова молодого артиста «Студии театрального искусства» под руководством Сергея Женовача Ивана Янковского. Сумеют ли в Ермоловском разгадать загадку этого печоринского героя, узнаем совсем скоро. Есть надежда увидеть и шекспировского «Макбета», обещанного еще в прошлом году. Труппа не опасается шлейфа печальных суеверий, тянущегося за этой кровавой трагедией, хотя на этот раз точную дату премьеры решили предварительно не оглашать. В театре продолжится программа «Кино на сцене», где в игровой форме «прочитывают» киносценарии известных и любимых фильмов. Появится и новый проект «Плюс один»: в нем звезды будут откровенно отвечать на любые вопросы. После интервью — бонус в виде кинопросмотра или концерта.
«Et Cetera»
На пороге 25-летнего сезона труппу ждала неожиданная радость. Чудесным образом, с опережением планов, почти достроен новый корпус. Четвертьвековое торжество решили отметить дважды: по-семейному в феврале и широко, с зажигательным капустником — в апреле. Центральный театральный музей имени Бахрушина к памятной дате приурочит экспозицию.
Блистательная артистка Людмила Дмитриева получила к своей круглой дате отличный подарок — спектакль «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Натальи Тарадиной. Счастье не зависит от прожитых лет, и не только в хрустальном возрасте можно его встретить — напомнит актриса в дуэте с Евгением Стебловым, специально приглашенным из Театра Моссовета. Болгарский режиссер Александр Морфов «оживит» забавные и грустные истории «Декамерона» Джованни Боккаччо. Еще один друг коллектива Адольф Шапиро ищет материал для новой постановки. Владимир Скворцов попытается вскрыть запутанные мысли Льва Толстого накануне его ухода из Ясной Поляны, продолжив начатые в предыдущем сезоне репетиции спектакля «Миссис Лев» по пьесе Сергея Коковкина.
Театр на Покровке
Труппа хранит интригу. Известно пока, что в предстоящем сезоне здесь намереваются выпустить «Вишневый сад» Антона Чехова, «Поминальную молитву» Шолом-Алейхема и «Ревизора» Николая Гоголя. Понятно, что руководитель театра Геннадий Шапошников — режиссер мудрый и далекий от провокаций, выстраивает стратегию репертуара с учетом традиций, заложенных основателем театра Сергеем Арцыбашевым, и в опоре на собственные взгляды на жизнь и искусство, ее отражающее. В помощь, конечно, то обстоятельство, что многострадальный коллектив, наконец, возвращается в родные стены после окончания многолетнего ремонта.
Фото на аносе: Владимир Астапкович/РИА Новости