27.04.2017
Для коллектива театральный год 2017/2018 — 99-й по счету — чрезвычайно важен как прелюдия к столетнему юбилею. Перспективам посвятили пресс-конференцию, собравшую немалое число журналистов. Сначала огласили планы оперы, которой давно и уверенно руководит Александр Титель. В афишу вернется «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева, но в новой редакции. Появится «Енуфа» Леоша Яначека, она прозвучит на русском языке; оратория Генделя «Триумф времени и бесчувствия» впервые освоит российскую сцену; под занавес сезона представят «Макбета» Джузеппе Верди.
Пристальное внимание собравшихся было обращено к планам балетной труппы, которую возглавил экс-этуаль Парижской оперы Лоран Илер. Заявлена обширная программа премьер — восемь спектаклей, но только один из них «полнометражный». Это «Дон Кихот» в редакции Нуреева, неизвестной в России. Европейская критика и балетоманы неоднозначны в оценке, Илер же считает лучшим творением Рудольфа.
Остальные семь балетов — одноактные и тоже по большей части нам незнакомые — будут упакованы в два хореографических вечера. Осенью зрителей пригласят на «Серенаду» Джорджа Баланчина, которая давно уже в репертуаре ГАБТа, но для артистов Музтеатра — материал неизведанный. Три других опуса — российские премьеры. «Ореол» сочинен Полом Тейлором для пяти солистов, «Онис» Жака Гарнье разыграют три танцовщика с дуэтом аккордеонистов и «Тюль» Александра Экмана, которого Илер сравнил с Питером Пэном, а сам спектакль назвал сделанным с большим юмором оммажем классическому танцу.
Весенняя тройчатка порадует «Призрачным балом» Дмитрия Брянцева — хореографа, два десятилетия возглавлявшего труппу, и двумя новинками: в «Одиноком Джордже» Марко Геке расскажет о черепахе-долгожителе, а полюбившийся российской публике Охад Нахарин представит свое сочинение «Минус 16».
Анонсировали торжество, посвященное 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, задуманное как выступление балетной школы Парижской оперы, Московской академии хореографии и, конечно, самих хозяев. И не надо быть Кассандрой, чтобы предугадать, что программу составят фрагменты великой хореографии XIX века.
Театр продолжит пестовать «Точку пересечения», собирающую для эксперимента молодых хореографов, гостеприимно распахнет двери фестивалям «Dance Inversion» и «Context. Диана Вишнёва», то есть на Большую Дмитровку можно будет поспешить ради знакомства с опусами малых балетных форм. Очевидно, что они в несомненном приоритете у руководства. Чем продиктована эта творческая программа — желанием вписаться в мировой мейнстрим или повторить недавний сенсационный прорыв, когда Театр Станиславского стал первым в освоении шедевров Дуато и Килиана, — сказать трудно. Насколько полезными для труппы, потерявшей ряд артистов, станет опыт освоения новой пластики и камерного репертуара, покажет время. Хочется верить, что юбилейный сезон вернет коллектив на веком проложенный путь и в планы войдут большие сюжетные многолюдные полотна. С откровенными страстями, яркими актерскими работами, развернутыми ансамблями. Свое право на рассказ языком танца подробных драматургически внятных историй театр никому не навязывал, но именно ими был славен. Пока же шедевр собственного прошлого — «Эсмеральда», поставленная Владимиром Бурмейстером, — отправлен на отдых. Правда, в афишу вернется «Манон» Кеннета Макмиллана, но, согласитесь, ажурные плетения британского стиля все-таки не отчаянный неунывающий московский дух, что манил в Музтеатр преданных зрителей.
Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости