Балет по осени считают

Елена ФЕДОРЕНКО

22.09.2016

Сборы трупп, посвященные старту нового сезона, провели театры: Большой и Московский музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко. 

Большой открыл 241-й театральный год кинокапустником — остроумно, а иногда и уморительно смешно, вспомнив премьеры и памятные события прошлого сезона. Под монолог персонажа Татьяны Дорониной из фильма «Старшая сестра»: «Вы любите театр? …Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» — сменялись крупные планы оперных героинь. Голосом Евгения Леонова из картины «О бедном гусаре замолвите слово» к артистам обращался Римас Туминас: «Братцы мои! Дорогие… плебеи и фавны! Фурии также… и остальные… гетеры!» Особое оживление в зале пробежало под реплику: «Бабу Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе». Махар Вазиев сладко «запел» итальянские шлягеры, ведь в ГАБТ он пожаловал из «Ла Скала», где тоже руководил балетной труппой. Под песню Пахмутовой «Опустела без тебя земля» камера проследовала по пустым коридорам, передавая привет Антону Гетьману, экс-заместителю гендиректора Большого. Самому гендиректору, Владимиру Урину, достался голос Игоря Ильинского из «Карнавальной ночи» и произнесенная им фраза: «Официально заявляю, что за все, что здесь сегодня было, я лично никакой ответственности не несу!» 

Торжественная часть была краткой: вице-премьер Ольга Голодец после высокой оценки сделанного вручила благодарности правительства РФ работникам коллектива. Отличившиеся сотрудники театра приняли премии попечительского совета из рук его председателя Александра Жукова.

Музыкальный руководитель — главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев представил череду оперных новинок. Они впечатляют. «Манон Леско» Пуччини поставит к 16 октября режиссер Адольф Шапиро, оркестр поведет итальянский дирижер Ядер Биньямини. В титульной партии — оперная дива Анна Нетребко. Новая сцена ждет встречи со сложным и малоизвестным произведением Бриттена «Билли Бадд». Спектакль, рассчитанный только на мужские силы, станет совместной постановкой с Английской национальной оперой: режиссер — Дэвид Олден, дирижер — Уильям Лейси. Под занавес января на Исторической сцене — концертное исполнение «Путешествия в Реймс» Россини. Опероманы предвкушают новую работу Сохиева, покорившего публику своими тончайшими интерпретациями. Маэстро Сохиев представит и летнюю премьеру — «Снегурочку» Римского-Корсакова, ее воплотит на Исторической сцене гость из Музтеатра Александр Титель.

В феврале на Новой сцене — событие, которое готовится ГАБТом в тандеме с Екатеринбургской оперой: Большой пригласит на первый показ «Идиота» Мечислава Вайнберга, гости представят в Москве его же «Пассажирку». Эти спектакли дадут веский повод провести научную конференцию о творчестве талантливого композитора. 

В декабрьском блоке оперы «Дон Карлос» Верди примет участие Дмитрий Хворостовский — еще один небожитель и тоже дебютант в постановке Большого. Звездопад продолжат Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова, Ольга Перетятько. 

Руководитель балетной труппы Махар Вазиев начал речь с благодарности танцовщикам, блистательно проведшим гастроли Лондонского марафона. Основной хореографической темой станет юбилей легендарного Юрия Григоровича — художника, чье творчество во многом сформировало и нынешний балетный имидж главного театра страны. Чествования продлятся два первых месяца 2017-го. Для фестиваля Юрия Николаевича запланирована серьезная работа: к девяти афишным спектаклям добавятся еще два — артистам предстоит вспомнить «Золотой век», а пышная «Раймонда» переедет на Историческую сцену.

юд

Весной на Новой сцене — «Этюды», экзерсис датского классика Харальда Ландера, и российская премьера «Клетки» Джерома Роббинса. Под занавес сезона Большой театр решил второй раз войти в одну и ту же реку. Творческое трио (композитор Илья Демуцкий, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов), сочинившее балет «Герой нашего времени», представит оригинальный спектакль о Рудольфе Нурееве. Состоятся вечера Леонида Лавровского и Юрия Владимирова — танцовщиков, которые, по справедливым словам Вазиева, вошли в историю не только Большого театра, но и мирового. Поздравит родной коллектив и примадонну Маквалу Касрашвили. Готовятся вечера памяти Галины Вишневской и Мариса Лиепы.

Стремительно набирают популярность прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатрах всего мира. Проект «Большой балет в кино» получил оглушительный резонанс. Первым в параде воскресных показов станет «Золотой век» двух юбиляров, Дмитрия Шостаковича и Юрия Григоровича.

На сборе труппы в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко трудно было не заметить некоторого замешательства. Летом директор коллектива Ара Карапетян оставил пост по собственному желанию. Причина подобного волеизъявления неизвестна. Продолжаются потери и в составе солистов балета, пополнившие список из 13 танцовщиков, устроившихся в других театрах год назад. Сейчас тройка ведущих репетирует в Германии с Игорем Зеленским — руководителем труппы Музтеатра и арт-директором Мюнхенского балета. Неявка Зеленского на встречу с коллективом — факт странный, однако показывающий приоритеты «дважды худрука».

Еще одно разочарование — отсутствие фильма, всегда отличавшегося тонким юмором и высоким профессионализмом. Вообще традиция киношных отчетов о минувшем сезоне, подхваченная и растиражированная сегодня разными театрами, родилась именно в «Стасике».

Сбор труппы открыл худрук оперы Александр Титель, представив нового гендиректора Антона Гетьмана — именно о нем вспоминали в ролике Большого. Гетьман признался, что только входит в курс дел, и поздравил всех с наступающим 98-м сезоном. 

Оперные планы показались интересными. Уже в ноябре появится «Пиковая дама» Чайковского в постановке Тителя (на эти же дни выпадает важная дата для самого режиссера: он плодотворно трудится в Театре на Большой Дмитровке ровно четверть века). Дирижировать великой музыкой будет маэстро Александр Лазарев, а сценическое пространство «прорисует» Сергей Бархин.

Весенняя премьера объединит две оперы XX века: ораторию Игоря Стравинскоко «Царь Эдип» и одноактовку Белы Бартока «Замок герцога Синяя борода». Над обеими размышляет Римас Туминас, успешно поставивший в Большом «Катерину Измайлову». Темы античных страстей и сумрачные тайны герцогского замка — из тех, что тревожат и вдохновляют руководителя Вахтанговского театра. В «Стасик» Туминас придет со своим соавтором, художником Адомасом Яцовскисом. В плавание по сложным партитурам оркестр поведет главный дирижер Феликс Коробов. 

Балетные планы гораздо тусклее. Фактически появится только один спектакль, правда, замечательный, — «Ромео и Джульетта» английского классика Джона Кранко. Случится это только в июне, а весь сезон, думается, поредевшая труппа будет «ковать и выращивать» кадры, которые смогут заменить исчезнувших солистов. Впрочем, оснований для пессимизма быть не должно, театр уже переживал непростые времена и переживал их с честью. Тем более, что в труппу влилось пополнение. В марте на Малой сцене продолжит свою работу Мастерская молодых хореографов «Точка пересечения».