В триста лет жизнь только начинается

Александр МАТУСЕВИЧ

18.08.2016

Второму по величине городу Сибири, одному из важнейших исторических и культурных центров, исполнилось триста лет. К памятной дате Омский музыкальный театр приурочил фестиваль.

В 1716 году сподвижник Петра Великого Иван Бухгольц основал при впадении тихой, неторопливой Оми в бурный, страстный Иртыш крепость, положившую начало мегаполису, который сегодня широко раскинулся по берегам обеих рек. Практически ровесник Петербурга, к большой дате Омск преобразился, похорошел. Словно аппетитные пирожные стоят белоснежные здания начала прошлого века на главной, самой элегантной улице старого города — ​Любинском проспекте. Тут же, наискосок от величественного драмтеатра, чья изысканная архитектура сделала бы честь любой европейской столице, сидит милая красавица Любочка — ​Любовь Федоровна Львова, обожаемая горожанами супруга губернатора Густава Гасфорда и сестра автора гимна Российской империи Алексея Львова.

Переплетению истории и современности как раз и посвятили фестиваль в Омском музыкальном театре. Стараниями бессменного директора Бориса Ротберга репертуар коллектива полон произведениями, дающими такую возможность.

Смотр открылся премьерой балета «Бухгольц» на музыку Прокофьева и Бородина. Либреттист и хореограф Надежда Калинина сочинила героическую историю о легендарном основателе города. Непростая судьба подполковника русской армии, противостояние с губернатором-самодуром князем Матвеем Гагариным и воинственными джунгарами — ​все это послужило благодатной почвой для создания динамичной и экспрессивной танцевальной повести. Сложная, подчас виртуозная хореография в сочетании с выразительной сценографией Сергея Новикова, логично выстроенная драматургия, умело использующая фрагменты симфонических и оперных партитур русских композиторов-классиков, сложились в интересный пазл: родился содержательный спектакль, удачный не только как подарок к юбилею.

Балетная труппа Омского музтеатра продемонстрировала хорошую форму — ​запоминающимся оказался танец Андрея Матвиенко (Бухгольц), Сергея Флягина (Гагарин), Валентина Царькова (хан Цэван Рабдан), Нины Маляренко (джунгарская красавица Сэтэржав).

Другие два балета, показанные в рамках смотра, связаны с именами великих русских художников. Четыре года каторги в Омске отбывал Достоевский — ​постановка «Идиот» на музыку Чайковского отдает дань знаменитому литератору. Тонкая, волнующая хореография Надежды Калининой чутко откликается на важнейшие настроения и философские размышления романа. Уроженцу Омска Михаилу Врубелю посвящен спектакль «Врубель» петербуржца Гали Абайдулова. Тесно связан с сибирской тематикой и четвертый балет фестиваля — ​«Юнона и Авось» на музыку одноименной рок-оперы Алексея Рыбникова.

Оперная программа также перебрасывала мостик от истории к современности. «Омский пленник» Андрея Семенова — ​музыкальная быль по произведениям сибиряка Леонида Мартынова. Она повествует о драматической судьбе маленького мальчика Увенькая, воспитанника школы толмачей, о его непростой жизни среди обитателей Омской крепости. По стилистике данное произведение близко к мюзиклу — ​с обилием танцевальных номеров, разговорных диалогов, поэтических интермедий.

Стихия старой советской оперетты полноправно властвует в музыкальной комедии Оскара Фельцмана «Старые дома», адаптированной режиссером-постановщиком Кириллом Стрежневым к омским реалиям (хотя в оригинале речь шла о коммунальных проблемах Свердловска). Публика охотно откликается на шутки о новостройках и радостно узнает родную топонимику. Живой юмор, лирическая задушевность, яркие актерские работы и простая, но выразительная сценография Ивана Мальгина делают бесхитростную оперетту спектаклем, вызывающим неподдельный интерес у зрителя.

Высокое искусство воцаряется тут в великолепной комической опере уроженца Омска Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой». Превосходная музыка, отличное, драматургически ладное либретто Абрама Гозенпуда, наконец, сама искрометная шекспировская пьеса — ​все это ингредиенты выдающегося театрального произведения, которому на омской сцене нашлось достойное воплощение. Постановка Кирилла Стрежнева по-хорошему классична и умна, а музыкальное решение маэстро Юрия Соснина позволяет расслышать редкую красоту партитуры. Крепкий вокальный состав исполнителей (Джени Окропиридзе — ​Петруччио, Александр Хмыров — ​Баптиста Минола, Наталья Шестакова — ​Катарина, Юлия Соловьева — ​Бианка) отличается тонкой актерской игрой, что обеспечивает опере невероятный успех.