04.11.2015
Между тем президент, как и надлежит национальному лидеру, лишь сформулировал вектор, суммирующий многочисленные инициативы законодателей и общественности. Нам, таким образом, предложена форма, которую еще предстоит совместными усилиями наполнить содержанием.
И здесь ни в коем случае нельзя ни стыдиться, ни отмахиваться от прошлого. Новому движению, действительно, есть на что опереться, какой опыт интегрировать. В том числе взять все лучшее от ВПО имени Ленина, не забывая и о других подростковых организациях, в разное время существовавших на территории Отечества.
В нынешнем году предложения, связанные с патриотическим воспитанием, накатывали волной. В марте не согласные с профильной государственной программой представители Общественной палаты РФ взялись за разработку альтернативного документа. Автор инициативы — комиссар движения «Наши» Дмитрий Чугунов — отмечал, что написанное чиновниками отдает нафталином: подходы советской эпохи не «цепляют» нынешних тинейджеров, живущих в мире гаджетов, соцсетей и 3D-реальности. В августе едва ли не самый активный депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов выдвинул концепцию всероссийской детско-юношеской патриотической организации «Доброделы». Позже сенатор Сергей Цеков внес в Госдуму проект поправок к ФЗ «Об образовании», обязывающих проводить уроки патриотизма и нравственности, начиная с дошкольных учреждений.
Апофеозом стало октябрьское обращение лидеров думских партий к президенту с просьбой создать общероссийскую организацию для подростков. При этом, например, в партии «Родина» даже подробно проработали ее структуру, предложив название, которое, видимо, должно понравиться современным, насквозь компьютеризованным школьникам — «4Д», что на самом деле означает разбивку по четырем ступеням членства, связанным с возрастом и заслугами: «добрята», «дружинники», «добровольцы» и «державники».
Из вышесказанного следует, что путинский указ не свалился с потолка, а в некотором смысле интегрировал предыдущие предложения законодателей и общественников. Что же мы узнаем из президентского документа?
Итак, высшим управленческим органом «Российского движения школьников» станет съезд (тут, кстати, просматривается аналогия со Всесоюзным пионерским слетом в СССР), созываемый по решению координационного совета.
Тот, в свою очередь, планируется подчинить председателю и двум сопредседателям, избираемым на три года. Блюсти интересы государства будет учредитель движения — Федеральное агентство по делам молодежи. Оно же сформирует и станет контролировать основные направления его деятельности. При Росмолодежи создадут Российский детско-юношеский центр (РДЮЦ) для взаимодействия с региональными представительствами и властными структурами. Вместе с тем правительству РФ предписано утвердить порядок субсидирования РДШ и РДЮЦ. Соответствующие статьи придется закладывать в годовой бюджет страны. Путин также поручил кабмину до 31 марта определить, что из федерального имущества надлежит передать «школьникам».
Да, пока остается много туманного — как в смысловом наполнении новой детской организации, так и в методах воплощения. Хотя некоторые разъяснения уже поступили. Так, в Росмолодежи подтвердили добровольность участия в РДШ и напрочь отмели навязывание «какой-либо идеологии».
Это можно считать ответом либеральным экспертам, поспешившим назвать новоиспеченное движение «структурой, свойственной тоталитаризму». Издания, растиражировавшие подобные комментарии, добавляют: ранее Путин возродил ДОСААФ и ГТО. «Караул, «совок» возвращается!».
Впрочем, большинство наших соотечественников обеспокоены не пресловутым «призраком тоталитаризма», а реально грозящими нашим детям социальными недугами, уже поразившими несколько постсоветских поколений. Среди них — разобщенность, десоциализация, потеря не только традиционных национально-духовных ориентиров, но и просто навыков связного мышления.
В одном из выпусков телепередачи Никиты Михалкова «Бесогон» старшеклассники, у которых корреспондент брал на улице интервью, азартно скандировали «Россия! Россия!». Но с той же обескураживающей искренностью ребята охотно подтверждали подброшенные им «исторические факты», вроде того, что Дмитрий Донской разбил поляков в Сталинградской битве на льду Чудского озера...
Свято место не пустует — его активно заполняет разветвленная индустрия по перекодированию национального самосознания, запущенная еще во времена «холодной войны». У нее немалая армия работников и помощников — некоторые следы всплывают и получают скандальную огласку: романтизация эстетики нацизма, игрушки в виде кровавых монстров. Другие внедряются тихой сапой под сенью «демократии»: игромания, пропаганда себялюбия и распущенности, опошление и высмеивание высокого, чужие праздники...
То, что проблему нужно решать на государственном уровне, причем срочно, — понятно многим. Но дальше начинается извечная наша беда: чиновники норовят все выполнить быстро и формально, дабы скорее отрапортовать. А зачастую и себя не забыть. Сегодня, увы, народ даже в самом искреннем начинании властей привык видеть очередную «пилораму». С другой стороны, хватает и бессребреников, желающих положительно повлиять на сознание юных россиян, однако не имеющих педагогического опыта или же исповедующих сектантские, экстремистские взгляды; да и порой просто нездоровых психически. В энтузиастов, кстати говоря, нередко рядятся прямые идеологические диверсанты.
И все-таки совокупность сомнений и возможных издержек не перевесит необходимости резкого усиления воспитательной работы с детьми — с прямой поддержкой государства. Разумеется, этой деятельностью надо заниматься творчески. Вопрос, который пока остается без ответа: куда будет двигаться «Российское движение школьников» при конституционном запрете на госидеологию? Предлагаем ответ: в сторону коллективного или соборного единения в совместных добрых делах, прочь от нынешней инфантильности и разобщенности. Слава Богу, в стране сквозь болото безразличия и казенщины пробилось немало ростков неформального подхода к образованию и воспитанию. Этот опыт стоит творчески тиражировать — с «ручной» подстройкой под местные особенности.