Потребители против Церкви

Михаил ТЮРЕНКОВ

08.06.2012

Хамовнический суд Москвы назначил на 25 июня заседание по иску Общества защиты прав потребителей к Русской православной церкви. Правозащитники оспорили законность продажи товаров и оказания услуг на территории Храма Христа Спасителя. Ответчиком выступает находящееся на территории храмового комплекса Подворье патриарха Московского и всея Руси.

Проблема не нова. За двухтысячелетнюю историю христианства Церкви не раз выдвигались претензии самого разного порядка. И конечно, тяжба, затеянная антиклерикально настроенными правозащитниками, — лишь легкая неприятность по сравнению с античными гонениями на христиан, 20–30-ми годами века минувшего или же хрущевским опытом государственного давления на Русскую православную церковь с целью показать по телевизору «последнего попа» в 1980 году. Благо сегодня времена совсем иные, а нынешние российские власти, несмотря на свою светскость, отнюдь не являются атеистическими. Более того, государство регулярно подчеркивает свою лояльность Московскому патриархату и другим традиционным религиозным организациям. Да и в преамбуле Закона о свободе совести недвусмысленно сказано: «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Однако проблема религиозной нетерпимости до сих пор остается нерешенной. И здесь я имею в виду отнюдь не столкновения граждан на религиозной почве. Ведь несмотря на активность радикальных исламистов и наличие горячих голов в православной среде, серьезных межрелигиозных конфликтов в России практически нет. В последнее время со всей очевидностью активизировалась нетерпимость антирелигиозная, направленная в первую очередь против Русской православной церкви. Конечно, претензии Общества защиты прав потребителей смехотворны: ведь неоднократно объяснялось, что Храм Христа Спасителя принадлежит московскому правительству, и торговлю на его территории осуществляют отнюдь не церковные структуры. Последние лишь арендуют молитвенные помещения храма, при этом торговля свечами, утварью и литературой, как известно, вовсе не облагается налогами. Но в смехотворности своей эти нападка весьма показательны — в череде развернутой против Русской православной церкви информационной кампании. Февральские пляски девиц-богохульниц — наиболее яркий, но далеко не самый существенный эпизод.

Увы, сегодняшняя антицерковная волна — это уже не просто «перегибы на местах», но очевидная тенденция. Психологически понять ее несложно — каких-то двадцать лет назад «мода на православие» была практически повсеместной. Но постепенно люди, не готовые к серьезным внутренним переменам, начали искать себе оправдание в «толстых священниках на мерседесах», в «слишком богатом убранстве храмов», в общем, в чем угодно, но только не в собственных недостатках. В итоге сегодня, по данным ВЦИОМ, 9% населения негативно относятся к многотысячным молитвенным стояниям, организованным Русской православной церковью в свою защиту. Разумеется, это не просто меньшинство, но меньшинство абсолютное. Однако современная либеральная демократия западного типа тем и опасна, что позволяет активному меньшинству диктовать свою волю народу.

Скажем прямо, я лишен иллюзий, что сегодняшняя Церковь как общественный институт, а особенно те или иные ее представители, не вызывают вопросов. Другое дело, что претензии, озвучиваемые всевозможными антиклерикальными «правозащитниками» и их сторонниками из числа коллег-журналистов, вызывают горькую улыбку. Церковь консервативна — плохо, проявляет общественные инициативы — еще хуже. Позволяет себе критику социальной несправедливости — «Фи!», демонстрирует лояльность к светским властям — снова «Фи!» В общем, чтобы ни сделала Русская церковь, в ее адрес неизбежно прозвучат очередные претензии, неважно, поставит ли она кассовые аппараты на кружки для пожертвований или будет предоставлять в Общество защиты прав потребителей отчет за каждую проданную свечу и нательный крестик.

Есть ли выход? Для людей верующих он очевиден — молитва и упование на Господа. Но и люди, формально далекие от Церкви, для которых православие является как минимум основой духовности и культуры России, способны внести свой вклад. Этот вклад заключается в том, что общественное отношение к воинствующему антиклерикализму в нашей стране должно стать идентичным отношению к антисемитизму и другим формам религиозной и национальной нетерпимости... Кстати, попробуйте представить суд над Верховным раввинатом в том же Израиле. Не получилось? И это правильно.