Духовная музыка из Казани и Люберец

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

24.02.2012

В Санкт-Петербурге в рамках Международного фестиваля Академии православной музыки, при поддержке Минкультуры РФ и по благословению патриарха Кирилла состоялся первый Международный конкурс композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец».

Состязание названо в честь византийского композитора и певца V–VI веков, причисленного к лику святых. Написанные им гимны до сих пор используются в богослужении. Желание принять участие в конкурсе изъявили 194 композитора из России, Украины, Беларуси, Латвии, Болгарии, США, приславших 297 партитур произведений в различных жанрах. Из них международное жюри, которое возглавил Алексей Рыбников, выбрало 16 лучших. Именно их исполнили в финале конкурса выдающиеся петербургские хоровые коллективы: хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, Михайловского театра под управлением Владимира Столповских и Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга под управлением Юлии Хуторецкой.

Конкурс проходил по двум номинациям — духовное хоровое сочинение крупной формы и хоровая миниатюра. Главную премию в первой номинации решили не присуждать, вторую получила композитор из Казани Наталия Варламова, третью — петербуржец Дмитрий Данилов. Во второй номинации победителями стали москвич Алексей Ларин, петербуржец Алексей Захаров и композитор из Люберец Владимир Беляев. Специальный приз фестиваля «Академия православной музыки» вручили протоиерею Кириллу Попову из Болгарии. Владимир Маслаков из Минска и Елена Коншина из Владимира получили премию хора Мариинского театра, а минчанин Иван Титов заслужил приз зрительских симпатий.

Как рассказал художественный руководитель мужского хора «Древнерусский распев» Анатолий Гринденко, иногда оставалось только руками развести — номинаций мало, а отметить хотелось многие сочинения. При этом большинство произведений, даже написанных на священные тексты, были, по мнению членов жюри, очень далеки от церковной традиции, но заслуживали высокой оценки по критериям классической музыки.

«В момент службы человек говорит с Богом, и если в этот момент он обратит внимание на красоту музыки или голоса, то отвлечется, — считает Алексей Рыбников. — Для композитора в таком случае возникает серьезная проблема: ведь в своей музыке он должен ярко проявлять индивидуальность, чему учат в консерватории. Но такая музыка предназначена для концертного исполнения, а не для храма».

В следующих конкурсах, как решили участники круглого стола, состоявшегося по итогам конкурса, следует увеличить число номинаций, отдельно выделив произведения, предназначенные для богослужения, и передать их на суд специалистам в этой области, а не светским композиторам и руководителям хоров. «Но выявлять ярких композиторов и привлекать внимание широкого слушателя к духовной музыке крайне необходимо, — подытожил Андрей Петренко. — И чем больше слушателей, особенно молодежи, мы привлечем в концертный зал на такую музыку, тем больший вклад внесем в оздоровление нашего общества».