Два уволок

Андрей ЗАЙЦЕВ

29.07.2012

О самом ветхозаветном пророке Илие мы знаем не так много, как о традициях и приметах, связанных с его праздником. Так кем же был человек, чей день пользуется такой популярностью?

Пророк по имени Илия, живший в IX веке до нашей эры, многократно упоминается в Новом Завете, с ним сравнивают самого Христа, о нем постоянно пишут святые отцы. В честь Ильи Пророка был освящен первый православный храм в Киеве, и постепенно этот святой настолько обрусел, что стал героем народных сказок.

Причина такой любви на Руси к Илье Пророку, возможно, связана с тем, что ветхозаветный рассказ о его подвигах — самый сочный и по-хорошему сказочный. Илья боролся с языческими жрецами и победил их с помощью чуда. Он был аскетом, сделал неистощимыми муку и масло для бедной вдовы и воскресил ее единственного сына, был взят живым на Небо, а перед Концом света должен воскреснуть и проповедовать на Земле, обличая антихриста. Вряд ли во всем Ветхом завете можно найти другого героя (за исключением праведного Иова), оказавшего такое влияние на религиозность не только христиан, но и представителей других религий.

В Новом завете простые иудеи сначала сравнивают Христа с Илией из-за обилия чудес, совершенных Спасителем, а затем, во время предсмертного крика Христа на арамейском языке очевидцы распятия полагают, что Господь зовет Илию. Иными словами, еще две тысячи лет назад для иудеев не существовало других народных святых, кроме пророка Илии. Эта ситуация во многом сохранилась и до наших дней. Русские пословицы связывают с Ильей и сокращение светового дня, и невозможность купаться после праздника в его честь, и множество других поверий. В Греции его считают покровителем скорняков, на Руси это повелитель природных явлений и стихий. День пророка Илии был одним из немногих, по которым считали время в средние века («Петр-Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок»). У Николая Некрасова в стихотворении «На Волге» бурлаки, идущие по берегу, говорят: «Хоть на Илью... — «Авось, придем». Еще сто лет назад многие связывали грозу с катающимся Ильей Пророком, который был взят живым на небо в огненной колеснице.

История Ильи Пророка поражает своей эмоциональностью: он не просто воскрешает сына вдовицы, а склонившись над телом мальчика в прямом смысле слова вдыхает в него жизнь. Не просто побеждает языческих жрецов, но делает это при многочисленном скоплении народа, в присутствии царя, устроив все так, чтобы чудо, произошедшее по его молитвам, ни у кого не вызывало сомнений (пророк выливает на жертвенник много воды, а затем Бог низводит огонь и сжигает приготовленное животное).

Эмоциональность и пламенность веры становятся главными чертами святого Ильи в русской культуре. Долгое время считалось, что Илья Пророк занял у славян место бога-громовержца Перуна, а потому в сказках и легендах ветхозаветный праведник предстает как грозный святой, пытающийся наказать крестьянина за то, что тот почитает его меньше святого Николая. В сказке Илья пытается пожечь урожай на поле у крестьянина, затем, напротив, дать богатый урожай священнику Ильинской церкви, который выкупил это поле у мужика. Лишь заступничество святого Николая помогает крестьянину помириться с грозным пророком. Под видом странников Илья и Николай встречают мужика, несущего в храм пудовую свечку для Ильи и копеечную — для Николая. Пораженный пророк прощает мужика, не зная о том, что именно святитель Николай подговорил крестьянина сделать это...

Характерная деталь почитания пророка — народ полностью лишает его полутонов. Святой либо помогает праведникам, либо наказывает грешников, но никогда не проходит мимо.