Православие в стране запрещенного христианства

Дарья ТОРБИНА , Кабул

16.02.2013

Ветхие домишки на фоне далеких гор, восточные базары, следы послевоенной разрухи. На улицах много вооруженных людей: военные, полицейские, охранники магазинов. По всему городу бетонные блоки — защита от непрошеных гостей. Такой нас встречает столица Афганистана — город Кабул. Именно отсюда 24 года назад, 15 февраля 1989 года, вышел последний советский солдат.

Но вот уже несколько лет, под крики муэдзинов, призывающих на намаз, здесь звучат православные молитвы, знакомые христианам слова «Да воскреснет Бог». О том, как удалось наладить церковную жизнь в стране, где проповедь христианства официально запрещена, мне поведал один из российских дипломатов в Афганистане. Имя свое он просил не называть.

Идея создать православный храм на территории посольства России в Афганистане родилась давно. Нет никаких упоминаний о том, что на афганской земле когда-либо существовали действующие приходы Православной церкви. Однако еще император Александр II направлял в эти земли наиболее стойких и преданных двору людей — казаков — для освоения дальних земель. Так, только в самом Кабуле, существует два старинных кладбища с захоронениями православных христиан. Пребывание советских войск в Афганистане в 1980-е также стало символом стойкости русского духа.

Наверное, организация прихода или даже храма — дело промысла. Здесь беспрерывно десятилетиями идет война. Причем не просто война, а борьба идеологий, влияний тех или иных мусульманских традиций. И появление места, где православный христианин может помолиться за Божественной литургией, вряд ли еще недавно могло хоть кому-нибудь показаться возможным.

Тем не менее чудо совершилось: по благословению патриарха Кирилла в 2010 году на закрытой  территории нашей дипмиссии, в обычной комнатке клуба создается часовня Владимирской иконы Божией Матери. Буквально через пару месяцев в посольство приезжает московский священник — протоиерей Петр Гайдук — и проводит службы Страстной седмицы, а затем — Пасхальное богослужение. Позже он освятил памятник погибшим воинам-интернационалистам, отслужил панихиды на кладбищах, где захоронены наши соотечественники.

Вскоре, уже на другой великий праздник — Троицу — сюда, в российское посольство, прибывает архимандрит Александр (Заркешев), представляющий Русскую православную церковь в Объединенных Арабских эмиратах и Исламской Республике Иран. Он привез в Кабул святой антиминс, который впоследствии нашел свое место в этом храме («антиминс» — в переводе с греческого «вместопрестолие» — дает возможность проводить главное православное богослужение — литургию в любом месте, где он имеется). С тех пор появление священника, проведение литургий и молебнов на каждый большой церковный праздник становится доброй традицией этого русского дипгородка.

Важно заметить, что Афганистан — жесткая исламская страна, где православная катехизация или даже малейшая огласка о проводимых службах и уж тем более — о наличии храма на территории посольства — недопустимы. Поэтому священникам, конечно же, приходится приезжать издалека. Слишком велик риск: официально наличие храма на территории посольства и приезд священников не обозначаются, то есть местные власти просто ничего об этом не знают. Это невозможно сделать и по причине светского статуса российского учреждения, и из-за состояния войны в стране. Батюшки приезжают как гражданские лица — в статусе гостей посла. Интересный факт: здесь можно увидеть, как священник берет в руки оружие, много оружия: не для того, чтобы лишить кого-то жизни, а ради освящения (дабы оно не загубило другую душу зря).