16.02.2013
Но вот уже несколько лет, под крики муэдзинов, призывающих на намаз, здесь звучат православные молитвы, знакомые христианам слова «Да воскреснет Бог». О том, как удалось наладить церковную жизнь в стране, где проповедь христианства официально запрещена, мне поведал один из российских дипломатов в Афганистане. Имя свое он просил не называть.
Идея создать православный храм на территории посольства России в Афганистане родилась давно. Нет никаких упоминаний о том, что на афганской земле когда-либо существовали действующие приходы Православной церкви. Однако еще император Александр II направлял в эти земли наиболее стойких и преданных двору людей — казаков — для освоения дальних земель. Так, только в самом Кабуле, существует два старинных кладбища с захоронениями православных христиан. Пребывание советских войск в Афганистане в 1980-е также стало символом стойкости русского духа.
Наверное, организация прихода или даже храма — дело промысла. Здесь беспрерывно десятилетиями идет война. Причем не просто война, а борьба идеологий, влияний тех или иных мусульманских традиций. И появление места, где православный христианин может помолиться за Божественной литургией, вряд ли еще недавно могло хоть кому-нибудь показаться возможным.
Тем не менее чудо совершилось: по благословению патриарха Кирилла в 2010 году на закрытой территории нашей дипмиссии, в обычной комнатке клуба создается часовня Владимирской иконы Божией Матери. Буквально через пару месяцев в посольство приезжает московский священник — протоиерей Петр Гайдук — и проводит службы Страстной седмицы, а затем — Пасхальное богослужение. Позже он освятил памятник погибшим воинам-интернационалистам, отслужил панихиды на кладбищах, где захоронены наши соотечественники.
Вскоре, уже на другой великий праздник — Троицу — сюда, в российское посольство, прибывает архимандрит Александр (Заркешев), представляющий Русскую православную церковь в Объединенных Арабских эмиратах и Исламской Республике Иран. Он привез в Кабул святой антиминс, который впоследствии нашел свое место в этом храме («антиминс» — в переводе с греческого «вместопрестолие» — дает возможность проводить главное православное богослужение — литургию в любом месте, где он имеется). С тех пор появление священника, проведение литургий и молебнов на каждый большой церковный праздник становится доброй традицией этого русского дипгородка.
Важно заметить, что Афганистан — жесткая исламская страна, где православная катехизация или даже малейшая огласка о проводимых службах и уж тем более — о наличии храма на территории посольства — недопустимы. Поэтому священникам, конечно же, приходится приезжать издалека. Слишком велик риск: официально наличие храма на территории посольства и приезд священников не обозначаются, то есть местные власти просто ничего об этом не знают. Это невозможно сделать и по причине светского статуса российского учреждения, и из-за состояния войны в стране. Батюшки приезжают как гражданские лица — в статусе гостей посла. Интересный факт: здесь можно увидеть, как священник берет в руки оружие, много оружия: не для того, чтобы лишить кого-то жизни, а ради освящения (дабы оно не загубило другую душу зря).