Праздник во плоти

Константин МАЦАН

12.01.2013

Вряд ли вы часто слышите, как один православный говорит другому: «С Обрезанием Господним!» Действительно, с этим праздником широко не поздравляют. Видимо, слишком уж пикантной кажется современному человеку тема обрезания крайней плоти младенца Христа. Чаще в этот день слышишь поздравления со Старым Новым годом и днем Святителя Василия Великого — даты совпадают. 

И все же праздник Обрезания Господня в православных и католических церквях отмечают с IV века. До сих пор он никуда не делся из церковного календаря. И если посмотреть внимательно, то смысл праздника — это напоминание не просто о физическом акте, совершенном над младенцем, а о том, ради чего этот акт был совершен. 
По иудейскому обычаю того времени, на восьмой день после рождения мальчиков всегда обрезали. Это было символом исполнения завета Бога с прародителем людей Авраамом. И Христос неукоснительно исполняет иудейский закон — следует предписанию Ветхого Завета. Потом Он скажет: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить...» (Мф. 5:17). Но вот любопытно: христианская религия далеко не во всем наследует иудейской. И как раз обряда обрезания в христианстве нет: введение младенцев в Церковь осуществляется по-другому — в Таинстве Крещения. Зачем же тогда основатель христианства проходит через обрезание (об этом сказано в Евангелии, где ничто не упоминается случайно), а Церковь столетиями отмечает это событие как праздник? 
Обрезание Господне — это напоминание христианам о самом характере отношений между Богом и человеком. Эти отношения основаны на завете — на завещании, полученном от Небесного Отца всеми Его детьми. Тонкая и принципиально важная — если угодно, психологическая грань. Только после пришествия в мир Христа это уже не Ветхий, но Новый Завет — сформированный заповедями Спасителя, Его жизнью, смертью на Кресте и Воскресением. И неслучайно, что, по иудейскому обычаю, именно при обрезании младенец получил свое имя — Иисус, что означает Спаситель мира. А само обрезание в христианской традиции в дальнейшем будет восприниматься символически. Апостол Павел пишет в послании к Колоссянам, что христиане «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». 
Но есть и еще один странный момент. Иудейский обычай обрезать младенцев так или иначе был связан с ритуальным очищением от греха. Но от чего было очищаться младенцу Христу — Самому Богу, который безгрешен по определению? В этом смысле праздник Обрезания обращает наше внимание на то, что Христос был человеком из плоти и крови. Таким же, как мы, во всем, кроме греха. Бог пришел на землю — и воспринял человеческую природу во всей полноте. Воплотился. Очевидная, казалось бы, вещь, фундаментальная для христианства — религии воплощения. Но, видимо, как раз в силу этого на нее порой не слишком обращают внимание — оно и понятно: на фундамент вообще редко смотрят. А ведь это очень важно. Ведь смысловой центр христианства — это идея спасения. Христос тем и совершает его, что становится человеком — обожествляет Собой человеческую природу, умирает на Кресте и воскресает. А значит — отныне человек может преодолевать смерть. Отныне для человеческой природы открыта вечная жизнь.