13.10.2012
В центре праздника Покрова — событие, произошедшее предположительно в начале X века в Константинополе. Жил в городе юродивый Андрей, славянин, некогда увезенный в рабство к византийскому вельможе. Однажды Андрей со своим учеником Епифанием несколько часов подряд плечом к плечу молились в храме во Влахернах, на окраине Константинополя. И вдруг блаженный увидел Пресвятую Богородицу. Он спросил у своего ученика, видит ли он? Епифаний тоже узрел это чудесное видение: Богородица шла от западных дверей храма в сопровождении двух святых — Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Она преклонила колена и долго молилась, проливая обильные слезы, а затем вошла в алтарь. Там Богородица сняла свой омофор — большой платок, покрывающий голову, — и распростерла его над коленопреклоненным перед ней народом, покрыв верующих.
В летописях видение блаженного Андрея связано с тем, что Византийская империя в тот момент находилась в опасности. Пресвятая Богородица своим покровом защитила православный народ. Но от кого? По одной версии, от сарацин — арабов-кочевников, с оружием отбирающих имперские земли. По другой же (более интересной для нас) — от нашествия русских князей с военными дружинами. Считается, что среди тех, кто осаждал Константинополь, был сам Вещий Олег. Славяне в то время были язычниками, и греки уже успели усвоить, что набеги их — опустошительные, а порядки — варварские. Но Пресвятая Дева в видении покрыла верующих своим омофором — и славянские корабли в последний момент развернулись, оставив Константинополь в покое. До крещения Руси оставалось чуть меньше века.
Получается, праздник Покрова, столь значимый в русской традиции, в каком-то смысле напоминает о поражении наших предков. Но военное поражение обернулось духовной победой: варвары, долгие годы устрашавшие греков, очень скоро переймут у них православную веру и заложат краеугольный камень в основание русской культуры. Через века потомки варваров, в том числе и предводители войска, станут святыми, прославленными Церковью. Именно так вера меняет жизнь народа и отдельного человека — в буквальном смысле на сто восемьдесят градусов.
На Русь праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел в XII веке в княжение Андрея Боголюбского. Именно он построил знаменитую церковь Покрова на Нерли. От Андрея Боголюбского и начинается традиция почитания Богородицы как заступницы Руси. То есть покровительницы — слово, однокоренное покрову.
Если бы праздника Покрова на Руси не было, его стоило бы придумать. Он очень точно передает эту христианскую интуицию — искать защиты именно у Божией Матери. Казалось бы, почему не у Христа? Но Христос — Спаситель. «От чего Он спасает, почему вообще меня нужно спасать»? До ответа на эти вопросы нужно еще духовно дорасти. Кроме того, Христос — Богочеловек, мы стремимся подражать Ему, но Сыном Бога Живаго по природе все равно стать не сможем. А вот Пресвятая Богородица — обычный человек, избранный для рождения Христа по своему личному духовному совершенству. Она по природе — ближе к слабым и грешным. Ей, как нам кажется, легче проявить снисхождение. А нам — просить у Нее защиты и покровительства.
Читайте также: