Сергей Петренко: «Нас ждет интересный сезон КХЛ»

Константин НУЖДЁНОВ

21.09.2018

В сентябре отпраздновал 50-летний юбилей олимпийский чемпион по хоккею Сергей Петренко. В составе московского «Динамо» он выделялся даже на фоне будущих звезд НХЛ — Жамнова, Ковалева, Яшина. В интервью «Культуре спортсмен рассказал о своей карьере и тренерских планах на будущее.

культура: Насколько пристально следите за современным хоккеем?
Петренко: Интересует все. Слежу за многими турнирами, где хватает знакомых, воспитанников, перспективных ребят.

культура: Матчи Олимпиады смотрели?
Петренко: Конечно. Считаю, что турнир из-за отсутствия игроков НХЛ не пострадал. Некоторые команды подтянулись — средний уровень в Европе вырос, о чем говорят успешные выступления в Пхенчхане тех же немцев, на последнем чемпионате мира — швейцарцев. Неплохие составы привезли наши, шведы, финны, чехи. Да, не было энхаэловцев. Но и без них попробуй еще выиграй.

культура: Как и в 1992 году, у сборной России не было ни флага, ни гимна. Однако эмоций от победы меньше не становится?
Петренко: Естественно. Мы выходили и сражались за родных, близких, за народ. Понимали, что все равно за нами стоит страна. В конце концов, мы — профессионалы, которые стремились к главной цели — победе.  

культура: Для Вас победа на Олимпиаде — главная веха в карьере?
Петренко: Да, это престижно. Благодарен судьбе за то, что попал в состав и завоевал золотые медали. Мне кажется, выиграть Олимпийские игры важно для любого хоккеиста.

культура: Вас удивило расставание с главным тренером Олегом Знарком после победных Игр в Корее?
Петренко: Всех подробностей не знаю. Что касается профессиональных качеств Знарка, то он — специалист с большой буквы, что доказал не только на Олимпиаде, но и на чемпионатах мира и в КХЛ.

культура: И в сборной, и в СКА его сменил Илья Воробьев. Справедливо ли его назначение?
Петренко: Человек получил возможность проявить себя. Трудился с хорошими специалистами, приобрел опыт самостоятельной работы. То есть имеет определенную базу. А что в итоге — покажет время и результаты.

культура: По сути, в России сейчас два базовых клуба сборной — СКА и ЦСКА. В этом больше плюсов или минусов?
Петренко: В Советском Союзе была похожая ситуация. ЦСКА и «Динамо» имели приоритет. В то же время в лиге появлялись звезды, которые попадали в сборную из других коллективов. Если бы все команды оказались в равных условиях, чемпионат, возможно, и выиграл бы, но пошло бы это на пользу национальной команде...

культура: Год назад из лиги был исключен новокузнецкий «Металлург», в минувшее межсезонье — «Югра» и «Лада». Сокращение количества команд повысит средний уровень КХЛ?
Петренко: Не знаю, какие именно цели преследует руководство лиги. В мое время в чемпионате СССР было двенадцать команд, что обеспечивало сумасшедшую конкуренцию за попадание в состав. Соответственно, если идти по пути уменьшения количества клубов, градус соперничества среди игроков будет повышаться, а турнир станет интереснее.

культура: Выиграв первенство планеты в 1993 году, наверное, и предположить не могли, что в следующий раз сборная России победит на чемпионате спустя долгих пятнадцать лет?
Петренко: Тогда на нас особых ставок не делали. Многие уехали в НХЛ. В основном играли ребята из чемпионата России. Но то, что после 1993 года так долго не могли выиграть, конечно, неприятно.

культура: Действительно, ЧМ-93 сборная России начала скромно — ничьей с Италией. Зато потом преобразилась, обыграв в полуфинале команду Канады с Линдросом, Корсоном и Карией, а в решающем матче — Швецию.
Петренко: Хорошие составы были у многих. После предварительных поединков мало кто предполагал, что мы можем составить конкуренцию в борьбе за медали. Но в хоккее любая игра непредсказуема.

Культура: Вскоре после триумфа Вы отправились за океан. Почему не получилось закрепиться в «Баффало»?
Петренко: В команде была сумасшедшая конкуренция среди нападающих — Пэт Лафонтен, Дэйл Хаверчак, Александр Могильный и другие. Места в двух первых звеньях были заняты. С ребятами третьей и четвертой троек, которые занимались обороной и разрушением, я конкурировать не мог, так как играл в другой хоккей. Поэтому меня отправили в фарм-клуб набираться опыта. Может быть, не повезло с тренером, который предпочитал игроков несколько другого плана.

культура: Почему не попросили обмена в другую команду?
Петренко: Делами занимался агент. Так получилось. Это хоккейная жизнь.

культура: В России с «Динамо» выиграли все, что можно. Чего не скажешь о Евролиге. Неоднократно выходили в финал, но всякий раз упускали победу.
Петренко: Небольшой осадок из-за этого остался. Играли неплохо, ко всем турнирам готовились, проходили через сито отборочных матчей. Не знаю, может быть, над командой висел какой-то рок? Что поделать, жизнь на этом не заканчивается.

культура: Один финал болельщикам наверняка запомнился особо — 1999 год, Москва. И уникальный гол Андрея Маркова, забитый при счете 0:1 броском от своих ворот на последней минуте.
Петренко: Я отдал шайбу и поехал на смену. Когда понял, что забит гол, был немного в шоке.

культура: В дополнительное время «Динамо» на эмоциональном подъеме, казалось, дожмет магнитогорский «Металлург».
Петренко: В овертайме произошла случайность. Потом игру просматривали, анализировали. Перед вбрасыванием лайнсмен отодвинул Алексея Калюжного, возникла пауза, во время которой судья вбросил шайбу. В результате наш центральный нападающий уступил вчистую, бросок издали — и гол. Стечение обстоятельств. Впрочем, то же самое можно сказать и про шайбу Маркова.

культура: Вы четырехкратный чемпион страны. Какое первенство запомнилось особенно?
Петренко: Все хороши по-своему. Любое чемпионство влекло за собой отток игроков, которые уезжали за океан. По сути, перед каждым следующим турниром создавался новый коллектив. Когда команда вроде бы становится слабее, но результат есть, это говорит о правильно поставленной работе и наличии духа победителей.

культура: Отношения с бывшими партнерами по «Динамо» поддерживаете?
Петренко: Да, конечно. Хоккейный мир тесен. Довольно часто пересекаемся на матчах, турнирах. Встречаюсь с Зинэтулой Билялетдиновым и Владимиром Юрзиновым. Когда приезжаю в Санкт-Петербург, видимся с Петром Воробьевым. Со всеми теплые, дружеские отношения.

культура: Какие интриги видите в предстоящем сезоне КХЛ? Например, значительно усилило состав родное для Вас московское «Динамо». Сможет ли команда претендовать на выигрыш Кубка Гагарина?
Петренко: Я думаю, да. Была проведена качественная работа по подбору игроков. В «Динамо» собраны хорошие исполнители, которые могут дать результат. Но претендентов на победу хватает. Те же СКА, ЦСКА, «Авангард». Уровень ведущих команд несколько выровнялся. Нас ждет интересный чемпионат.

культура: Недавно, 7 сентября, была очередная годовщина авиакатастрофы, которая унесла жизни всего состава ярославского «Локомотива». С тренерами Александром Карповцевым и Игорем Королевым Вы играли в «Динамо».
Петренко: Да, это страшная трагедия. В тот момент я был на тренировке в детской школе. Прибежала администратор и сообщила, что «Локомотив» разбился. Что тут скажешь... Видимо, судьба, от которой, как известно, никуда не деться. Жалко всех ребят. Команда была очень интересная, самобытная. Мы обо всех помним. Во время каждой поездки в Ярославль отправляемся на кладбище, приносим цветы. Память о них будет жить всегда.

культура: Сейчас Вы работаете тренером молодежной команды «Динамо». Уже видите результаты? Ваша конечная цель — возглавить основной состав клуба?
Петренко: В моем возрасте торопиться опасно, нервничать вредно, доверять глупо, а бояться поздно (смеется). Нужно жить и трудиться в свое удовольствие. У меня это получается. Что будет дальше? Посмотрим. Конечно, хотелось бы попробовать силы на высоком уровне и добиться успехов, которые мне сопутствовали в годы активной карьеры. Буду к этому стремиться.


Фото на анонсе: Игорь Уткин/ТАСС