Недетские игры

Алексей ЗВЕРЕВ, Сааремаа

11.09.2014

Реконструкции минувших сражений, организованные историческими клубами, обычно привлекают множество местных жителей и туристов. Не стало исключением и воссоздание первого этапа Моонзундской десантной операции Красной Армии — высадки на остров Сааремаа в 1944 году. На импровизированных трибунах под открытым небом собрались сотни эстонцев с чадами и домочадцами, а также россияне из Питера, Пскова, Великого Новгорода...

Отличие подобных мероприятий от имевшей место грозной действительности прежде всего в атмосфере. Ощущение игры не покидает с первых же минут. Кроме того, организаторы нередко сознательно упрощают себе задачу, чего не могло быть в реальных исторических условиях. 

Так, например, в этом году они перенесли десант на самое начало августа по «погодным соображениям». Как рассказывал непосредственный участник событий, разведчик 249-й Эстонской стрелковой дивизии, ныне 90-летний ветеран Карл Раммус, в начале октября 44-го было уже настолько холодно, что бойцы, выбравшись на берег (а последние метры приходилось преодолевать вброд), спешили подкрепиться несколькими глотками спирта. 

Впрочем, сложно судить за некоторые неточности реконструкторов — в основном энтузиастов, которые по крупицам создают весь необходимый ассортимент собственными руками: начиная от шитья военной формы, заканчивая приведением в рабочее состояние выкопанных на полях Великой Отечественной пулеметов, пушек, порой даже тяжелой гусеничной техники. 

Всего в нынешней реконструкции участвовали около двухсот человек. Ребята в форме красноармейцев и моряков Балтфлота изображали высадку десанта. Моторных лодок было немного, поэтому основная группа сосредоточилась на берегу еще до старта, спрятавшись за прибрежными валунами. «Фрицы», окопавшись, ждали их спиной к холмам, где густо сбились зеваки. Открыл реконструкцию настоящий советский штурмовик 40-х, совершивший несколько кругов над нашими головами. С неба сыпались листовки, призывающие немцев бросить оружие. В ответ на земле включили магнитофонную запись, адресованную десантникам: «Русский, сдавайся и будешь получать медицинский помощь и горячий пища». 

Наконец загрохотали холостыми полевые пушки, заклекотали пулеметы, захлопали винтовки. Действо разворачивалось на пятачке в сто метров, но именно ввиду создавшейся плотности картинка получилась весьма живая, чем-то напоминая съемки крепкого телесериала о войне. Зрители, по советам ведущего, который комментировал «сражение», перемещались по «фронту» туда-сюда, едва поспевая за наиболее интересными эпизодами. Между тем высадка прошла удачно, завязалась рукопашная, санитарки перевязывали раненых; немцев, согласно сценарию, теснили и добивали, а местные Гавроши уже сновали тут и там, собирая гильзы. Когда все было кончено, участники реконструкции под аплодисменты собравшихся получили памятные дипломы. Мероприятие стало апогеем масштабного праздника, растянувшегося на весь уикенд. Несколько концертов, парад отреставрированной военной техники, осмотр исторических экспозиций, экскурсии по средневековым замкам и выезд на природу, но, главное, ничем не ограниченное общение любителей костюмированной истории. Международный фестиваль «Четвертые дни военной истории на Сааремаа» был организован силами четырех эстонских военно-исторических обществ. Остальных участников делегировали подобные клубы из шести стран: Украины, Польши, Белоруссии, России, Латвии и Литвы.

Казалось бы, польза таких мероприятий очевидна. Это самый наглядный и ненавязчивый способ познакомить подрастающее поколение с историческими вехами, привить любовь к Родине. А тем, кто сомневается, дать возможность определиться — на чьей ты стороне. Ведь игра игрой, но чувства не обманешь. Индифферентная зрительская массовка со стартовым сигналом в мгновение делится на болельщиков: «за наших» или «за немцев».  

Но есть и серьезный повод задуматься. События военных лет, которым посвящены реконструкции, по-прежнему остаются предметом ожесточенного спора, особенно в странах Балтии, где разделение общества в их оценке слишком заметно. Это приводит к спекуляциям и нездоровой конкуренции между военно-историческими обществами, придерживающимися различных точек зрения. Так, организаторы фестиваля на Сааремаа в последний момент, соблюдая приличия и, кстати говоря, историческую действительность, вычеркнули из списка участников коллег, представляющих эстонский легион Ваффен-СС. Зато проходящий несколькими днями позже фестиваль в городе Валга, напротив, собрал реконструкторов наиболее одиозных гитлеровских национальных частей — литовских полицаев, латышских карателей, итальянских фашистов, наконец, власовцев... 

Что удивительно и страшно, нацистская форма подчас воспаляет звериные инстинкты, в мирной жизни таящиеся в уголках души. «Увы, сегодня становится модно покрасоваться с рунами и черепом на рукаве, — говорит директор телеканала TVN Олег Беседин. — Трудно предположить, какие ощущения рождаются в головах людей, которые при этом еще и участвуют в реконструкции боевых действий. Что заставило, например, молодых ребят в нацистской форме в августе на Сааремаа воспроизвести заодно и видимость изнасилования советской девушки-санитарки, якобы захваченной в плен?»

При этом «красноармейцев» на реконструкциях в Европе и Балтии категорически не хватает. Увы, нельзя не признать, что и многие российские военно-исторические клубы сегодня «работают» исключительно с формой Третьего рейха. Зачастую доходит до абсурда, когда на зарубежные фестивали в качестве участников приезжают москвичи, сплошь представляющие вермахт и СС. Остается надеяться, что государство и патриотические организации озаботятся ликвидацией столь неприятного перекоса на международном уровне. Тем более что внутри страны проблемы такой нет. Напротив, именно «фашисты» на отечественных реконструкциях обычно находятся в явном меньшинстве.