Народ против «Хищника»?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.09.2018


«Хищник»
США, Канада, 2018

Режиссер: Шейн Блэк

В ролях: Бойд Холбрук, Оливия Манн, Джейкоб Тремблей, Локлин Манро, Томас Джейн, Стерлинг К. Браун, Найолл Мэттер, Эдвард Джеймс Олмос, Кигэн-Майкл Ки, Ивонн Страховски, Джейк Бьюзи

12+

В прокате с 13 сентября

Комедийный боевик Шейна Блэка «Хищник» возглавил отечественный прокат.

Режиссер собрал машину времени и вернулся к началу карьеры, первой ступенью которой послужил сценарий «Смертельного оружия», а второй — эпизодическая роль в «Хищнике» Джона Мактирнана 1987 года (он сыграл первую жертву пришельца).

С тех пор утекло много воды. Блэк успел прославиться как успешный драматург-пересмешник, режиссер «Железного человека 3» и «Славных парней». А вот «Хищнику» не везло — за три десятка лет не эволюционировали ни образ, ни легенда космического монстра. Выяснилось, что земная фауна была создана его предками, чтобы стать охотничьим угодьем для инопланетных коллекционеров человеческих черепов. Лучшего развлечения для хозяев Галактики так и не нашлось. Блэк выкрутился из неловкого положения, превратив людей в последнюю надежду расы хищников, истребляемой генномодифицированными потомками.

Скрываясь от преследователей, старый зверь приземляется в мексиканских джунглях и уничтожает атаковавшее его подразделение рейнджеров.

Выживает лишь снайпер Куинн Маккенна (Бойд Холбрук). Он забирает несколько предметов из снаряжения раненого инопланетянина. Вскоре его ловит военная полиция, но перед этим он успевает отправить посылку с трофеями, которая хранится на почте, пока не истекает оплаченный срок аренды. После ящики посылают по его домашнему адресу, и сын героя, десятилетний Рори (Джейкоб Тремблей), мальчик-аутист, открывает посылку. Посчитав вещи папиными подарками, он активирует их — как раз накануне Хеллоуина.

Тем временем пришельца эвакуируют секретные агенты и передают специалистам правительственной лаборатории «Звездочет». Пленник приходит в сознание, ликвидирует охрану и вырывается на волю, но сталкивается с пятеркой бежавших из заключения штрафников, возглавляемых Куинном. К группе бойцов присоединяется выживший в бойне биолог (Оливия Манн), и научившийся управляться с артефактами Рори. Смельчаки вступают в сражение с яростным пришельцем и преследующим Хищника сородичем, имеющим превосходство в размерах, сноровке и экипировке, позаимствованной у 250 истребленных рас.

«Когда тебе стукнул полтинник, начинаешь вспоминать, как было клево в молодости. И хочется искрить как в двадцать, иметь кучу друзей, сочиться энтузиазмом. А я почувствовал себя старым. Тут мне предложили возродить «Хищника», — признавался режиссер. — Пожалуй, нет ничего лучше, чем вернуть себе молодость!» Блэку удалось оторваться с бандой штрафников, ничуть не напоминающих угрюмых рейнджеров Мактирнана, страдающих вьетнамским синдромом. Команда Куинна достойна отдельной песни: новые псы войны имеют пышный букет душевных расстройств — от комплекса вины и болезни Туретта до мании преследования и мессианского бреда на почве наркозависимости. Панацеей, позволяющей «хорошим парням» сохранить присутствие духа, служит здоровое чувство юмора: «Как выглядит Хищник? Как Вупи Голдберг, только с другой планеты». От старших товарищей не отстает малыш Рори. На вопрос почтальона, знает ли он, кто его отец, мальчик отвечает: «Мой папа — снайпер, он убивает людей, чтобы вы могли работать почтальоном».

Изобилие шуток — главная фишка и лучшая приправа философии нового «Хищника». Шейн Блэк отходит от оригинала Джона Мактирнана, для которого победа над монстром являлась апологией сверхчеловека. В данном случае о триумфе воли и разума над исчадием Вселенной речи нет: бессмысленно мериться силенками и харизмой с инопланетным агрессором. Не только потому, что он многократно превосходит гомо сапиенс мощью и статью, а в силу непреодолимой пропасти между двумя мирами, индивидуумом и коллективом.  

Пришелец — антиобщественное животное. Однако и он не чужд морали: вступив в бой с людьми, зверь объявляет себе жертву, предлагая прочим разойтись. Сюжетная загадка и ключ к апгрейду франшизы — избирательность чудовища, (она же позволяет пришельцу эволюционировать, перепрошивая себя трофейными генами соплеменников и инородцев).

Люди не принимают правила игры, навязанные чужаком. Индивидуальная агрессия теперь — девиация. Наследники приматов становятся свирепыми убийцами, лишь сбившись в стаю, — мы не рассматриваем представителей своего вида в качестве кормовой базы, залогом нашего выживания остается служение обществу. Вот и герои Блэка ведут борьбу, стараясь сплотиться перед лицом единой угрозы. Инопланетянин жаждет лишь одного — отстреляться и уйти. Вместо жестоких поединков в новой картине царит карнавальная кутерьма, саспенс приносится в жертву репризам, а героический пафос — клоунаде. Тем не менее баланс между трагическим и комичным постоянно усиливается благодаря образу монстра, становящемуся все кровожаднее, по мере вовлечения его в противоборство с людьми, один из которых сумеет воспользоваться плодами безнадежной борьбы и нечаянной удачи.