Когда тайное становится явным

Марина АРЖИЛОВСКАЯ

06.09.2018


«Тайная жизнь пингвинов»

Япония, 2018

Режиссер: Исида Хироясу

В ролях: Кана Кита, Ю Аои

6+

В прокате 6 сентября

На экраны выходит мультипликационный фильм «Тайная жизнь пингвинов».

Японские анимационные ленты  — это не только многоцветное и красивое зрелище для детей, но и серьезная пища для размышлений, предложенная представителями многовековой восточной культуры взрослому зрителю. Любовь Японии к визуальному искусству утонченно переплетается с философскими ребусами для пытливого ума, и если вы не японист, то в поисках ответов вам предстоит окунуться в игры разума с головой. Новая полнометражная лента Исиды Хироясу «Тайная жизнь пингвинов» не стала исключением. Молодой режиссер прославился на родине как гений короткометражного аниме: его первая работа «Признание Фумико» получила сразу две престижные награды  Tokyo Anime Awards  и Ottawa International Animation Festival, а вторая — «Город дождя» удостоилась главного приза крупнейшего фестиваля японской анимации. 

Вообще Хироясу любит экспериментировать с цветом и доносить смысл и настроение драмы при помощи цветовой гаммы, а не диалогов. В истории с пингвинами он решил отойти от привычного творческого подхода, распахнув зрителю двери в удивительный сюрреалистичный мир, рассказанный от лица мальчика-школьника. И пусть вас не смущает возраст главного персонажа — по предложенным в фильме темам и некоторым довольно смелым иллюстрациям, при просмотре становится не совсем понятно, почему данный мультфильм отнесли к категории 6+. Все прелести пубертатного периода отражены в дневнике юного Аоямы, мечтающего получить Нобелевскую премию по физике за оригинальное открытие. Эта идея поглощает его настолько, что он с математической точностью отсчитывает в специальной тетради дни до своего совершеннолетия. Аояма только начинает познавать в себе способность любить, постоянно делая болезненный выбор между рациональным началом и чувственным опытом и как следствие — между амбициями и романтикой.

Логично было бы спросить: «А при чем здесь пингвины?» Ответ не так сложен, как может показаться на первый взгляд, — это аллегория.  Пингвин, по замыслу режиссера, рождается из солнечного света и баночки газированной воды, подброшенной вверх. Поначалу кажется, что это всего лишь трюк, чтобы сбить с толку зрителя. Более глубокий смысл и различные варианты догадок — а их, поверьте, будет немало — раскроются лишь к середине фильма, в момент кульминации. Вся палитра человеческих эмоций представлена в ленте в крайне причудливой форме, и к этому желательно быть готовым.

Броской зарисовкой и, несомненно, яркой метафорой является Океан. В японской философии вода как элемент наделена особой силой — силой чувств, способностью сострадать и любить. Отсюда и главный режиссерский посыл — всем этим качествам нужно учиться. Хироясу не то что намекает, а волне конкретно говорит об одной из самых актуальных проблем нашего столетия — карьеризме, о том, что человеческая воля парализована жаждой власти и успеха, и, отвергая такие ценности, как любовь и дружба, люди оказываются заложниками собственных искаженных идей, неизбежно попадая в плен губительного одиночества.

Справедливости ради заметим, что экранизация по сюжету мало отличается от первоисточника — одноименного фантастического романа Томихико Морими. Элементы магии, как и саму атмосферу волшебства, режиссеру удалось передать столь же колоритно, как и писателю. Но в нескольких моментах стройная сюжетная линия все же откровенно провисает из-за обилия совершенно  незначительных деталей, которые попросту стоило вырезать — фильм получился бы короче на полчаса, и его смело можно было бы назвать филигранной работой.

В некоторых эпизодах можно уловить влияние на молодого режиссера фильма «Рыбка Поньо на утёсе» от легендарного мастера жанра Хаяо Миядзаки. Однако о слепом подражании  речи не идет, так как у Хироясу довольно эффектный авторский стиль. Скорее, можно говорить о достойном наследнике жанра.