Игорь Шипилин: «Пока Крым принадлежал Украине, он умирал»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.04.2014

Игорь Шипилин как художник сформировался в Ленинграде, однако главная тема его работ — Крым. Севастополец, наделенный, по выражению одного из поклонников, «абсолютным живописным слухом», признается: «Я здесь родился и никуда не хочу уезжать». «Культуре» талантливый пейзажист рассказал о пропавшем учителе Геннадии Дереджиеве, о том, почему никогда не пишет картины в наушниках, а также о боевом духе города-героя.

культура: Вы выбрали экзотическую профессию, по нынешним меркам. Как это получилось?
Шипилин: Специально ничего не планировал. Увлекался музыкой, играл на барабанах. В институт не захотел — пошел устраиваться радиомонтажником на завод. Начальник цеха, увидев свидетельство об окончании художественной школы, сказал: «У нас уволился художник-оформитель. Может, попробуешь?»

Так все и началось. Вместе с соседним судостроительным заводом сделали выставку, придумали объединение художников-любителей «Рабочая палитра»... Постепенно понял — творчество для меня на первом месте. Позже познакомился со студентами из Института имени Репина, которые, увидев мои работы, спросили: «Почему ты никуда не хочешь поступать?» А у меня уже семья, ребенок... В итоге поехал в Ленинград вольнослушателем на год. Впитывал все как губка. Очень много работал — это потрясающе красивый город, где сразу хочется писать. 

культура: Получается, во многом Вы «сделали» себя сами?
Шипилин: Мне везло на знакомства с талантливыми людьми. Своим учителем считаю Геннадия Дереджиева — живописца от Бога. Он не был публичным человеком — его никто не знал в Севастополе, хотя он всю жизнь посвятил Крыму и Санкт-Петербургу, где много работал. Однажды я приехал к нему в село Соколиное в Бахчисарайский район, смотрю — домик разграблен, работы раскиданы. Сам Дереджиев бесследно исчез — судьба его до сих пор неизвестна. Собрал картины — они были в ужасном состоянии, осыпалась краска. Три-четыре года назад нашелся спонсор, их отреставрировали и показали на выставке в Севастопольском художественном музее. Событие произвело фурор. Потом отыскалась дочь Дереджиева, которая учится в Санкт-Петербурге, приезжала к нам.

культура: Вы известный пейзажист. Какие у этого жанра секреты? 
Шипилин: Нужно уметь изображать воздух, а еще — звуки и запахи. Иногда вижу: художник надевает наушники и, включив плеер, начинает работать. Как можно? Картина — совокупность всех впечатлений. А он не слышит, как волны бьются о берег или свистит ветер. Значит, в своей работе неизбежно лжет. Коровин вспоминал, что когда они с Левитаном выходили писать пейзаж, Исаак Ильич, человек чувствительный и тонкий, плакал. Коровин ему говорил: «Опять ревешь?». На что Левитан отвечал: «Не реву — рыдаю».

культура: У классической живописи есть перспективы? 
Шипилин: Безусловно. Нежизнеспособно как раз актуальное искусство. Вспомните поговорку: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Работы современных художников — сплошная заумь. Они требуют объяснений, причем обычно кураторы предлагают такие, что не сразу и поймешь. Нормальное реалистическое искусство открыто всем, оно позитивно: из музея выходишь окрыленным. А после выставки актуальных художников чувствуешь себя пришибленным.

культура: Слышала, в Севастополе регулярно проходит пленэр на военно-историческую тему. Ваша идея?
Шипилин: Да, называется «Фортификационные сооружения Севастополя». В этом году состоится уже в третий раз. Изначально он задумывался в полевых условиях. Предлагаю жить в палатках на территории Михайловской батареи. Не все, правда, готовы к таким условиям. Десять дней будем ездить на натуру — писать Херсонесский маяк, Константиновский равелин... А потом организуем выставку на пароме: загрузим на борт духовой оркестр и под его звуки отправимся по бухтам Севастополя.

культура: Военная тематика Вам близка?
Шипилин: Конечно. Севастополь — форпост юга России. У людей здесь особый менталитет. Не случайно в крымских событиях он поднялся первым. А затем встрепенулся весь полуостров. Наш город — морской, ему присущ боевой дух. Если бы Украина убрала Российский флот, Севастополь неизбежно бы умер. Но пока стояли корабли, я был спокоен.

культура: Надеялись на лучшее?
Шипилин: Судите сами: Крым успел побывать греческим, турецким и русским. Сохранились артефакты, связанные с этими периодами истории. Но вот украинских нет. Как может теперь Киев претендовать на полуостров? Вообще, пока Крым принадлежал Украине, он умирал. Все, что осталось после распада Советского Союза, потихоньку разворовывалось. Власти не вложили ни копейки, только доили. И довели в итоге людей до ручки. Когда началась смута в Киеве, жители нашего города прониклись важностью момента, сплотились. Добровольцы патрулировали улицы, отслеживали провокаторов. Уровень преступности упал в два с половиной раза. Сейчас Севастополь живет мирной жизнью.

Думаю, новая украинская власть долго не просуществует. Она смогла победить только потому, что получила поддержку Соединенных Штатов. Америка выбрала удобный момент — когда шла Олимпиада в Сочи. Хотели ослабить Россию, а в итоге проморгали Крым. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

В день референдума я поехал на площадь Нахимова в Севастополе. Не удержался — хотел узнать результаты из первых рук. Шел концерт. И когда объявили итоги, площадь взорвалась от восторга. Многие обнимались, плакали, водили хороводы вокруг памятника адмиралу Нахимову. Вдоль центрального проспекта вывесили на балконах флаги России. Меня эти события очень взволновали — долго не мог работать. Только сейчас потихоньку начинаю.