«Главные конкуренты цирков сегодня — торговые центры»

Августин СЕВЕРИН

06.11.2019

Крупнейшая цирковая компания страны и мира в этом году отметила столетний юбилей. Владимир ШЕМЯКИН, весной заступивший на должность гендиректора Росгосцирка, рассказал «Культуре» о том, в каком состоянии сегодня находится цирковое искусство, поделился планами по реконструкции ряда цирковых арен, а заодно ответил всевозможным критикам: тиграм мяса докладывают, а у коллег из du Soleil действительно есть чему поучиться.

культура: То, что цирки России испытывают определенные проблемы, понятно по количеству посетителей: зрителей и, как следствие, доходов немного. Ясно также, что московские артисты страдают меньше, чем их коллеги в других регионах.
Шемякин: Сразу уточню: в столице цирков у нас нет, поэтому здесь мы и не сталкиваемся с такими трудностями. Хотя есть планы по строительству и в Москве, и в Санкт-Петербурге — крупнейшая в мире цирковая компания должна иметь площадки в самых благополучных городах родной страны, тем более в столицах.

Если говорить о проблемах, то их мы делим на несколько составляющих. Первая — инфраструктура: все наши цирки построены достаточно давно и практически не ремонтировались. В отдельных заведениях в последнее время сделан капитальный ремонт, но большая часть их изношена, поэтому как можно скорее необходимо решать этот вопрос. В течение пяти лет надеемся привести в нормальное состояние 80 процентов наших цирков.

культура: А сколько их всего?
Шемякин: В системе Росгосцирка — 38. Кстати, планируется не просто капремонт зданий. С января начинает действовать новая редакция федерального закона «Об ответственном обращении с животными», где прописаны правила содержания этой категории артистов. В нем регламентируется и размер вольера, и ширина прохода, и многое другое. Отдельные цирки, построенные десятилетия назад, не соответствуют требованиям документа. В частности, проходы в некоторых зданиях, с этим тоже нужно что-то делать.

Вторая наша глобальная задача лежит в области творчества. Я бы не назвал ее проблемой, это скорее наш недоиспользованный потенциал. Люди хотят видеть современное шоу, и мы будем над этим работать. Уже сейчас подготовлен творческий план, теперь его предстоит сделать реальностью. Все мы понимаем, что время идет, технологии совершенствуются, окружающая действительность меняется, а некоторые наши программы остаются на уровне 1972 года. Увы, это так. Есть заслуженные, премированные, уважаемые артисты, которые застали Союзгосцирк. Мы ценим их опыт, они прекрасные наставники. Но нам требуется и молодежь, которая мыслит иначе и готова работать по-другому, нужны молодые режиссеры, которые понимают, что именно сейчас востребовано. Мы хотим, чтобы дети, подростки, молодые люди вновь начали стремиться в цирк, чтобы он стал модным.

Это только вершина айсберга, оба направления огромны, о каждом можно говорить часами. Есть, впрочем, и третье — экономика, субсидии, которые мы получаем от государства. Мы должны не только их принимать, но и отчитываться и выдавать хороший продукт. Грамотное управление финансами — тоже искусство, и должны им заниматься специалисты. Поэтому создаем казначейство в Росгосцирке.

Это только в общих чертах. А дальше — проблема заработных плат, бытовых условий артистов, вопросы логистики. Вообще, нет такой области работы Росгосцирка, где не имелось бы актуальных проблем, больших и маленьких.

культура: Де-юре Вы возглавили Росгосцирк совсем недавно, но фактически, в качестве исполняющего обязанности, трудитесь с апреля. Что удалось предпринять за прошедшие месяцы?
Шемякин: На мой взгляд, многое. Например, в области инфраструктуры. Определив наиболее важные цирковые площадки, мы начали их капитальный ремонт. Скажем, в Москве есть Центр циркового искусства. Думаю, нигде в мире ничего подобного не существует. С одной стороны, тот же самый цирк. С другой — тренировочный зал для артистов. Дело в том, что там есть репетиционные манежи, на которых должно рождаться творчество, но нет зрительного зала. И сегодня делается полноценный ремонт, который, насколько мне известно, никогда здесь не проводился. Сейчас он идет полным ходом. Мы хотим создать комфортную базу для всех артистов цирка. Появятся комнаты отдыха, места, где можно перекусить, то есть «дом зеркал».

Также занимаемся вопросом отелей, у нас ведь есть большое гостиничное хозяйство. В частности, в Москве, около станции метро «Спортивная», расположена наша гостиница «Арена», мы подготовили проектно-сметную документацию. Это потенциальный источник доходов: 150 номеров — достаточно крупный отель. Кроме того, начинаем ремонт в Сочи. Цирк там замечательный, а гостиница в ужасном состоянии. Честно говоря, жить там было невозможно.

И конечно, цирки. В первую очередь Красноярский и Челябинский. Тендеры прошли, скоро начнется реконструкция. И еще один важный момент — сейчас мы очень плотно занимаемся полным переоснащением систем противопожарной безопасности во всех цирках. Это ключевой вопрос: при отсутствии или ненадлежащем состоянии системы внутрь просто нельзя пускать людей. Поэтому государство выделило деньги, закипела работа.

В области творчества тоже многое сделано. В этом году Росгосцирку исполнилось сто лет, и мы провели большое гала-шоу в цирке Никулина на Цветном бульваре, где нам любезно предоставили площадку. Праздник состоялся 16 сентября, а накануне совместно с московскими властями мы провели уличный цирковой фестиваль, посвященный Дню города. Он проходил на бульварах и очень понравился горожанам.

Утвержден творческий план. Для того чтобы сделать хороший продукт, его нужно сначала спланировать, посчитать, сколько он будет стоить, и найти специалистов, которые смогут воплотить идеи в жизнь.

На Международном цирковом фестивале в итальянском Латино наши артисты взяли Гран-при. Причем награду вручили не за один номер, а за всю программу. Жюри настолько понравилось выступление россиян, что оно не смогло выделить кого-либо одного и наградили всех. А отправляли мы туда 43 человека. И вообще мы возобновили работу нашего зарубежного отдела, собираемся вывести гастрольную деятельность на совершенно иной уровень.

культура: В последнее время наши артисты совсем не гастролировали за рубежом или просто это случалось не часто?
Шемякин: По сравнению с Советским Союзом, зарубежные гастроли происходили катастрофически редко, при том что востребованность русских артистов есть. Помимо углеводородов и высоких технологий Россия может поставлять и цирковой продукт, который пользуется спросом. Ведь цирк — искусство уникальное, оно не нуждается в переводе, житель любой страны понимает язык цирка. Причин провала гастрольной деятельности много. В 1990-е, когда все кругом разваливалось, было не до гастролей. К тому же иностранцы переманивали отечественные кадры, не секрет, что в Cirque du Soleil около половины артистов — русскоговорящие.

культура: Этому как-то можно противостоять?
Шемякин: Думаю, да. Мы намерены превратить Росгосцирк в поставщика отдельных номеров, целых программ, а также артистов. Чтобы все наши зарубежные контрагенты уяснили: теперь напрямую никого забрать нельзя. И если вы хотите это сделать, то нужно обратиться в Росгосцирк. При условии, конечно, что нужный артист работает в нашей системе, а не частник, который волен собой распоряжаться. По сути дела, это тот же футбольный трансфер: если «Бавария» хочет купить игрока, допустим, у ЦСКА, то ведет переговоры не с ним самим или его агентом, а с клубом.

культура: Насколько мне известно, цирковая система и без переманивания актеров испытывает кадровый голод. Как, на Ваш взгляд, можно исправить ситуацию?
Шемякин: Во-первых, нужно организовать целевой набор. У нас есть государственное училище имени Карандаша, которое призвано пополнять кадрами систему Росгосцирка. Сейчас мы хотим подписать с ним договор, чтобы учебное заведение работало по нашей заявке. Чтобы Росгосцирк заявлял: нам нужно столько-то акробатов, столько-то клоунов, столько-то дрессировщиков. Вторая история — мы ведем переговоры с одним крупным российским вузом (с каким, извините, до подписания договора сказать не могу) о создании факультета циркового искусства. Здесь мы преследуем еще одну цель: хотим, чтобы люди, которые учатся, скажем, на акробата, получали дополнительную профессию. Акробаты достаточно рано выходят на пенсию, работа у них трудная, пожилому человеку с ней справляться непросто. А если параллельно человек получит профессию продюсера или администратора, то после завершения актерской карьеры он сможет остаться в системе Росгосцирка. Третья история — это курсы, школы, которые создаются на базе наших постановочных цирков. Сейчас эта работа, например, ведется в Нижегородском цирке. А еще мы возрождаем молодежные и детские цирковые студии. Если человек хочет связать свою жизнь с цирком, ему надо начинать готовиться как можно раньше. Как в спорте: детишки идут в гимнастику с 3–5 лет, и тренер уже на ранней стадии видит, что из каждого выйдет. Если же на арене вдруг захочет выступать человек в зрелом возрасте, то даже если он чему-то и научится, стать профессионалом ему вряд ли суждено.

культура: Насколько серьезна конкуренция между отечественными и зарубежными цирками?
Шемякин: Отмечу сразу, конкуренция — это хорошо. Там, где есть монополия, развития не происходит. Если бы, допустим, Nokia была бы монополистом на рынке связи, мы бы до сих пор ходили с кнопочными телефонами, изобретать смартфоны не имело бы смысла. Поэтому то, что наши коллеги из du Soleil приезжают, очень даже хорошо, они заставляют нас лучше работать. Конкуренция должна быть как по количеству цирков, так и по качеству. Поскольку есть классический цирк, русский например, есть du Soleil, который больше использует шоу и различные спецэффекты. И здесь уже зритель должен проголосовать рублем. А вообще, я бы сказал, что главными конкурентами цирков сейчас являются не другие цирки, а торговые центры, оттягивающие наших потенциальных зрителей на уикенд. Люди идут туда семьями и получают там кино, вино, домино, все тридцать три удовольствия. А вот то, что du Soleil приезжает и показывает нам, как правильно вести рекламную кампанию, как создавать информационные поводы, — это вовсе не плохо, надо учиться у зарубежных коллег эффективности.

культура: Многие цирки сегодня испытывают сложности с заполняемостью залов. Ситуация поправима? Ведь она влияет на окупаемость, отражается и на зарплатах артистов...
Шемякин: Безусловно. Во-первых, артисту приятнее работать, когда зал полный. Во-вторых, цирковое искусство не может быть дешевым. По-настоящему хорошее шоу — достаточно дорогостоящий продукт. Есть стоимость программы, есть стоимость площадки, и при этом нам нужно постараться заработать. В-третьих, цирковое искусство как таковое завязано на общем благосостоянии. Не секрет, что в цирки ходят люди, которые, как правило, имеют небольшую зарплату, это все-таки народное искусство. Поэтому чем лучше живет страна, тем больше людей ходят в цирк. А если у вас зарплата 15 тысяч рублей, то вы хорошенько подумаете, идти в цирк или купить палку колбасы. Ну и, в-четвертых, за те деньги, которые платят зрители, мы должны показывать хороший продукт. Посещаемость залов и цена билета — индикатор уровня жизни, в том числе в регионах. Очевидно, что стоимость билета на одну и ту же программу в Санкт-Петербурге и Костроме будет сильно отличаться. Если в Костроме цена билета будет 10 тысяч рублей, к нам придет 10 человек.

культура: Мешают ли работе цирка зоозащитники?
Шемякин: То, что люди любят животных, — это замечательно. Мы все их любим, на свете очень мало тех, кто способен взять палку и начать избивать ею кошку. Но любителей животных стоит разделить на две категории. Первые действительно любят братьев наших меньших и искренне переживают за то, как их кормят, где они живут и т.д. А другая категория на этой теме занимается самопиаром, пытается на любви к животным построить карьеру. И таких, к сожалению, довольно много. Они не пытаются разобраться в проблеме, не приходят к нам и не спрашивают: «Покажите, как живет слон». Вместо этого они постят в соцсетях различного рода негативные, зачастую фейковые новости. Допустим, берут фотографию 2012 года, которая сделана совсем не в России, и заявляют, что речь идет о событиях недавних дней в одном из наших цирков.

культура: Что же делать?
Шемякин: Бороться можно показывая и рассказывая, как дела обстоят на самом деле. Во-первых, в цирке животные живут гораздо дольше, чем на природе. Во-вторых, для каждого из них государством утвержден определенный рацион питания, который соблюдается неукоснительно. По той простой причине, что он проверяется и ветслужбой, и директорами цирков, и другими структурами. То есть тиграм мяса докладывают. В любое время можно посмотреть, что сегодня ест, к примеру, лев. В-третьих, специалисты, которые работают с животными, больше всех заинтересованы в том, чтобы их четвероногие коллеги выглядели и выступали прекрасно. Простая аналогия: вы журналист, ваш рабочий инструмент — диктофон. Вы заинтересованы в том, чтобы он хорошо работал, поэтому не бьете его о стену. То есть если вам говорят, что дрессировщик избивает животное, то это, скорее всего, неправда. Конечно, все в жизни бывает, все мы время от времени проявляем какие-то эмоции. И детей, в конце концов, шлепают по попе. Но говорить, что это какая-то система, совершенно неправильно. Мы готовы пускать людей в цирки, за кулисы, и показывать им, как живут животные.

Конкретный пример — у нас есть передвижной зооцирк «Сафари». Когда он находился в городе Астрахани, какой-то корреспондент сфотографировал, как ему показалось, плохие условия содержания животных. Мне позвонил депутат Государственной думы, уважаемый человек. Я ему предложил: «Создайте комиссию, привлеките общественность, природоохранную прокуратуру, благо в Астрахани она довольно опытная, потому что ей приходится бороться с браконьерами».В результате все осмотрели и сделали вывод, что животные в прекрасных условиях. И в местных СМИ сразу замолчали.

культура: Выступая на коллегии в Министерстве культуры, Вы говорили о необходимости улучшения системы проката. О чем идет речь?
Шемякин: Прежде всего, что такое система проката? Это движение наших программ по бескрайним просторам России. И поскольку цирки у нас разбросаны от Брянска до Владивостока, система проката должна быть оптимально построена на всех этапах. В первую очередь программы не должны повторяться. Допустим, если в Саратов приехали медведи, то в следующей программе косолапых быть не должно, иначе зритель на нее не пойдет. Также нужно очень хорошо просчитывать логистику: когда мы везем большую программу, требуется достаточное количество автомобилей для животных, кормов, людей, реквизита. Второй важный момент — у нас есть партнерские программы, как государственные, так и частные. И чем мы станем открытее, тем лучше для нас. Например, если к нам хочет приехать du Soleil и устроить гастроли по нашим циркам, то мы с ними, безусловно, будем вести переговоры. На Украине с цирками полный беспорядок, и многие артисты хотят работать у нас. Так как Росгосцирк — компания уникальная, мы должны правильно выстроить логистическую работу. Следующая часть — финансовая. Чтобы государство зарабатывало, нам нужно выстроить понятную и прозрачную систему. Наконец, творчество. Повторюсь, для нас очень важен вопрос качества. И перед тем как программа — Росгосцирка или цирков-партнеров — поедет по стране, она должна пройти оценку наших специалистов.

культура: Что представляет собой дополненная и виртуальная реальность в цирке, о которой Вы говорили на коллегии Министерства культуры? Цирк же вроде, включая даже номера фокусников, предельно реалистичное искусство.
Шемякин: Отдельные европейские и китайские цирки делают коллаборацию между классическим цирком и дополненной реальностью. Например, когда на манеже работает живой слон, прямо из зрительного зала выходят голографические слоны. Эффект потрясающий. Сейчас уже никого не удивляет, что в цирках работают светодиодные экраны, куда выводится происходящее на манеже. Онлайн-трансляции — тоже элементы нового цирка, раньше такое и представить было невозможно. Так что новые технологии — это будущее нашей сферы.


Фото на анонсе: Софья Сандурская/mskagency.ru