Александра Пермякова: «Зрители устали от эстрадного однообразия»

Денис БОЧАРОВ

10.10.2019

17 октября отметит юбилей художественный руководитель Хора имени Пятницкого Александра Пермякова. С хранителем традиций главного отечественного певческого коллектива пообщался корреспондент «Культуры».

культура: Что запланировано на юбилейное торжество?
Пермякова: Начиная с 1911 года Хор имени Пятницкого прошел разные этапы становления, это хотелось бы отразить в программе. Прозвучат русские народные песни, обработки различных композиций, авторские произведения (ведь мы, помимо прочего, исполняем Пахмутову, Розенбаума, Матвиенко). Будут плясовые, игровые номера из разных областей России.

Нынешний коллектив хора очень молод. И географически, к счастью, весьма разнообразен. Почему к счастью? Объясню. У нас поют девчонки и парни из регионов. Современный мегаполис, увы, «перемалывает» молодежь, но в деревнях, рабочих поселках, районных городах сохранились подлинно народные певцы.

Нас приедут поздравлять большие коллективы со всей России — от Татарстана и Башкортостана до московских: Оркестр им. Осипова, Ансамбль Людмилы Зыкиной, «Березка»... Друзья, с которыми общаемся не одно десятилетие.

культура: У вас довольно плотный график выступлений, расписан чуть ли не по дням. Это связано с тем, что сам бренд «Хор имени Пятницкого» хорошо известен, или же в России нынче наблюдается запрос на русскую народную песню?
Пермякова: Это не столько запрос, сколько банальная усталость современного зрителя от эстрадного однообразия. Я начинала руководить хором в конце 80-х, и примерно до 1997-го ситуация была весьма неутешительная: порой на сцене присутствовало больше людей, чем в зале. А сейчас интерес к народному искусству очевиден.

Работа любого коллектива начинается, как бы прагматично это ни прозвучало, с кассы. Всегда спрашиваю: какова ситуация с продажами на наши концерты? И прошу сравнить с востребованностью ведущих солистов отечественной эстрады. Отвечают: удивительно, но на «эстрадников» порой билетов покупают мало, даже приходится отменять выступления. А вот на Хор Пятницкого, на народное искусство, люди просто ломятся...

Да, был довольно длительный тяжелый период. Просто потому, что мы совершенно выпали из информационного поля. Сейчас, к счастью, иная картина: достаточно повесить афишу — и тут же переполненные залы, иногда просят дать дополнительный концерт. Благо в Московской филармонии эффективный отдел, который занимается продвижением или, как это сейчас принято называть, промоушном.  

В последние годы на наш коллектив выходят напрямую. Говорят, например: «Вас беспокоит город Орел, у нас предстоит мероприятие, пожалуйста, приезжайте, мы все оплачиваем». А ведь вывезти такой огромный коллектив — очень большие затраты: транспортные расходы, проживание в гостиницах... Но в отличие от иных «звезд» мы люди скромные, часто слышим: «Как с вами, народниками, легко работать. Когда приезжают большие коллективы, у нас голова не болит».

культура: Как вы, профессиональные певцы, относитесь к шоу «Голос», которое традиционно набирает обороты к концу года?
Пермякова: С одной стороны, это неплохо. Взрослые поют, детишки резвятся — ну прямо поющая Россия (улыбается). Правда, все проходит по условной схеме: «Мы вас берем, но только играть будете по нашим правилам». А к чему такие правила и почему они должны быть «вашими»?

«Голосовики» делают акцент на внешний вид: повернулся, засмеялся, где-то подтанцевал... Я с этим не согласна. Для нас важно другое. Вспомним великую русскую певицу Зыкину: разве она дергалась на сцене? Был продуман каждый скромный жест, но зато как пела! И именно это остается классикой. Или, например, Русланова: рука в бок, и все — готовый образ. Мы тоже стараемся следовать негласному правилу — за всеми показными выпадами не растерять душу.

культура: Какими качествами нужно обладать, чтобы попасть в ваш хор?
Пермякова: Я всегда говорю: легче научить, чем переучить. Поэтому, когда парни и девушки приходят в хор, просто сижу и слушаю. Внешнюю сторону, все эти кривлянья, шатания мы уже миновали. Сейчас, чтобы отвоевать своего слушателя, нам необходимо работать над драматургией песни. Ведь каждая композиция — своего рода театральная пьеса. Ее нужно правильно прочитывать, чтобы понять, и порой не один десяток раз. Проверяем буквально все, до жеста, до ноты. Люди, приходящие к нам, должны не только уметь петь, но и хотеть это делать.

культура: Хор Пятницкого за свою более чем вековую историю объездил весь мир. Как нашу песню воспринимают за рубежом?
Пермякова: В каждой стране по-разному. Допустим, в Германии свои вкусы, там без «Калинки» не обойтись. А вот в Сербии более востребованы монументальные вещи, вроде «Степь да степь кругом», там в чести мощное хоровое звучание. Исключением является разве что Израиль, где за последние годы мы были уже дважды: там просто проходит концерт по заявкам, в духе: «спойте то, спойте это». Да оно и неудивительно: ведь сколько там русскоязычного населения...

культура: В этом году отмечается не только Ваш личный юбилей — исполнилось тридцать лет с того момента, как Вы стали директором Хора Пятницкого. Как оцениваете проделанный путь?
Пермякова: Начала с нуля, и вперед! (Смеется.) Ну а если серьезно... Первое время некоторые газеты писали про меня: мол, и такая я, и сякая... Отшучивалась в духе: «Я вам еще наруковожу!» Но потом стала отвечать более серьезно: я не народница, я — ГИТИС, и поэтому у меня совершенно другое восприятие, иное понимание, масштабное видение того, что должно быть на сцене... В целом горжусь тем, что успела за истекшие десятилетия сделать на своем поприще.

культура: Написанием мемуаров не думали заняться?
Пермякова: Есть кое-какие наброски. Но вдумчивые, подробные мемуары — это время, которого у меня никогда нет. Однажды отдала материалы на доработку какому-то журналисту, потом прочла и поняла: все не так. И пока эту историю забросила. Ну и потом: даже если мои откровения будут готовы, кто возьмется печатать большой текст про Хор имени Пятницкого?

культура: Подробный аудиокаталог записей хора существует? Его можно было бы красиво продать.
Пермякова: В точку попали. Материала для подобного издания предостаточно. Надеюсь, выпустим нечто похожее на антологию в 2020 году.

культура: Какими качествами должен обладать начинающий автор, чтобы Хор имени Пятницкого взял в репертуар его композицию?
Пермякова: Все очень просто. Пусть авторы пишут хорошие вещи. Мне ведь Матвиенко не на блюде принес песню «Конь» — это было мое решение. Всегда необходимо понять: вот она, моя песня, наша песня.

А то ведь много чего присылают примерно такого содержания: «На одном плече калина, на другом плече малина, а на спине рябина, вся исплакалась и жду, когда ж ты, мой родной, придешь». Сами понимаете, это несерьезно.

культура: Какая, по Вашему впечатлению, сложилась репутация у Александры Пермяковой в хоре? Вы суровый диктатор или все-таки более-менее демократичный начальник?
Пермякова: Не могу похвастаться, что демократична. Мой огромный опыт показал: демократия — это замечательно, но только за стенами Хора Пятницкого. У нас, скажем так, творческая диктатура. Ведь не случайно Любимов заметил: когда артист поступает в театр, он вступает в добровольное рабство. Здесь такая же история, иначе нельзя. Перед тобой огромное количество людей: по одному слову все скажут — уже тысяча слов получится.

Поэтому даже на репетициях я стараюсь указывать точку, на которую следует смотреть. Вожжи отпускать ни в коем случае нельзя. 45 минут репетиция, 15 минут перерыв, в котором вы хоть на голове стойте. Всегда объясняю: «Ребята, чай пить я к вам домой не хожу, не вмешиваюсь в вашу личную жизнь, вы пришли на работу, честно отработайте положенное время, спасибо, до свидания».

Даю три дня выходных, после этого вновь собираю коллектив. Необходимо учитывать: они после «каникул» приходят расслабленные — молодо-зелено, что тут поделаешь. Но при этом молодежь у нас очень дисциплинированная и воспитанная, ни о каких опозданиях и — Боже упаси! — нарушениях режима речи быть не может.


Фото на анонсе: Юрий Машков/ТАСС