Дмитрий Белюкин: «Перестаньте кидать камни в наше прошлое»

01.12.2017

Андрей САМОХИН

Дмитрий БелюкинВ залах Академии художеств РФ открылась персональная выставка народного художника России Дмитрия Белюкина «Время собирать камни...». Она приурочена к 55-летию мастера. Всего представлено около 200 живописных работ, многие из которых публика увидит впервые.

культура: В экспозиции нет некоторых Ваших «знаковых» произведений, в первую очередь масштабного полотна «Белая Россия. Исход». Почему?
Белюкин: Картина давно висит в Центральном музее Вооруженных сил РФ. Я не стал выставлять ее, как и другие произведения «белогвардейского цикла», поскольку они не входили в замысел концепции.

культура: Зато «Осколки» — наверное, смысловой центр экспозиции? Мальчик-казачонок на фоне разоренной дворянской усадьбы пытается собрать из фарфоровых осколков целую тарелку.
Белюкин: Возможно, родители героя принимали участие в разгроме господского дома: во многих селах приезжие комиссары заставляли крестьян это делать вместе с ними, чтобы «повязать» общим преступлением. В данном случае воспроизведена панорама вокруг усадьбы Панаевых в деревне Байнево на моем любимом Валдае. Одна местная бабушка давно рассказывала, что окрестные крестьяне очень не хотели жечь эту усадьбу, что барыня там была добрая, приветливая, и они с девочками часто бегали потом на развалины и тихо плакали там.

культура: Можно трактовать иначе? Мальчик — сирота, у которого Гражданская отняла родителей. Война давно отшумела, он уже не помнит прежнего русского мира. Эта тарелка для него — образ чего-то утерянного и красивого, как сказка былых времен.
Белюкин: Что ж, интересное прочтение. Главное, что он хочет именно собрать, а не разбросать подальше эти осколки прошлого, то есть восстановить связь времен.

культура: Разбитыми оказались тарелки уже не только царской, но и советской России. И склеить хотелось бы обе?
Белюкин: Да, безусловно. Цитату из Екклесиаста «время собирать камни» я поставил в название выставки, конечно, в широком контексте. Вот портрет последнего царя Николая Александровича с двумя сестрами за спиной: его супругой Александрой Федоровной и великой княгиней Елизаветой Федоровной, прославленными Церковью. Вглядитесь в кроткий лик царя — может, хватит уже его мучить посмертно? А на этой картине — затопленные корабли Черноморского флота, выполнившие свой последний долг, перегородив вход в севастопольскую бухту англо-французской эскадре в Крымскую войну. Все это русские камни, которые нам следует бережно собрать, чтобы перестать быть Иванами, не помнящими родства.

«Утро Бородинской битвы»Я благодарен Студии военных художников имени Грекова, заказывающей мне исторические полотна. В этом сотрудничестве родилось много моих работ, в частности «Александр Суворов», «Петр Великий», «Утро Бородинской битвы», представленные на выставке.

культура: Вас, наверное, не раз осуждающе называли «белогвардейским художником»?
Белюкин: Бывало, конечно. Когда та же «Белая Россия» была вывешена в 1995-м на стене ЦМВС, то пришедшие туда вдруг в большом количестве пожилые советские генералы высказали свое коллективное возмущение — как, мол, это могло появиться здесь. Их просто трясло от ненависти. Директор музея Александр Константинович Никонов тогда претерпел за меня некоторые гонения, его спас Никита Сергеевич Михалков.

Скажу так: величать меня «белогвардейским художником» неверно. Мой дед, воевавший офицером в Германскую войну, попал в 1917-м в горнило революционных страстей и стал в итоге командиром Красной армии. Если бы все получилось по-другому, то я бы, допустим, родился где-нибудь в Париже или не родился бы вообще. Дед воевал в Сибири против Колчака. Однажды, правда, революционные солдатики его чуть не пустили в расход за «английский» пробор и офицерскую выправку. Но это детали. Отец добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Вся ближняя родня воевала за Советскую власть и советскую Родину. Так какой же я белогвардеец?

Спрашивается: почему художник не может быть чуть выше деления «белые — красные»? Мы ведь давно «проехали» ту войну, перемололи вражду миллионами судеб, историй семей. Сколько уже можно нас ссорить? Даже многие бывшие белые генералы, которых трудно заподозрить в симпатии к Советам, перечисляли деньги для Красной армии во время Второй мировой, благословляли подвиг советского народа в борьбе с фашизмом, помогали, чем могли...

Я поражен тем, что в столетнюю годовщину революции вновь удалось так подогреть давно, казалось бы, остывшие страсти. Не будем называть здесь провокационные фильмы и некоторые другие публичные акции, которые у всех на слуху. Ясно одно: это делается не от большой любви к России.

Я бы трактовал название выставки еще и так: перестаньте кидать камни в наше прошлое, судить-рядить об ошибках других людей в истории, а попробуйте собрать разбросанные камни и что-то хорошее из них выстроить. Восстановите гармонию в себе — и она начнет распространяться вовне.

«Афон зимой. Облако»

культура: А Ваши пейзажи — как они соотносятся с идеей экспозиции?
Белюкин: Это незримые «камни», фундамент нашей духовной Родины. С одной стороны, любимые и исхоженные мною библейские новозаветные места Иерусалима и Галилеи, с другой — благословенные виды Святой Горы Афон, а с третьей — храмы, монастыри и просторы Святой Руси.

культура: Можно ли, передавая гармонию красками, бороться с хаосом?
Белюкин: Я и стараюсь это делать по мере отпущенных мне Творцом способностей. К сохранению на холстах гармонии природы и души человеческой отношусь серьезно — как к своему служению. Тем более что служба эта приятна.

культура: Трудно ли сегодня жить художнику?
Белюкин: Нелегко. Выставочные залы у нас отобрали, приватизировали. ЦДХ сейчас вообще уходит из рук творцов изобразительного искусства. Сначала цены за выставление своих работ были щадящие, потом — безумные, как теперь в Манеже или Новом Манеже. Любая экспозиция трактуется как коммерческое предприятие. Но ведь далеко не все позиционируют свои картины как товар! Многие, и я в том числе, хотят просто показать людям лучшее, что сделали за какой-то промежуток времени, значительную часть своих работ вообще не собираются продавать. Но такие мотивы выпадают из сегодняшней коммерческой парадигмы: плати и выставляйся. Нас отучают, сводя все к арт-бизнесу, мыслить широко, по-русски: дерзать, затевать большие темы. Придуманы специальные продажные каталоги, «покупательные индексы» художников.

Мне приятно, что на открытии выставки выступавшие коллеги отмечали, что я стою «как скала против коммерции, отстаивая свое право рисовать не под заказ, а то, что необходимо, что хочется сказать от души». Что будет с картиной и с самим художником — вопрос другой. Нынешних меценатов ориентируют на сиюминутную моду, они, в большинстве своем, перестали ценить классическую живопись, как в свое время делал, например, Павел Третьяков.

культура: Каково сегодня положение реализма в изобразительном искусстве?
Белюкин: Термин этот уязвим, поскольку отсылает к двум искусственно придуманным в СССР стилям — соцреализму и критическому реализму, к которому отнесли, например, художников-передвижников. Я предпочитаю говорить о классическом искусстве.

культура: Речь идет об изображении окружающего мира таким, как его видит глаз, без намеренных искажений и потери предметности?
Белюкин: Все «измы», которые разрушают природную, божественную гармонию, давно в особой чести. Богатые их финансируют, рекламируют, раскручивают. Даже в старых художественных музеях (например, в Третьяковке), создававшихся как «храмы гармонии», появляются разделы весьма специфического «актуального искусства», которые Павел Михайлович в жизни бы не приобрел и не повесил у себя. Но вот непреложный факт: вопреки всем ухищрениям, эти направления привлекают зрителей не так, как классическое искусство. Нас, «классиков», или, если хотите, «реалистов», сегодня в мире все меньше. Мы не в «мейнстриме», и чем меньше о нас информации — тем больше тянутся к полотнам обычные люди, уставшие от различных изломов психики.



Фото на анонсе: Соломон Лулишов/РИА Новости

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть