Елена Левина: «Дворянские гнезда китча не выносят»

Дарья ЕФРЕМОВА , Орловская область

27.07.2017

Нынешним летом родовое имение Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново» отмечает сразу две памятные даты: 30 лет назад Совет министров РСФСР принял постановление о создании Государственного мемориального музея-заповедника, а 80 лет назад лежавшая в руинах усадьба стала филиалом Орловского музея писателя. Тогда же начались работы по ее восстановлению. 

Сегодня «Спасское» — это огромный, играющий тенями старых лип и яблонь регулярный парк, романтичный деревянный дом с мезонином, к которому примыкает каменный полукруглый флигель и храм Спаса Преображения, построенный еще при двоюродном деде писателя Иване Лутовинове. «Культура» побеседовала с директором музея-заповедника Еленой Левиной. 

культура: «Спасское-Лутовиново» — один из самых известных литературно-мемориальных комплексов России. Ваши посетители (150 000 человек в год) составляют 70 процентов туристического потока всей Орловской области. И все же это мало...
Левина: Конечно, немного. До нас трудно добраться, а остановиться поблизости негде. Усадьба находится более чем в ста километрах от Тулы и в семидесяти от Орла... Поэтому гости — в основном организованные группы и автомобилисты из Москвы, Тулы, Белгорода, Липецка, Брянска, Воронежа, Калуги. Реже — Санкт-Петербурга. 

Очень жаль, что в последнее время к нам меньше привозят детей. Ведь одна из миссий любой литературной усадьбы — обеспечивать живую связь времен. Как бы громко это ни звучало, классика — основа национальной идентичности. Именно она воспитывает, закладывает идеалы и традиции. Сейчас все больше людей, у которых едва ли не все в произведениях прошлого вызывает непонимание.

культура: Автор «Отцов и детей» много времени проводил за границей, а здесь прожил в общей сложности 17 лет: в детстве и юности и во время ссылки 1852 года за статью-некролог «Памяти Гоголя», напечатанную в «Московских ведомостях». Так ли важен был для него дом в Орловской губернии? 
Левина: Тургенев — безусловно, русский европеец, но его мир и творчество кровно переплетены со Спасским. Живя во Франции, Германии, он стремился приезжать сюда как можно чаще, в места своего непростого детства. «Только что провел целых четыре дня не в стоге сена, правда, но в аллеях старого деревенского сада, полного сельских ароматов, земляники, птиц, дремлющих лучей солнца и теней, а вокруг двести десятин волнующейся ржи! Это было чудесно...» — писал он в мае 1871 года Гюставу Флоберу. Тургенев очень скучал по Спасскому. Мечтал провести здесь последние дни, но не сложилось. «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь», — просил он Полонских. 

А итогом ссылки стали повести «Постоялый двор» и «Два приятеля». «Я познакомился с великим множеством новых лиц и ближе стал к современному быту, к народу», — подводил Тургенев итог ареста. 

На самом деле, многие его произведения — родом отсюда: «Фауст», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Новь». Даже находясь далеко от Спасского, Тургенев мысленно возвращался в родные места, вспоминал детство, юность, людей, которые ему были дороги, и тех, к кому сложно относился... 

культура: В связи с этим любопытен образ Варвары Петровны, матери писателя. Самый известный ее литературный портрет — барыня из «Муму». 
Левина: Она была сложной, противоречивой натурой, но умным и ярким человеком. По мнению ряда литературоведов, она стала прототипом не только хозяйки Герасима, но и жестокой помещицы Глафиры Ивановны Гагиной в романе «Два поколения». Да и жена Лаврецкого в «Дворянском гнезде», судя по всему, названа в ее честь. При этом художественный язык писателя несет в себе воздействие, своеобразие ментального и речевого строя Варвары Петровны. К примеру, ее мысли, замечания, эпистолярная фразеология нашли отражение в рассказах и очерках «Записок охотника». Вообще, в Спасском Тургенев многое перечувствовал — и горечь, и радость. Он говорил, что лучшие годы провел здесь. Иногда у него гостил Толстой. И хотя отношения с Львом Николаевичем не всегда были безоблачными, в Спасском конфликты сглаживались. Современники рассказывали, как в каком-то бесшабашном порыве Толстой прошелся колесом по чинным анфиладам тургеневского дома. А однажды, гуляя с Тургеневым по окрестностям, Лев Николаевич увидел старого изможденного коня и тут же стал рассказывать спутнику, что чувствует несчастное животное. Иван Сергеевич спросил: «Когда-нибудь Вы были лошадью?» Из этого эпизода родился рассказ «Холстомер». 

культура: Помимо прочего, «Спасское-Лутовиново» — это еще и один из самых богатых мемориями музей, не так ли? 
Левина: У нас в экспозиции более 140 предметов, принадлежавших писателю и его предкам. Фортепиано под личной маркой, Иван Сергеевич приобрел инструмент в конце 1870-х годов, но изготовлен он был в 40-х петербургским отделением фирмы «Лихтенталь». В углу столовой громадные английские часы с надписью «Бьют — молчат» (строки из повести «Бригадир»). Знаменитый тургеневский диван — «самосон», на который, как говорил писатель, «стоит лишь прилечь, как уже спишь... Постараюсь его избегать». В большой гостиной мебель красного дерева — лучшие образцы русского ампира. Ширма, изготовленная крепостным художником по заказу Варвары Петровны. Она привезла из Сорренто альбом с крышкой деревянной мозаики, показала столяру и велела сделать нечто подобное. А тот, не имея представления об инкрустации из дерева, просто нарисовал красками цветы и фрукты, что произрастали в здешних теплицах и оранжереях. 

А в комнате для отдыха, которую хозяева называли «Казино», шахматный столик — за ним Тургенев сражался с Толстым. Друзья в шутку называли Ивана Сергеевича лучшим литератором среди шахматистов и лучшим шахматистом среди литераторов. В Спасском бывало много гостей: Фет, Некрасов, Григорович, Боткин. В кабинете еще одна семейная реликвия — старинная «византийская икона, вся почерневшая, в серебряном окладе». Тургенев рассказывал о ней в письме к Флоберу: «...Виден лишь огромный, мрачный и суровый лик — он меня немного угнетает, но я не могу распорядиться, чтобы икону убрали — мой слуга счел бы меня язычником — а здесь с этим не шутят». Согласно семейной легенде, икона пожалована Лутовиновым Иваном Грозным, хотя, конечно, она не византийского происхождения, это московская школа, последняя четверть XVII века. Серебряный оклад Варвара Петровна заказала в честь рождения первенца Николая.

культура: Правда ли, что вам не хватает помещений? 
Левина: Да, это один из больных вопросов. Основной фонд составляет 8500 единиц хранения, общий — около 30 000. А площадь хранилища — 79,5 квадратных метра. Кроме того, оно не отвечает современным требованиям. Поэтому и личные вещи, и книги, и автографы сейчас — в административном здании. Но самая главная наша беда, что памятники нуждаются в реставрации. Не в лучшем состоянии оказалась и Спасо-Преображенская церковь. Я противница сигнальных лент, но сегодня обязана предупреждать посетителей, что в любой момент может упасть кусок штукатурки. Кроме того, погибают старые липы. Вообще, чем ближе юбилей Тургенева, тем хуже настроение. Планов было громадье, но, к сожалению, благие намерения так и остались на бумаге. Готовиться начали еще в 2005 году. Поскольку музей находится далеко, и отсутствие инфраструктуры сдерживает поток туристов, для начала решили построить гостевой дом на 50 мест. В 2008-м проект был утвержден приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии, чуть позже одобрил и Минкульт. Затем «Спасское-Лутовиново» включили в Федеральную целевую программу «Культура России» с финансированием в размере 450 млн рублей на 2017–2018 годы. Также хотели создать выставочный центр с залами под открытое хранение. Предусматривалась прокладка водопроводно-канализационной системы, возведение очистных сооружений, газификация. Неловко говорить, но в настоящее время сброс по всем объектам производится в выгребные ямы, что тоже негативно сказывается на работе музея. 

Однако в 2014-м, при очередном согласовании «Плана мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева», мы получили бумагу от департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры, что «Спасское-Лутовиново» исключено из Федеральной целевой программы в связи с секвестрованием бюджета. Когда проблемы стали всплывать на поверхность, перекосились оконные и дверные рамы, удалось добиться средств на реставрацию дома-музея. 

культура: Недостаток финансирования — проблема почти всех литературных музеев. Есть ли у них будущее? Каким оно видится?
Левина: Да, конечно, это новые экспозиции, выставочные и издательские проекты, конференции. Иногда нам советуют делать ставку на интерактив: праздники, театрализованные шоу, незамысловатые развлечения для туристов. Но я против плохой самодеятельности. Если мы готовим концертные программы, то привлекаем лучших артистов и исполнителей. Все, что связано с именем большого писателя, должно делаться на высоком уровне, не хочется, чтобы это выглядело жалко. Меня не раз спрашивали, почему бы вам не нарядить кого-нибудь Тургеневым, чтобы он встречал гостей у крыльца, скажем, вместе с Полиной Виардо? Да это неуместно! Классика требует деликатного отношения. А дворянские гнезда китча на дух не переносят. 

культура: Фигура Ивана Сергеевича как-то не слишком вяжется со всеми этими популяризаторскими затеями. 
Левина: Он, как всякий большой художник, очень сложный, многоплановый. Как сказал один из литературоведов русского зарубежья Альфред Бем, бывают авторы одной книги, но обычно писатель прокладывает всем своим творчеством путь к этой единственной и никогда им не написанной книге... И вот если бы Тургенев сочинил такую, то это была бы, наверное, самая грустная история в мире. 


Фото на анонсе: Константин Лейфер/ТАСС