Елена Ямпольская: «Культура — это пространство красивых решений»

02.12.2016

В Санкт-Петербурге под председательством президента России Владимира Путина прошло совместное заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. На заседании выступила член президиума президентского Совета по культуре и искусству, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская.

Между культурой и государством не может быть антагонизма. У них общие задачи.

Нет государства без культуры, нет культуры без государства. Пока мы не осознаем, не примем сердцем эту взаимосвязь, страдающей стороной всегда будут люди. Наши сограждане, которые сегодня, как никогда, нуждаются в утешении со стороны культуры.

У этого «как никогда» есть и объективные, всем понятные причины, которые в данный момент усложняют нашу жизнь, зато делают честь нашей стране и работают на ее будущее. И, увы, причины субъективные — ибо на протяжении многих лет людям внушали: купи себе счастье новой модели, купи счастье с бОльшим количеством пикселей или лошадиных сил, а прежнее счастье сдай нам на утилизацию. И вот, когда потребление стало менее доступным, выяснилось, что рецепторы для восприятия других видов счастья несколько притупились. Восстановить эти рецепторы, напомнить человеку о простых и вечных источниках радости, не связанных напрямую с количеством денег в кармане, способна только культура. Мне кажется, в интересах государства — чтобы она эту миссию выполнила.

Помните, в «Войне и мире» Толстой пытается вычислить таинственный “икс”, который обеспечивает армии победу при столкновении с равными или даже превосходящими силами противника? И он находит этот «икс» — дух войска. Дух народа — вот что помогало нам выходить победителями из любых испытаний. Поможет и сейчас, если мы о нем позаботимся.

А из чего складывается этот дух? На первый взгляд, из «мелочей».

Вы ведь знаете, каким образом зачастую проводит выходные среднестатистическая семья в крупном российском городе. Едет в большой магазин, так называемый мегамолл, смотрит в мультиплексе новое кино — в абсолютном большинстве случаев американское, покупает ребенку очередную игрушку, сделанную в Гонконге и изображающую какого-нибудь заокеанского монстра, а потом обедает в фаст-фуде — под американской, канадской, австралийской, в лучшем случае — ориентальной вывеской. А ведь детство — это время, когда в душе человека запечатлевается образ Родины. И каким же будет этот образ?

Культура не локализована исключительно в театрах, музеях и филармониях. Культура — все, что формирует душу человеческую. А значит, нужны свои, отечественные игрушки, в том числе — компьютерные игры, мультики, фильмы, книги, музыка, спортивные и туристические программы, молодежные шоу, где участники не только валяются пузом кверху, переругиваясь с себе подобными, национальная справочная система — чтобы курсовые сдавать не по «Википедии», нужны свои праздники и увлекательные общие дела… И всего этого — родного — должно быть много. Чтобы было интересно жить.

Если в ответ на появление Pokemon Go мы будем лишь яростно проклинать бесовщину, то рискуем однажды оказаться очень скучной страной. Юное поколение всегда хочет создавать собственную реальность. Менять мир. Фантазировать. Мы в состоянии предложить им свои, национально ориентированные способы реализации этой потребности? Если да — покемонам здесь ловить нечего. И их ловить будет некому. Если нет — или недостаточно — какой смысл перекладывать нашу общую ответственность на несчастных покемонов?

Не буду сейчас говорить о финансировании. Все-таки главными ресурсами культуры во все времена остаются не деньги, а таланты и свежие художественные идеи. С идеями беда. Посмотрите, как мы эксплуатируем наше наследие. Не вдохновляемся на новые свершения, но хватаемся как за костыли, от беспомощности. Включаешь популярные телешоу и слышишь восторги: “Ах, как он похож на — Никулина, Миронова, Ива Монтана, Элвиса Пресли…” Однако и эти легендарные личности, и ныне здравствующие мэтры достигли высот в профессии именно в силу своей НЕпохожести, уникальности. Бесконечные сеансы “ксерокопирования” как раз и свидетельствуют о дефиците оригинальных идей.

Мы живем в эпоху аранжировок. Даже патриарху на юбилейном концерте исполняют “Здесь проходила, друзья, юность комсомольская моя”… Великое произведение Соловьева-Седого — о прекрасном городе, где мы сегодня находимся, но, согласитесь, каждому поводу — уместные песни. А где их взять?

Как депутат Государственной думы я уверена, что соавторами нового Закона о культуре должны стать прежде всего сами деятели и работники культурной отрасли. Однако не менее очевидно, что генерацию художественных идей нельзя обеспечить лишь в законодательном, а тем паче — в приказном, командном — порядке.

Вообще, недопустимы две крайние позиции. Первая — в адрес государства: дайте денег и отойдите! Вторая — в адрес деятелей культуры: мы выделяем вам средства из бюджета, будете делать, что мы скажем. Вести диалог в подобном тоне вульгарно. А культура — это пространство красивых решений. По-моему, приемлемую для всех формулу вывел когда-то поэт Максимилиан Волошин: «Социальный заказ принимаю, но требую, чтобы он был умен и талантлив. Заказчик тоже должен быть талантлив»…

Позиция: «мы не вмешиваемся, пока не нарушен уголовный кодекс», также видится мне неубедительной. Художник использует в качестве материала собственную душу, и одной презумпции невиновности ему недостаточно. Требуется еще презумпция любви. Доброжелательное, заинтересованное и компетентное партнерство со стороны государства может снять те досадные заусенцы, когда регулированием культурной сферы начинают заниматься добровольцы разного уровня адекватности.

Договор между культурой и обществом нам необходим, но я не вижу другого гаранта справедливого исполнения такого договора, кроме государства. Иначе всегда будет нарушено — либо право общества на глубокие смыслы и высшие ценности (без чего не бывает ни единства, ни развития страны), либо право художника на свободу творчества.

Как говорил великий русский живописец Брюллов — и его опять-таки любил цитировать Лев Николаевич: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Та самая искра Божия, без которой костер остается грудой хвороста. Нам надо уметь угадывать эту искру.

Культура — это область тонких энергий. Надо чувствовать разницу между сознательным, злостным шкодником и тем, кто в луже под ногами пытается разглядеть отражение облаков. Это его способ видеть облака. Может быть, не лучший. Но для духовного здоровья общества опасно только полное отрицание неба. С остальным не надо бороться, это впустую потраченные силы.

Признаюсь, все чаще ловлю себя на том, что плАчу, когда пересматриваю советские фильмы. Особенно детские. Недавно застала на каком-то канале заключительную серию «Гостьи из будущего». Там, если помните, Алиса Селезнева прощается со своими одноклассниками из двадцатого века и говорит каждому: «Ты станешь великим поэтом. Ты — знаменитым художником, и твои выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе и Венере. А ты будешь простым инженером — и изобретешь машину времени». Слушая все это, я ощутила, что у меня увлажняются глаза — как и сейчас… Нам повезло: те фильмы, которые пришлись на наше детство, давали представление о настоящей мечте. О том, к чему действительно надо стремиться в жизни. Да, никто из нас не изобрел пока машину времени, и вообще, не все оказались восприимчивы к образу прекрасного далека, однако во многих вот так — исподволь, из «мелочей» — формировался внутренний стержень. Наша задача — помочь формированию такого стержня у современных ребят. Которые не хуже, а во многом и лучше нас, тогдашних. Эта задача требует совокупности добрых воль, гармонии между культурой, обществом и государством. У нас нет права на обиды и дрязги. Мы обязаны научиться договариваться.



Стенограмма Совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку